Слайд 1ПРОБЛЕМНО – РЕСУРСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(Пример
компетентностного подхода как применение КиКМ в преподавании психологии )
Парфенова Н.Б.,
ПсковГУ
Слайд 2Понятие «сопровождение»
Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в
качестве спутника или провожатого (Ожегов С.И.) Глагол «сопровождать» обозначает действие,
происходящее одновременно с другим, дополнение этого действия, следование вместе с кем-то с оттенками «охранять», «указывать путь». Сопровождать - значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Спутник для охраны, для указания пути, защиты, присмотра». В ситуации сопровождения можно выделить 3 основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Сопровождение – это то, что сопровождает какое – либо явление или действие. Быть в сопровождении – это значит быть вместе с кем-то, сопутствовать чему-нибудь.
Слайд 3Психологическое сопровождение
По мнению А.А. Деркач (1999), «психологическое сопровождение – это
целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и
коррекции субъектов труда». М.Р. Битянова (1998), А.В. Гумницкая (2004) рассматривают психологическое сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития человека в ситуации учебного взаимодействия.
Слайд 4продолжение
Сопровождение рассматривают как поддержку психически здоровых людей, у которых на
определенном этапе развития возникают личностные трудности. В логике социально-ориентационного подхода
(Бережнова Л.Н., Богословский В.И.) сопровождение рассматривается как взаимодействие, направленное на оказание помощи субъекту развития в решении проблем. Другие авторы рассматривают сопровождение как системную интегративную технологию социально-психологической помощи личности и как один из видов социального патронажа (Бардиер Г., Битянова М, Волосников А., Деркач А., Митина Л., Цветкова Н.). Л.А. Кандыбович (1998) особое внимание уделяет сопровождению в условиях профессионального становления и описывает его как планомерную, систематическую помощь молодому специалисту в процессе его профессионального становления с целью преодоления затруднений деятельности. Как особую модель «пролонгированной психологической помощи» в период кризиса рассматривает сопровождение Н.Г. Осухова (2005).
Слайд 5Модели сопровождения
Комплиментарная – в целом сохраняет существующую стратегию поведения, но
привносит новые элементы, способные расширить поведенческий репертуар личности.
Вытесняющая – предполагает
полную или частичную замену существующих стратегий поведения как неадаптивных.
Механизмы реализации сопровождения - рефлексия, фасилитация, субъект-субъектные отношения. Условия сопровождения - сотрудничество, т.е., совместное планирование, подготовка, проведение, анализ целенаправленной, личностно-значимой и эмоционально окрашенной, творческой деятельности.
Слайд 6Ситуации сопровождения
Ситуации, в которых требуется помощь специалиста, - это ситуации
напряжения или патогенного мышления (обида, зависть, страх и т.п.), ситуации
затруднения, барьеров (психологических, гносеологических и др.), ситуации дефицита знаний, умений; ситуации отсутствия или утраты смысла деятельности; ситуации демотивированной деятельности; ситуации адаптации к новым условиям; ситуации напряжения, мобилизации усилий; ситуации выбора или ошибок; ситуации удовлетворения интересов; ситуации выхода за пределы заданных требований; ситуации обдумывания плана; ситуации диалога, дискуссии; ситуации успеха и неуспешности; ситуации кризиса, психологических затрат, конфликтов и др. ситуаций саморазрушения.
Слайд 7Направления сопровождения
обучение выбору,
создание ориентационного поля развития,
обучение преодолению трудностей, ригидных установок
и заблуждений,
укрепление и развитие позитивного мышления и установки на успех.
Слайд 8Функции психологического сопровождения
1. Диагностическая - сбор данных о планах и
намерениях студентов относительно будущей профессии, интересов, мотивов, межличностных отношений, барьеров,
трудностей, проблем, с которыми сталкивается студент при освоении учебной и будущей профессиональной деятельности; отслеживание таких характеристик как стрессоустойчивость, рефлексия, тревожность.
2. Поисковая, т.е. выявление ресурсов и возможностей для решения типичных проблем студентов.
