Слайд 1Призентация
Барьерный бег
Подготовил:Семёнов Владислав
ОБ-ФК-До-21
Слайд 2Упражнения, способствующие овладению работой рук
И.п. – стойка ноги врозь,
руки согнуты в локтях. На счет 1-2-3 – движение руками,
как при беге; на счет 4 проделать более широкое движение вперед, выпрямляя руку в локтевом суставе, и вернуться в и.п. Повторить 6-12 раз. Посылая руку вперед, несколько наклониться; возвращаясь в и.п., руку нести через сторону. Выполнять в медленном, среднем и быстром темпе (рис. A).
И.п. как в упражнении 1. Имитация работы рук в ходьбе. Выполнять в медленном, среднем и быстром темпе (рис. B).
И.п. как в упражнении 1. Имитация работы рук в беге. Выполнять в медленном, среднем и быстром темпе.
И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях. Имитация работы рук с одновременным подниманием маховой ноги с тазом вперед-вверх и последующим выбрасыванием голени пяткой вперед-вниз. Выполнять в движении, т.е. в ходьбе с продвижением вперед. Повторить 6-12 раз, 2-4 серии.
И.п. – маховую ногу на барьер. Имитация работы рук. По возможности маховую ногу, лежащую на барьере, не сгибать в коленном суставе. Повторить 8-12 раз, 2-3 серии (рис. C)
Методические указания. Данные упражнения дают занимающимся некоторое представление о движении рук в барьерном беге. Исполняя их, нужно следить, чтобы рука проходила далеко вперед. Посылая руку вперед, одновременно наклонять туловище, как бы догоняя руку. В начале обучения темп исполнения медленный.
Слайд 3Упражнения, способствующие правильному движению маховой ноги
И.п. – стать у
барьера, рукой взяться за планку сверху. Быстро поднять маховую ногу,
согнуть в колене и опустить в и.п. Повторить 10-12 раз. Выполнять в среднем и быстром темпе (рис. A).
И.п. – стать боком у гимнастической стенки (барьера), рукой взяться за перекладину на уровне плеч. Поднять бедро маховой ноги выше горизонтали с последующим выбрасыванием пяткой вперед. Быстро опустить прямую ногу вниз. Повторить 10-15 раз, 2-3 серии (рис. B).
То же упражнение, только выполняется с резиновым амортизатором.
И.п. – стать лицом к стенке на расстоянии 110-150 см. Высоко поднимая бедро маховой ноги, активно выбросить голень с последующим касанием стены («атака» барьера). Повторить 10-18 раз. Упражнение выполнять с ускорением в конце (рис. C).
То же упражнение, только выполняется с ходьбы или с небольшого разбега. Повторить 10-15 раз.
То же упражнение, только выполняется с последующим продвижением на опору (гимнастический конь). Повторить 10-15 раз (рис. D).
И.п. – стать лицом в сторону движения. «Атака» на гимнастического коня через стоящий впереди низкий барьер. Повторить 10-18 раз. Упражнение выполняется с места, с ходьбы или легкого бега, во всех случаях с постепенным ускорением движения в конце. Расстояние между барьером и гимнастическим конем 30-80 см.
Расставить 5-6 невысоких барьеров на расстоянии 8-12 м. Пробегая сбоку барьера, маховую ногу переносить через него, толчковую вне его. Между барьерами бежать с высоким подниманием бедра. Повторить 4-8 раз (рис. E).
Слайд 4Упражнения, способствующие правильному движению толчковой ноги
И.п. – стать на расстоянии
90-120 см сбоку барьера, держаться за жердь гимнастической стенки. Перенос
толчковой ноги, согнутой в коленном суставе, через барьер сбоку. Повторить 10-15 раз, 2-4 серии. Имитация переноса толчковой ноги проводится из крайне-заднего положения, вначале медленно, затем ускоряя движение над барьером. Следить, чтобы нога была согнута в колене.
То же упражнение, только выполняется с резиновым амортизатором. При выполнении упражнения проносить толчковую ногу у самого края барьера.
