Слайд 1
«Природа агрессии и агрессивности в общении»
Слайд 2Определение агрессии
Слово “агрессия” происходит от латинского “aggresi”, что означает “нападать”.
Этот термин издавна бытует в европейских языках, однако, значение его
далеко не всегда было одинаковым. До начала XIX века это понятие было очень широким: агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким.
Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Слайд 3Агрессивность
Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во
время агрессивного действия.
Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности, так
как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Слайд 4Агрессия
Агрессия относится к:
Врожденным побуждениям и задаткам;
Потребностям, активизируемым внешними
стимулами;
Познавательным и эмоциональным процессам;
Актуальным социальным условиям в сочетании
с предшествующим научением.
Слайд 5По методу
выражения
Интеллектуальная
агрессия
По цели
Враждебная
агрессия
Физическая
агрессия
Вербальная агрессия
Классификация агрессии
Слайд 6
По направленности
По степени
выраженности
По наличию
инициативы
Аутоагрессия
Агрессия,
направленная вовне
Косвенная агрессия
Прямая агрессия
Инициативная
агрессия
Оборонительная
агрессия
Слайд 7Проявление агрессии
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных
проявлений:
Целевая агрессия
Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии
в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.
Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Слайд 8Природа агрессии человека
Кондрат Лоренц
«Агрессия проистекает из врожденного инстинкта борьбы за
выживание»
«Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением
времени; выливается в действие в ответ на определенные сигналы извне» - немотивированная агрессия.
«Все живые существа наделены возможностью сдерживать, подавлять свои стремления к насилию. И чем сильнее животное «вооружено» (когтями, клыками), тем сильнее в нем сдерживающее начало.»
«У человека способность к насилию превалирует над сдерживающими началами.»
Слайд 9Фрустрационная теория агрессии
Д. Доллард.
«Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо
форме».
«Агрессия всегда является результатом фрустрации».
В отношении побуждения к
агрессии решающее значение имеют три фактора:
Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
Сила препятствия на пути достижения цели;
Количества последовательных фрустраций.
Слайд 10Применение теории на практике
Согласно этой теории руководителю необходимо выяснить, как
давно и/или как часто у данного сотрудника случались неудачи на
работе и с чем это было связано. Быть может, сотрудник стремился на повышение, но что-то ему помешало.
Тогда необходимо предложить сотруднику помощь в работе и не в коем случае не поощрять агрессивное поведение.
Слайд 11Теория социального научения (бихевиоральная модель).
А.Бандура:
«Агрессия представляет собой усвоенное поведение
в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное
подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец».
С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
Способов усвоения подобных действий;
Факторов, провоцирующих их появление;
Условий, при которых они закрепляются.
Слайд 12Теория социального научения
Агрессия приобретается посредством:
Биологических факторов (например, гормоны,
нервная система)
Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
Агрессия провоцируется:
Воздействием
шаблонов (например, возбуждение, внимание)
Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
Побудительными мотивами ( например, деньги, восхищение)
Инструкциями (например, приказы)
Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)
Слайд 13Было доказано, что агрессивное поведение руководителей может выступать в качестве
модели агрессии для подчиненных (у агрессивных «родителей» обычно бывают агрессивные
«дети»).
Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Слайд 14Согласно этой теории, руководитель должен:
пресекать агрессивное поведение между подчиненными;
высказывать
свое недовольство подчиненному только тет-а-тет (дабы избежать копирования поведения другими);
следить
за психофизиологическими условиями работы;
быть хорошим примером для подражания среди своих подчиненных.
Слайд 15«Приручение» агрессии
Агрессия регулируется:
Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение,
неприятные последствия)
Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют
или наказывают других)
Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)
Слайд 16Самоконтроль агрессивности
Многое зависит от нашей собственной интерпретации событий: помеха на
пути к достижению цели не побудит к агрессии, если она
не переживается как неприятное событие.
«Если я считаю, что эта ситуация меня не обижает, я не обижаюсь. Если я интерпретирую ситуацию как оскорбляющую меня, я оскорбляюсь и злюсь.»
Слайд 17Представления мужчин и женщин об агрессии
Женщины рассматривают агрессию как экспрессию
— как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения
агрессивной энергии.
Мужчины, напротив, относятся к агрессии как к инструменту для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.
Слайд 18
При общении с человеком, который начинает проявлять агрессию в поведении,
очень важно проявить самоконтроль и выдержку, а также попытаться выяснить
природу агрессивности данного человека, т.е. выявить мотив агрессии.
Слайд 19Источники
http://www.follow.ru – научные статьи по психологии
http//: psy.rin.ru – психологический сайт