3. Операционально-технологическая – реализация программы через такие техники и технологии, которые не изменяют, а побуждают к преодолению затруднений в учебно-профессиональной деятельности, к решению личностных и профессиональных проблем, к личностному росту (техники самореализации – самофутурирование в профессию, фасилитационное общение). Обучение приемам самосохранения; супервизорство как метод осознания и концептуализации собственного опыта в приобретении профессии; рефлексивные тренинги, игровые технологии и др.
4. Аналитическая, т.е. анализ результатов выполнения программы, коррекция отклонений в ходе ее осуществления, поиск путей совершенствования условий для саморазвития субъекта профессионализации.
Слайд 9Функции психолого-педагогического мониторинга
функция выявления противоречий (между изменениями, происходящими в образовательной
среде вуза, и неготовностью разных субъектов образовательного процесса к этим
изменениям; между необходимостью организации научной, методической, психолого-педагогической помощи и степенью доверия субъектов образовательного процесса тем, кто может эти услуги оказать);
функция ранжирования проблем;
функция прогнозирования изменений;
функция ограничения (обеспечивает границы возможного вмешательства в сложившуюся систему личностно-профессионального развития);
функция самоанализа профессионального опыта.
Слайд 10Критерии эффективности сопровождения ( Л.Н. Бережнова,2003)
Внутренние: 1) субъектность (психологическая культура,
профессиональное самосознание, опыт общественной жизни); 2)удовлетворенность собственным выбором профессионального развития
(направленность как совокупность устойчивых мотивов в образовательно-профессиональной деятельности); 3)активность (самостоятельность, творчество, профессиональное самосохранение).
Внешние: 1) достижения студентов в образовательном процессе (академическая успеваемость, учебная успешность, повышение уровня профессионального развития); 2) востребованность услуг сопровождения (рост числа студентов в педагогических мастерских, повышение «вовлеченности» студентов в НИР, снижение конфликтности в образовательном процессе, рост удовлетворенности общением в коммуникативных и тренинговых группах); 3) методическое и технологическое обеспечение полифункционального сопровождения (технологии, техники, методы сопровождения и диагностики).
Слайд 11Теоретико-методологические основания модели проблемно-ресурсного сопровождения субъектов образовательного процесса в изменяющихся
социальных условиях
Системно –субъектный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Р.
Лурия, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов; в современных исследованиях- К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, В.А. Петровский, А.В. Сайко, Е.А. Сергиенко и др). Центром концептуальной схемы анализа является человек как субъект деятельности, общения, отношения и переживания. На каждом этапе своего развития субъект выступает носителем системных психических явлений (процессов, состояний и свойств), раскрывающихся в его взаимодействии с миром. Субъектность постепенно становится системообразующим фактором формирования сложной многоуровневой психической организации человека. Учащийся как субъект образовательного процесса и его поведение, включаясь в разные системы отношений, развертывается в различных планах и обнаруживает качества, которые отсутствуют в других системах.
Слайд 12продолжение
Положения патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева (1960) и его учеников и
последователей (Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский и др., 1990; А.А. Александров,
2000), гармонично интегрирующей на современном этапе принципы и методы феноменологической психотерапии (клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, гештальт-психотерапии Ф. Перлза), а также поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии (когнитивной терапии А. Бека, рационально-эмотивной терапии А. Эллиса
Слайд 13продолжение
основные идеи подходов в социальной психологии и социологии, связанные с
понятиями «социальная незащищенность», «социальное неблагополучие», «социальное удаление», «виктимизация», основные
идеи и технологию краткосрочной проблемно-ориентированной психотерапии (Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М..A.,1998).
Слайд 14Принципы сопровождения (правила поведения или действий)
- системность и структурированность (реализация
системного подхода к изучению личностно-профессионального развития субъектов образовательного процесса, выделение
основных структурно-уровневых характеристик и их соотношения в жизнедеятельности учащейся молодежи);
- нормативность и вариативность (соотношение с эмпирическими нормами развития данной возрастно-профессиональной группы и учет индивидуальных вариаций в развитии);
- субъект-субъектное взаимодействие;
- дискретность и комплексность (сопровождение должно четко фиксировать начало и завершение сопровождения, и одновременно иметь комплексный характер с отслеживанием дальнейшего саморазвития);
- ориентация на активность и ответственность в процессе саморазвития.