То же упражнение, только выполнятся без резинового амортизатора и без барьера.
То же упражнение, только выполняется с двух, четырех и шести шагов. Подойти к барьеру, поднять маховую ногу коленом вперед-вверх, затем активно опустить за барьер. Рукой в этот же момент коснуться опоры.
Два барьера стоят на расстоянии 180-250 см один от другого В ходьбе поочередно переносить толчковую ногу сбоку каждого барьера. Повторить 6-12 раз.
И.п. – стать сбоку от барьера, держаться руками за опору. Один барьер установлен наклонно и перпендикулярно гимнастической стенке. Скольжение стопой вдоль планки барьера. Повторить 8-15 раз., 2-3 серии. Интервал отдыха между сериями – 1-1,5 мин.
5-6 невысоких барьеров расставлены на расстоянии 7-12 м. Пробегая сбоку барьера, толчковую ногу переносить через него. До барьера и между барьерами бежать с высоким подниманием бедра или укороченными шагами. Повторить 3-8 раз. Выполняется в среднем и быстром темпе.
Слайд 5Упражнения, способствующие согласованности движений
Поставить два барьера и гимнастического коня. Расстояние
между барьерами 2-3 м, от второго барьера до гимнастического коня
– около 1,5 м. Переход в ходьбе через два барьера с последующей «атакой» гимнастического коня. Повторить 5-10 раз. При переходе через барьер маховую ногу опускать быстро. Сильно вперед не наклоняться.
Расставить барьеры, как в предыдущем упражнении. Преодоление барьеров на подскоке.
Поставить пониженного гимнастического коня. Преодолеть препятствие в движении шагом. На носках подойти к гимнастическому снаряду, поднять маховую ногу, согнутую в колене, вверх-вперед и активно опустить вниз; сразу же оттолкнуться толчковой ногой, быстро вывести ее вперед, на первый беговой шаг за препятствием.
Расставить 3-7 низких барьеров на расстоянии 8-12 м. Бег в 5 шагов между барьерами. Повторить 4-10 раз.
Расставить 3-5 барьеров на расстоянии 3-4 м. Постепенно расстояние между барьерами можно увеличивать. Бег с высокого старта в один шаг. Повторить 5-10 раз. Выполнять в среднем и быстром темпе.
Расставить 3-5 барьеров на расстоянии 8,5-9,14 м, высота барьеров 60-106 см. Бег с высокого и низкого старта.
Слайд 62.4 Обучение технике барьерного бега
Ниже приводится методика Е.Е. Аракеляна, Е.А. Разумовского, Л.А. Череневой,
описанная в учебнике «Легкая атлетика» (под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова,
Москва, 1989)
Задача 1. Создать у занимающихся представление о правильной технике барьерного бега.
Средства. Наглядный пример бега барьериста высокой квалификации, показ видеозаписи, киносъемки с обязательной демонстрацией целостного бега, а не отдельных фиксированных его положений.
Методические указания. Преподаватель должен обратить внимание на самые важные моменты: высокую скорость и динамичность бега между барьерами, т.е. на шаговое движение через барьер, общую координацию движений.
Задача 2. Научить правильному переходу через барьер.
Средства. Специальные упражнения барьериста на месте (рис. 65) и в движении на дорожке.
1. Стоя на толчковой ноге перед барьером на расстоянии 30–40 см, поднять бедро маховой ноги до горизонтального положения, подняться на носок опорной ноги и, выпрямляя маховую ногу, опустить ее за барьер. Одновременно быстро перенести согнутую в колене толчковую ногу через барьер параллельно его планке и, сразу же выведя колено вперед, сделать шаг за барьером. 2. Пройти через 4–5 барьеров, удаленных друг от друга на 2–3 м, и выполнить это упражнение в ходьбе и беге с высоким подниманием бедра, перенося толчковую ногу через барьер, как и в первом упражнении. Высота барьеров подбирается индивидуально.
