Слайд 1Признаки неблагоприятного СПК и способы его оптимизации
Выполнила: Чащина Анастасия Игоревна
Группа:
Упб 2601-01-00
Слайд 2План
Понятие СПК
Понятие неблагоприятного СПК
Признаки СПК в коллективе
Вопросы для оценки СПК
Признаки
неблагоприятного СПК
Что может делать руководитель для благоприятного климата
Групповая работа с
коллективом
Индивидуальная работа с коллективом
Стратегии управления социальной напряженностью в коллективе
Психологические методы для создания положительного СПК
Слайд 3Что такое социально- психологический климат
Социально-психологический климат (СПК) – вид психологического климата,
вызванный межличностными отношениями или влияющий на них. СПК проявляется в
виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Слайд 4Неблагоприятный социально-психологический климат
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений
в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх
наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации и тп
Слайд 5Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе
Слайд 6Признаки:
уровень текучести кадров;
производительность труда;
качество продукции;
количество прогулов и опозданий;
количество претензий, жалоб,
поступающих от сотрудников и клиентов;
выполнение работы в срок или с
опозданием;
аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
частота перерывов в работе.
Слайд 7Предложенные ниже вопросы помогут оценить атмосферу в коллективе:
Нравится ли вам ваша
работа?
Хотели бы вы ее поменять?
Если бы вам сейчас предстояло заняться
поиском работы, остановили бы вы свой выбор на вашем настоящем месте?
Достаточно ли ваша работа для вас интересна и разнообразна?
Устраивают ли вас условия на вашем рабочем месте?
Удовлетворяет ли вас оснащение, оборудование, которое вы используете в работе?
Насколько удовлетворяет вас оплата труда?
Имеете ли вы возможность повысить свою квалификацию? Хотите ли воспользоваться такой возможностью?
Устраивает ли вас объем работы, которую вам приходится выполнять? Не перегружены ли вы? Приходится ли работать в нерабочее время?
Что в организации совместной деятельности вы предложили бы изменить?
Как бы вы оценили атмосферу в вашем трудовом коллективе (дружеские отношения, взаимное уважение, доверие или зависть, непонимание, напряженность в отношениях)?
Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным руководителем?
Часто ли возникают в вашем коллективе конфликты?
Считаете ли вы своих коллег квалифицированными работниками? Ответственными?
Пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег?
Слайд 8Признаками неблагоприятного климата в коллективе являются:
неудовлетворенность совместной деятельностью и безразличное
отношение к ней;
недостаточная информированность членов коллектива об аспектах внутренней жизни
этого коллектива;
недоверие и подозрительность людей друг к другу;
несправедливая критика;
чувство незащищенности и уязвимости (боязнь ошибок, сплетни и интриги за спиной друг у друга);
низкая степень включенности в жизнь коллектива, отсутствие сплоченности и взаимной поддержки;
нетерпимость к высказываниям и мнениям других;
отсутствие лояльности и уважения друг к другу;
перекладывание ответственности за состояние дел в организации с одного на другого;
отсутствие энтузиазма в работе;
невозможность самовыражения и применения своих знаний и умений на практике;
враждебная, неприветливая атмосфера в отношениях и плохое настроение членов коллектива в рабочее время;
сильное давление руководителей на подчиненных;
Слайд 9Положительный климат создает руководитель, который:
принципиален;
ответственен;
активен;
дисциплинирован;
добр, отзывчив и контактен;
обладает организаторскими способностями.
Отрицательно
на здоровье климата сказывается грубость, эгоизм, непоследовательность, неуважение, карьеризм.
Слайд 10От руководителя зависят и условия, которые диктуют климат. Необходимо:
быть доброжелательным
и уважительным в отношениях;
предоставлять сотрудникам возможность самим выбирать сферу деятельности;
замечать
и отмечать активность и творчество сотрудников;
способствовать заинтересованности работников в саморазвитии;
мотивировать работников на продвижение по службе с целью не только материальной выгоды, но и получения престижа, признания коллектива;
быть хорошим квалифицированным руководителем и добрым наставником.
Слайд 11Что может делать руководитель для благоприятного климата:
Обоснованно с позиции психологии
подбирать кадры.
Организовывать регулярное обучение и аттестацию.
Изучить и практиковать теорию психологической
совместимости, то есть хорошо разбираться в людях.
Способствовать практической деятельностью (через организацию мероприятий) выработке навыков взаимодействия и взаимоотношений.
Слайд 12Групповая работа с коллективом
Комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников
(психологи рекомендуют предварительно определить уровень лидерства в подчиненных, затем совместить
людей с различными типами поведения: ведомых с ведущими).
Тщательный отбор, расстановку, обучение и тестирование руководителей.
Ограничение количества работников, подчиненных руководящему лицу (5-7 человек);
Исключение лишних сотрудников, вакансий.
Использование содержательных элементов климата (правил, норм, ценностей, общего мнения и настроя).
Предотвращение и решение межличностных недоразумений.
Увлечение работников личным опытом, использование кратких примеров, проведение деловых игр, использование методов убеждения.
Слайд 13Индивидуальная работа с членами коллектива
Руководству необходимо точно знать:
довольны или недовольны
работники условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями с коллегами, статусом в коллективе;
обсуждают
ли сотрудники личные дела;
согласный ли коллектив поддерживать сплоченность;
готов ли работник взять ответственность за действия коллег;
какую позицию хотелось бы занять в общем деле.
Слайд 14Основные стратегии управления социальной напряженностью в коллективе
При комплектовании рабочего коллектива
необходимо учитывать психологическую совместимость сотрудников. В зависимости от целей надо
сочетать разные типы поведения людей.
Оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодические аттестации руководящих кадров;
Приемлемое ограничение числа сотрудников, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
Отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так и избыток членов коллектива ведут к его неустойчивости.
Опора в работе на наиболее авторитетных, активных членов коллектива (неформальных лидеров), пользующихся доверием персонала;
Управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, группового мнения и настроения);
Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов;
Применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия
Слайд 15Психологи разработали множество социально-психологических методов для создания хорошего климата в
коллективе.
1. Телесная психотерапия. Она основана на признании тесной связи
между психическими и физиологическими процессами, в частности на том, что личностные характеристики проявляются в позах, жестах, движениях. В управлении телесная психотерапия находит применение в организации на предприятиях комнат психологической разгрузки, кабин с манекенами менеджеров
Слайд 162. Арт-терапия. Эта методика базируется на том, что внутреннее «я»
человека отражается в зрительных образах каждый раз, когда он рисует,
пишет картину, лепит скульптуру, не задумываясь о своих произведениях (то есть спонтанно). Полученные в ходе работы с группой материалы позволяют выявить степень агрессивности и других негативных чувств у людей, помогают разрешить конфликты и наладить отношения между участниками. Арт-терапия используется в области социальной реабилитации и трудовой терапии.
Слайд 173. Группы «тренинга умений». Относятся к бихевиористскому направлению в психологии.
В основу подхода к работе положены обучающая модель, постановка целей,
измерение и оценка поведения. Примером могут служить группы «тренинга уверенности в себе». Таким образом обучают умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством и совершенствуют навыки общения.