Слайд 15Понятие «Проблемно-ресурсное сопровождение» (Н.Б.Парфенова)
как процесс содействия субъектам образовательной среды в
расширении осознавания затруднений в жизненных ситуациях (профессионального становления как компетентного
специалиста), ценностно-смысловой направленности на профессионально-личностную самореализацию и тем самым готовности к профессиональной деятельности; содействия эмоционально-личностному принятию себя и значимых других, позитивной осмысленности настоящего с перспективой будущего, конструктивному овладению способами саморегуляции и совладания с ТЖС (с затруднениями в учебно-профессиональных и межличностных ситуациях ) и тем самым субъективному благополучию в изменяющихся социальных условиях.
Слайд 16Компетентностный подход в образовании. Понятие «компетенция» и «компетентность»
Понятие компетентности тесным
образом связано с понятием «компетенция». В словаре иностранных слов, понятие
«компетенция» (лат. competentia – принадлежность по праву) определяется как 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом. Если синтезировать перечисленные толкования этого понятия, то компетентность включает в себя с одной стороны, круг полномочий, который определяет ответственность должностного лица в решении практических задач, а с другой – знания, опыт, умения самого должностного лица, то есть способность и возможность реализации конкретным лицом этого круга полномочий.
Слайд 17Компетентностный подход в образовании. Понятие «компетенция» и «компетентность»
В научной литературе
в понятие компетентности включается, помимо общей совокупности знаний, еще и
знание возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний. В самом общем приближении компетентность можно рассматривать как способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов.
Слайд 18Ключевые компетенции для Европы
Изучать:
• уметь извлекать пользу из
опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои
собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Слайд 19продолжение
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
•
получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Слайд 20продолжение
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к
тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности
и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Слайд 21продолжение
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к
тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности
и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Слайд 22продолжение
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения —
улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять
контракты.
Слайд 23продолжение
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в
группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь
организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Слайд 24продолжение
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость
перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить
новые решения.
Слайд 25Понятие «компетенция» и «компетентность» И.А. Зимняя
проводит различие между
понятиями «компетенция» и «компетентность» и, отмечая, что компетенции это некоторые
внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях, обозначает круг этих основных компетенций, имея в виду их дальнейшие проявления как компетентностей.
Слайд 26Основные компетенции(И.А. Зимняя )
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как
личности, субъекту деятельности, общения:
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм
здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знания и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;
- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
Слайд 27продолжение
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
-
компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами,
конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
Слайд 28продолжение
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенции познавательной деятельности: постановка
и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их
создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией .
Слайд 29Функции компетенций
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к
участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика
в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
Слайд 30продолжение
- быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей
в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с
их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Слайд 31Иерархия компетенций
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов
и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 32Структурные компоненты компетенции
- название компетенции;
- тип компетенции в их общей
иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
- круг реальных объектов действительности, по
отношению к которым вводится компетенция;
- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
- смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
Слайд 33продолжение
- знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки,
относящиеся к данному кругу реальных объектов;
- способы деятельности по отношению
к данному кругу реальных объектов;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
- индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Слайд 34А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности
1. Специальная, или деятельностная
профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает
не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации .
Слайд 35Профессионально-личностная компетентность (Н.Б.Парфенова)
многомерный феномен, отражающий сбалансированное соотношение ценностно-мотивационной готовности
(профессиональные интересы и склонности, учебно-профессиональные мотивационные образования – позитивное отношение
к учебно-профессиональной деятельности и значимость формирующихся ПК для будущей деятельности, профессиональные ожидания и намерения), когнитивно-операциональной готовности (синтез и обобщение знаний и умений для практикоориентированного владения профессиональными технологиями), аккумулированной в способности и готовности к практической и научно-исследовательской деятельности, эмоционально-личностной готовности (активности и ответственности в формировании ПК, саморегуляции эмоциональных состояний и свойств), способствующих направленности субъекта образовательной среды на приобретение опыта проявлений ПК и самореализацию своих профессиональных возможностей в будущей профессиональной деятельности.