Методические указания. Следить за синхронностью действий маховой и толчковой ноги, за активным продвижением таза вперед. Акцентировать внимание на выполнении загребающего движения при опускании маховой ноги. Руки работают как при обычном беге.
При опускании маховой и выносе вперед толчковой ноги выводится вперед противоположная рука, согнутая так, чтобы локоть ее приблизился к колену толчковой ноги. Это действие приучает к правильному выносу вперед толчковой ноги и в то же время к сохранению наклона туловища.
Слайд 7Задача 3. Научить ритмичному бегу с барьерами.
Средства. Бег с барьерами
в 3 шага при их сближенной расстановке – для бегунов
на ПО и 100 м, в 5, 7, 10, 12 шагов – для бегунов на 400 м. 1. С 6–7 шагов разбега пробежать через 3–4 барьера. Высота барьера занижена, расстояние между барьерами подбирается индивидуально. 2. То же с 7–8 шагов разбега через 4–5 барьеров с постепенным их повышением до стандартной высоты и увеличением расстояния между ними.
Методические указания. Важно следить за тем, чтобы спортсмены не отталкивались близко к барьеру, не прыгали высоко через них, естественно соединяли пробегание через барьеры и бег между ними. Необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, уменьшая его для слабых и неуверенных спортсменов и увеличивая для более сильных и смелых.
Слайд 8Рис. 7. Специальные упражнения барьериста
Далее необходимо последовательно обращать их внимание на
основные моменты техники: активный вход на барьер без раннего наклона
туловища; полное выталкивание на барьер без раннего распрямления маховой ноги; недопустимость поспешного подтягивания толчковой ноги; непрерывность перехода в бег после схода с барьера без откидывания плеч назад; отсутствие прыжкооб-разного бега между барьерами.
Как только будут хорошо усвоены основы барьерного бега, почти все занятия надо проводить на высокой скорости.
Задача 4. Научить бегу со старта.
Средства. Бег с высокого и низкого старта через 2–3 барьера. Осваивается разбег при несколько сближенных расстояниях в 7–8 шагов – для бегунов на ПО и 100 м, в 21–24 шага – для бегунов на 400 м.
Методические указания. Чтобы не было близкого подхода к 1-му барьеру, рекомендуется положить отметку у места отталкивания и добиться убыстрения последних шагов перед отталкиванием (можно с помощью подсчета для ускорения темпа бега). С возрастанием скоростно-силовой подготовленности следует постепенно приблизиться к обычной линии старта.
Задача 5. Научить технике барьерного бега в целом и совершенствовать ее.
Средства. Разные варианты бега с барьерами на сокращенной, стандартной и увеличенной дистанциях. 1. Бег с низкого старта через 2–4 барьера на сближенном и нормальном расстоянии для отработки старта и стартового разбега. Высота барьеров может быть пониженной или стандартной. 2. Бег с высокого старта с 18–22 м разбега через 5–6 барьеров для освоения более быстрого стартового разбега и ритма на повышенной скорости (для бегунов на 110 и 100 м). 3. Бег с высокого или низкого старта (13, 13, 72 м) через 7–12 барьеров нормальной или пониженной высоты с несколько приближенными последними барьерами для развития специальной выносливости (для бегунов на ПО, 100 м). 4. Различные эстафеты с включением барьерного бега. 5. Групповые старты барьеристов. 6. Групповые старты барьеристов со спринтерами. 7. Участие в соревнованиях.
Методические указания. На каждом занятии следует выполнять специальные упражнения барьериста с целью более точной отработки деталей техники.
При обучении технике барьерного бега следует обратить внимание занимающихся на типичные ошибки (табл. 7).