Слайд 36Категории «способность» и «готовность» как системообразующие общепрофессиональных и общекультурных компетенций
Б.Д. Эльконин - что целесообразно говорить не о совокупности ключевых
компетенций, а об одной компетенции, которую он условно называет «способностью к деятельности» и выделяет в ней четыре компонента: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии». Компетентность вырабатывается путем результативного подведения самого себя к границам собственных возможностей.
Слайд 37продолжение
И.А. Зимняя, рассматривая компетентность как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и
личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека», выделяет в ней следующие
компоненты: а) готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности
Слайд 38Понятие «компетенция» и «компетентность»
Общей основой, характеризующей точку зрения различных авторов,
является то, что знания человека выступают как бы потенциалом, научно-практическим
багажом, которым он располагает, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. Значит, компетентность – это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации своих полномочий.
Слайд 39Компетенция по совокупности модулей дисциплины «Психодиагностика» (пример)
Компетенция «психодиагност» включает:
знание основных
понятий психологической диагностики; психометрических свойств тестов, сферы применения наиболее универсальных
методик;
Слайд 40Компетенция по совокупности модулей дисциплины «Психодиагностика»(пример)
умение практически применять основные (универсальные)
методики, самостоятельно выполнять проверку репрезентативности
тестовых норм и надежности отдельных заданий
теста-опросника; интерпретировать результаты методик в вероятностно-статистическом смысле; интерпретировать результаты методик в консультативной форме — с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов.
Слайд 41Компетенция по совокупности модулей дисциплины «Психодиагностика»
опыт составления программы психодиагностического исследования,
проведения психодиагностического обследование, получения информации с помощью математико-статистической обработки данных,
планирования коррекционной работы по результатам психодиагностического обследования, проведения индивидуальной беседы с учеником по данным исследования.
Слайд 42Программа проблемно-ресурсного сопровождения
Цель: содействие в разрешении проблем и актуализации ресурсных
возможностей профессионально-личностного становления субъектов образовательного процесса.
Задачи: способствовать осознанию у обучающихся
формирующейся в процессе обучения компетентности будущего профессионала, условий и факторов самореализации себя в учебной и будущей профессиональной деятельности;
способствовать повышению эмоционально-личностной и мотивационной готовности к учебно- профессиональной деятельности;
усилить позитивную направленность на приобретение опыта в практических ситуациях учебно-профессионального взаимодействия как интегрирующего междисциплинарные компетенции;
развить способы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью в процессе активного формирования основных компонентов компетентностного состава будущего специалиста.
Слайд 43
Субъекты сопровождения: студенты и преподаватели в условиях реального взаимодействия
и формирования общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Предметом сопровождения выступают:
когнитивно-оценочный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты профессионально-личностной компетентности (проблемы и ресурсы субъектов образовательной среды).
Слайд 44Специфика проблемно-ресурсного сопровождения
ориентированность на проблемы;
ориентированность на ресурсные возможности учащегося и
образовательного учреждения;
разнообразие методов со(воз)действия;
структурированность;
ориентированность на объективные (ОЭ) и субъективные критерии
эффективности сопровождения (самоэффективность – СЭ).
Слайд 47Ориентированность на проблемы
1.Проблемы субъектов образовательной среды (обучающих и обучаемых), связанные
с организацией жизнедеятельности в учебном заведении (противоречия в структуре когнитивно
–оценочного компонента - позитивное восприятие внедрения компетентностного подхода в образовании и затруднения в оценке модульно-рейтинговой системы контроля за качеством образования, оценке профессионально-личностной поддержки преподавателей при переходе на модульно-кредитную систему, оценке организации самостоятельной работы студентов, выступающие в неопределенности высказываний относительно условий реализации компетентностного подхода);
2.Проблемы субъекта, связанные с осознанием формирующейся системы компетенций как интегрального показателя качества образования (противоречия в структуре рефлексивно-оценочного компонента- оценка знаний, умений по соответствующим дисциплинам и значительные затруднения в комплексной оценке компетенций).
Слайд 48
3.Проблемы субъектов образовательного процесса, связанные с индивидуально-личностными, межличностными и
профессиональными особенностями взаимодействия в условиях практикоориентированного обучения.
Слайд 50 Ориентированность на ресурсные возможности учащегося и образовательного учреждения
1) Актуализация
мотивации профессионально-личностного развития, имеющегося потенциала для учебно-профессионального взаимодействия в процессе
овладения общекультурными и профессиональными компетенциями и уверенности в конструктивном преодолении трудностей как в настоящем, так и в ближайшем профессиональном будущем;
2) Расширение возможностей образовательного учреждения и неформальный подход к внедрению компетентностного подхода в образовании, способствующий формированию как базовых компетенций, так и приобретению опыта профессиональной компетентности, организация функционирования социально-психологического центра (СПЦ), осуществляющего мониторинг внедрения компетентностного подхода как интегральной характеристики качества образования.
Слайд 52Многообразие методов со(воз)действия
1. Воздействия обучающего характера: обучение студентов самоанализу формирующихся
профессионально-личностных компетенций (самоэффективность в учебной деятельности - СЭУ): соответствия или
рассогласования между необходимым уровнем (определяемым ФГОС ВПО, требованиями преподавателей по предмету или циклу предметов) и достигнутым уровнем (знания, умения, опыт); обучение самоанализу ( самоэффективность личностная - СЭЛ) проявлений самостоятельности и ответственности при переходе на новый образовательный стандарт, конструктивной активности в интеллектуальной, коммуникативной и психомоторной сферах; обучение самоанализу (самоэффективность психологического здоровья - СЭПЗ) здорового образа жизни, в том числе противостояния жизненным ситуациям зависимости, соответствия или рассогласования с собственными смысложизненными ориентациями и убеждениями.
Слайд 53
2. Содействие конструктивному взаимодействию: формирование умений и навыков участия
в интерактивных занятиях, саморегуляции в преодолении затруднений в учебной деятельности
и межличностном общении, обращении за помощью и поддержкой к значимым другим и профессиональным психологам;
3. Содействие конструированию позитивной социально-профессиональной реальности: позитивного образа жизненной ситуации и себя в ней, ценностно-смысловых образований с ориентацией на перспективу будущей профессиональной деятельности, устойчивости к негативным воздействиям в будущей профессиональной деятельности, приобретению конструктивных способов совладания с учебными и будущими профессиональными проблемами, конкурентноспособности на рынке труда.
Слайд 54Структурированность (основные этапы и технологии проблемно-ресурсного сопровождения субъектов образовательной среды)
Технология
проблемно-ресурсного сопровождения субъектов образовательного процесса (в широком смысле слова) рассматривается
в соответствии с программой сопровождения как целенаправленная системно организованная деятельность сопровождающего (психолога), направленная на планомерное и поэтапное определение проблем в становлении профессионально-личностной компетентности, поиск и актуализацию имеющихся внешних и внутренних ресурсов для оптимизации и )ориентации формирующегося позитивного образа компетентного специалиста, представляющая собой систему способов и средств (технологий в узком смысле слова). Каждая конкретная технология, будучи составной частью технологии сопровождения, имеет свои цель, объект содействия, предметную область исследования или воздействия, задачи, процедуру (методы, методики, техники) на соответствующих этапах (подготовительно-исследовательском, констатирующе-поисковом, преобразующем) сопровождения.
Слайд 56 Технология определения проблем(подготовительно-исследовательский этап)
Исследование и определение :
а) для сопровождающего
– степени сформированности профессиональных компетенций и субъективного благополучия учащихся в
соответствии с реализуемыми преподавателями средствами и способами формирования компонентного состава профессиональных компетенций; типичных учебно-профессиональных проблем учащихся (и преподавателей), индивидуально-личностных особенностей, способов реагирования на затруднения в учебной деятельности;
б) для сопровождаемого – актуальных проблем в процессе рефлексивного анализа и возможностей активизации на самостоятельное решение проблем или обращение за помощью к профессиональным специалистам, преподавателям, однокурсникам.