Слайд 9Таблица 7. Ошибки в технике выполнения барьерного бега и способы
их устранения
Типичные ошибки при обучении Средства их исправления Пассивный подход
к барьеру со слабым ускорением
Слишком близкий подход к барьеру и перепрыгивание через него
Преждевременный наклон туловища при входе на барьер
Опускание колена и поднимание ступни при переходе барьера
Выпрямление туловища при сходе с барьера
Короткий 1-й шаг после схода с барьера
Несогласованные движения рук и ног в беге из-за слабой подвижности в тазобедренных суставах
Преодоление заниженных барьеров в условиях, приближенных к соревновательным
Нанесение отметки отталкивания; использование более низкого 1-го барьера
Преодолевать барьеры с акцентированным подъемом бедра маховой ноги; не спешить с ее выпрямлением; до конца отталкиваться на барьер
Специальные упражнения для толчковой ноги у опоры и в движении на дорожке
Акцентировать опускание маховой ноги ближе к барьеру; толчковую ногу выносить не вверх, а вперед
Преодоление нескольких барьеров в один шаг (расстояние между барьерами от 14 до 16–17 стоп)
Выполнение любых специальных упражнений барьериста обязательно с обеих ног
Слайд 10Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Первоочередной
задачей каждого тренировочного занятия юного легкоатлета является техническое совершенствование. Это
утверждение тем более справедливо для технически сложных видов, где достижение высоких спортивных результатов неразрывно связано с уровнем технического совершенства. При этом следует учитывать, что неизменное улучшение физической подготовленности, развитие необходимых качеств ставят все новые и новые задачи совершенствования. В барьерном беге одним из ведущих качеств является быстрота. Ее развитие должно проходить красной нитью в многолетнем планировании подготовки барьеристов высокого класса. Но если развитие качества быстроты идет в отрыве от технического совершенствования, то, как правило, наступает такой момент, когда результаты спортсмена не только перестают расти, но наоборот ухудшаются, несмотря на улучшение скоростных возможностей. Иными словами, следует обратить серьезнейшее внимание на приведение в соответствие обеих сторон подготовки.
Несомненно, и то, что когда владение техникой соответствует функциональной подготовке (техническое совершенствование проходит параллельно с улучшением физических качеств), то и результаты растут планомерно.
2. В каждом виде легкой атлетики есть свои особенности развития быстроты. В барьерном беге такое специфическое понятие, как барьерная скорость, складывается из трех компонентов: быстрота, ритм бега и техника преодоления препятствий.
3. Процесс совершенствования техники барьерного бега – это длительная, кропотливая работа спортсмена и тренера. Основным средством в совершенствовании техники барьерного бега являются барьерные упражнения. В каждом тренировочном занятии обязательно их многократное повторение.
4. Следует особо подчеркнуть, что только технически правильно исполненное упражнение даст нужный эффект. Все упражнения в той или иной мере являются повторением основного движения или же частью его, дают возможность ярче раскрыть детали целостного упражнения, подчеркнуть необходимые акценты, выполнить движение, ту или иную его связку более быстро, в нужном направлении и экономично по амплитуде и затраченным усилиям. С помощью специальных упражнений можно создать такие условия, при которых барьерист пробегает различные сочетания барьеров со скоростью выше соревновательной. Это очень важно – почувствовать способность преодолеть барьер быстрее, чем в соревнованиях. И если эти новые связи и ощущения ученика тренер сумеет закрепить и улучшить на новой качественной основе, то, по нашему мнению, они найдут ключ к дальнейшему успеху.
Слайд 11Литература
1. Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. Учебное пособие. Челябинск,
1977
2. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. М.: Физкультура и спорт, 1974.
3. Дьячков В.М. Совершенствование
технического мастерства спортсмена. М., 1972.
4. Книга тренера по легкой атлетике / Под ред. Л.С. Хоменкова. М., 1987.
5. Легкая атлетика / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – М., 1989.
6. Лутковский Е.М., Филатов А.А. Легкая атлетика. М., 1977.
7. Максименко Г.П. Управление тренировочным процессом юных бегунов. Киев, 1978.
8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
9. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. – 479 с.
10. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общей редакцией М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
11. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М., 2002.
12. Травин Ю.Г. Основы тренировки в легкой атлетике. М.: ГЦОЛИФК, 1977.
13. Филин В.П., Филин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
14. Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. М., 1975.
15. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 143 с.
Слайд 12Американец Дэвид Оливер, которому принадлежат 8 из 10 лучших результатов
сезона в мире в беге на 110 с/б, назвал пятерку
лучших, по его мнению, барьеристов в истории.
Слайд 13№5 Грег Фострер (США)
Фостер никогда не был самым быстрым, не
владел рекордом мира или страны, но от его достижений можно
сойти с ума. Он три раза подряд становился сильнейшим в мире, причем на чемпионатах, которые проходили раз в 4 года. 12 лет доминировать на чемпионатах мира! Возможно, что у Грега было бы 6 титулов, если бы он выступал по ныне действующей системе. Он также выиграл серебро на Олимпийских играх и 11 титулов чемпиона США!!!!
Слайд 14№4 Лю Сянь (Китай)
Экс-рекордсмен мира (12.91 и 12.88). Выиграл Олимпийские
игры в Афинах, повторив рекордное время Колина Джексона, феноменально выступил
на чемпионате мира в Осаке, где смог победить, стартовав по 8 дорожке. Он смог обогнать соперников, обладавших очень высокими личными результатами. Вы должны помнить, что, если перед финалом он отстает от вас на одну десятую, в решающем забеге он победит. И если бы Лю смог вернуться в свою боевую форму, то поднялся бы выше в этом списке.
Слайд 15№3 Колин Джексон (Великобритания)
Он удерживал мировой рекорд (12.91) с
1993 по 2004 год. Завоевал 4 медали на чемпионатах мира,
две из них золотые (1993 и 1999), а также в его активе серебро на Олимпийских играх в Сеуле. По-моему, самое главное его достижение – серия из 32-х побед подряд. А еще он остался рекордсменом мира в помещении. Еще одна сильная сторона – у Джексона была продолжительная спортивная карьера.
№2 Роджер Кингдом (США)
Он единственный парень, записи бега которого я просматриваю, чтобы улучшить свою технику. Вообще я внимательно слежу за каждым барьеристом, но я никогда не старался подражать Аллену Джонсону, Терренсу Траммеллу или Колину Джексону. Я не буду бежать или преодолевать барьеры в стиле этих ребят, а вот с Роджером мы немного похожи. Кингдом - двукратный олимпийский чемпион (1984 и 1988), рекордсмен мира (1989-1993). Его имя значится в списке рекордсменов или совладельцев рекордов США с 1989 по 2006 год!!! Он также стал первым человеком, который на дистанции 110м/б выбежал из 13 секунд. В 1988 году он не проиграл ни одного старта. За последние 20 лет ни один из барьеристов не смог повторить достижения Роджера и выиграть два золота Олимпиад.
№1 Аллен Джонсон (США)
Аллен в моем понимании - величайший барьерист в истории. Он олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, бесчисленное количество раз выигрывал национальный чемпионат. Джонсону принадлежит рекорд по числу «выбеганий» из 13 секунд (11). Аллен никогда не был рекордсменом мира, но я поставил во главу угла количество титулов и побед, а не единичные очень быстрые выступления.
В мою пятерку лучших не попали Ренальдо Нехемайя (США) и кубинец Дайрон Роблес. Нехемайя на пике своей славы ушел в NFL . Если бы он не стал футболистом, точно попал бы в тройку лучших, а так я отвел ему седьмое место. Роблес - рекордсмен мира и Олимпийский чемпион. Он также второй в списке спортсменов, «выбегавших» их 13 секунд (8 раз). Он не попал в мою пятерку из-за того, что все его достижения датированы 2008 годом. В этом сезоне Дайрон был величайшим, но Фостер и Лю доминировали на протяжении нескольких лет. Как только Роблес станет более стабильным, он тут же окажется в пятерке, а сейчас у него шестое место.
А что насчет меня? Я где-то в двадцатке. Смеюсь, конечно. Мне надо провести серьезные исследования, чтобы точно выяснить, какое место я занимаю.