Слайд 57Технология поиска ресурсов(констатирующе-поисковый этап)
1) внешние ресурсы: социо-культурная преемственность компетентностного
подхода с развивающими, личностно-ориентированными теориями обучения и воспитания; методологически обоснованный
переход с понятий «обученность», «подготовленность», «воспитанность» к целенаправленному формированию «компетентного специалиста»; обусловленная культурой и воспитанием связь с традициями учебного заведения; осмысленное внедрение новых технологий образования, способствующих развитию основных компонентов профессиональных компетенций; методическая и психологическая поддержка со стороны значимых других;
2) внутренние ресурсы: комплексная система внутренних переменных, в том числе интеллектуальные способности, позитивная направленность на учебу и профессию, способности к самоанализу профессионально-личностных достижений, мотивационная готовность к будущей профессиональной деятельности, возможности саморегуляции и самореализации, опыт имеющихся в прошлом способов удачного разрешения проблем профессионально-личностного становления.
Слайд 58Технологии содействия решению проблем (реориентации)
На данном этапе сопровождения решаются задачи
психологической поддержки в позитивной реориентации субъективного образа в профессионально-личностном становлении,
осмысления прошлого, настоящего и мотивационной устремленности в будущее в процессе соотношения проблем и ресурсов, оказания разносторонней помощи в решении проблем субъектам образовательного процесса и выработки более конструктивных способов усвоения и закрепления составляющих компетентностной структуры будущего специалиста (консультации, тренинги совладания, коррекционно – развивающая работа).
Слайд 59Критерии эффективности сопровождения
самоэффективность (СЭ) профессиональной готовности и ее
частных форм –когнитивно-операциональной, ценностно-мотивационной, эмоционально-личностной готовности, которые на разных стадиях
профессионального становления и развития субъекта задают целый спектр возможных вариантов развития жизненных ситуаций, определяя характер дальнейшего движения субъекта на его жизненном и профессиональном пути; СЭ структурно-уровневых характеристик компетентностной структуры;
рефлексивность как осознание личностных черт, интеллектуальных возможностей, жизненных и ценностных ориентаций, продуктивных стратегий поведения, побуждающих и направляющих к личностному и профессиональному развитию, рефлексивный анализ соотношения потребностно-мотивационных тенденций и собственных возможностей;
Слайд 60продолжение
интеллектуальная и коммуникативная активность, стимулирующие инициативность, творческость и ответственность в
учебной деятельности и общении со сверстниками и преподавателями; способствующая планированию
конструктивных способов действий и управлению ими, реализации намеченных программ, умению контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
интеллектуально-коммуникативная компетентность как ресурс формирования компетентности специалиста;
внешненаблюдаемые показатели изменения в системе отношений студентов, проявляющиеся в активном взаимодействии с другими как в учебной деятельности, так и в общении, повышении интеллектуальной активности, психологической устойчивости и уверенности в будущей профессиональной и личностной самореализации; соответствие направленности на достижения показателям учебной успешности (рейтинг).
Слайд 61Табл.1. Шкала оценки компонентов профессиональных компетенций студентами 3-4 курса по
направлению 37.03.01 Психология
Слайд 63Табл.2. Распределение студентов 3-4 курса(в %) направления 37.03.01 Психология по
степени выраженности составляющих компонента ПК «Знание»
Слайд 64Проблемы в недостаточном усвоении знаний
по таким закономерностям функционирования в
норме и при психических отклонениях как «Психомоторика», «Функциональные состояния», по
которым студенты затрудняются (от 28 до 40%) оценить наличие или отсутствие знаний, находятся в зоне неопределенности (некоторые не имеют представления о подобных феноменах);
Недостаточно представлена у студентов и уверенность в знании основных подходов к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, что может повлечь в дальнейшем формальное усвоение практических технологий.
Слайд 65Табл.3. Распределение студентов 3-4 курса(в %) направления 37.03.01 Психология по
степени выраженности составляющих компонента ПК «Умения»
Слайд 66Проблемы в недостаточной сформированности умений
Затруднения(неопределенность) в субъективной оценке:
аналитико-синтетических умений (анализировать
психологические теории личности с позиций существующих в отечественной и зарубежной
науке подходов);
умения прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях;
умений применять методический инструментарий при изучении и описании закономерностей развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций (особенно при психических отклонениях).
Слайд 67Табл.4. Распределение студентов 3-4 курса(в %) направления 37.03.01 Психология по
степени выраженности составляющих компонента ПК «Владение»
Слайд 68Проблемы в недостаточном владении
отбором и применением психодиагностических методик, адекватных
целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой
данных и их интерпретацией;
разработкой программы и проведением стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе профессиональной психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; психопрофилактических и психокоррекционных занятий;
методами эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния.
Слайд 69Табл.4. Распределение студентов 3-4 курса (в %) направления 37.03.01 Психология
по степени выраженности составляющих компонента ПК «Способность и готовность к
практической и педагогической деятельности»
Слайд 70Проблемы в способности и готовности к практической и педагогической деятельности
преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины;
участия в учебно-методической работе в
сфере общего образования;
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества;
реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья индивидов и групп.
Слайд 71Табл.5. Распределение студентов 3-4 курса(в %) направления 37.03.01 Психология по
степени выраженности составляющих компонента ПК «Способность и готовность к научно-исследовательской
деятельности»
Слайд 72Проблемы в способности и готовности к научно-исследовательской деятельности
в понимании
и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической
деятельности;
к реализации базовых процедур анализа проблем в системе образования;
к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.
Слайд 73«Субъективный образ профессионально-личностной компетентности»
1 ф. «Способность и готовность к
будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога», наиболее обобщенный (19,2%
дисперсии), включает: способность и готовность в практической и педагогической деятельности к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья индивидов и групп (0,787); способность и готовность в научно-исследовательской деятельности к реализации базовых процедур анализа проблем в системе образования (0,737); способность и готовность в практической и педагогической деятельности к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (0,723), к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (0,714); способность и готовность в научно-исследовательской деятельности к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений (0,677), к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (0,657); способность и готовность в практической и педагогической деятельности к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (0,643), к подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (0,458); способность и готовность в научно-исследовательской деятельности к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (0,560), профессионально профилированному использованию современных компьютерных технологий и системы Интернет в практической профессиональной деятельности (0,428); знание основных подходов к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества и принадлежности человека к социальным группам (0,425).
Слайд 74продолжение
2 ф. «Когнитивно-методические умения в системе взимодействия с другими», менее
обобщенный (12,4% дисперсии), включает: умение применять методы изучения и описания
закономерностей развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме (0,835) и при психических отклонениях (0,709); владение навыками анализа своей учебно-профессиональной деятельности (0,520); способность и готовность в практической и педагогической деятельности к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, поддержке людей (0,471).
Слайд 75продолжение
3 ф. «Аналитико-синтетические умения и опыт практического психодиагностического обследования», менее
обобщенный (11,8% дисперсии), включает: умение прогнозировать изменения и динамику уровня
развития и функционирования различных составляющих психики в норме (0,759, при психических отклонениях (0,522); знание психологических феноменов, категорий, закономерностей функционирования и развития при психических отклонениях (0,593); умение наблюдать и анализировать деятельность специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида группы в различных сферах жизнедеятельности (0,561), владение отбором и применением психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (0,550); умение анализировать психологические теории личности с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов (0,518).
Слайд 76продолжение
4 ф. «Владение профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и
поддержку других», специфический (10% дисперсии), включает: владение (опыт) разработкой программы
и проведением стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе профессиональной психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (0,771), психопрофилактических и психокоррекционных занятий (0,771), профориентационных мероприятий (0,587).
5 ф. «Знание психологических феноменов и владение методами саморегуляции», специфический (7% дисперсии), включает: знание психологических феноменов, категорий, закономерностей функционирования и развития в норме (0,622), владение методами эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния (0,454).
Слайд 77Распределение студентов (в%) по компонентам «Субъективного образа профессионально-личностной компетентности»
Слайд 78«Приобретение опыта (как компонента профессионально-личностной компетентности) после прохождения производственной практики»
1 фактор – «Опыт оказания психологической помощи, предупреждения отклонений на
основе разработки программ и умения применять методы исследования», 24, 9% дисперсии, включает: опыт осуществления процедур по оказанию психологической помощи (0,820); опыт разработки программ, проведения психокоррекционных и психопрофилактических занятий (0,748); опыт реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном развитии человека (0,737); опыт ассистирования деятельности специалиста-психолога (0,711); опыт применения методов изучения закономерностей развития психики человека в норме и при психических отклонениях (0,697); опыт консультирования клиентов (0,649).
Слайд 79продолжение
2 фактор – «Опыт анализа собственной деятельности», охватывает 14,1 %
дисперсии, включает: опыт анализа своей деятельности и применения методов эмоциональной
и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности (0,844); опыт составления психологического портрета профессионала в рамках определенной сферы (0,771).
Слайд 80продолжение
3 фактор – «Опыт применения интерактивных методов в работе с
кадрами», охватывает 13,8 % дисперсии, включает: опыт реализации интерактивных методов,
ориентированных на личностный рост и охрану здоровья индивида и группы (0,896); опыт отбора кадров (0,698).
Слайд 81продолжение
4 фактор – «Опыт оказания профессионального воздействия на основе психодиагностических
данных», охватывает 13,2 % дисперсии, включает: опыт отбора и применения
психодиагностических методик (0,622); опыт оказания профессионального воздействия с целью гармонизации психического функционирования человека (0,502).
Слайд 82Соотношение проблем и ресурсов в становлении профессионально – личностных компетенций
1
кластер (34%), «Неуверенные в сформированности компонентов ПК, с преобладанием негативных
тенденций»
Проблемы: в неуверенности (с тенденцией к « -») когнитивно-методических умений в системе взимодействия с другими, аналитико-синтетических умений и опыта практического психодиагностического обследования, владения профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и поддержку других и как следствие неуверенность в способности и готовности к будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога, при отсутствии знания психологических феноменов и владения методами саморегуляции.
Слайд 83продолжение
2 кластер (38%), «Достаточно уверенные в способности и готовности к
будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога»
Проблемы: в недостаточной уверенности
(с тенденцией к «+») когнитивно-методических умений в системе взаимодействия с другими, аналитико-синтетических умений и опыта практического психодиагностического обследования, владения профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и поддержку других, знания психологических феноменов и владения методами саморегуляции.
Ресурсы: тенденция к уверенности в способности и готовности к будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога
Слайд 84продолжение
3 кластер (2%.) «Дизгармоничные в осознании формирующихся ПК »
Проблемы: низкие
показатели обобщения формирующихся компонентов в структуре способности и готовности к
будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога, при неуверенности (с тенденцией к низким значениям) в когнитивно-методических умениях в системе взимодействия с другими.
Ресурсы: уверенность в аналитико-синтетических умениях и опыте практического психодиагностического обследования, в овладении профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и поддержку других, в знании психологических феноменов и владении методами саморегуляции.
Слайд 85продолжение
4 кластер (2%) «Дизгармоничные в осознании формирующихся ПК »
Проблемы: отсутствие
уверенности в когнитивно-методических умениях в системе взимодействия с другими; неуверенность
(с тенденцией к «-») владением профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и поддержку других, способности и готовности к будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога.
Ресурсы: уверенность в аналитико-синтетических умениях и опыте практического психодиагностического обследования, в знании психологических феноменов и владении методами саморегуляции.
Слайд 86продолжение
5 кластер (8%), «Недостаточно способные к будущей профессиональной (практической и
научно-исследовательской) деятельности психолога »
Проблемы: отсутствие уверенности в аналитико-синтетических умениях и
опыте практического психодиагностического обследования, неуверенность (с тенденцией к «-«) в когнитивно-методических умениях в системе взимодействия с другими, в овладении профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и поддержку других и как следствие неуверенность в способности и готовности к будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога.
Ресурсы: в знании психологических феноменов и владении методами саморегуляции.
Слайд 87продолжение
6 кластер(8%) «Дизгармоничные в осознании формирующихся ПК». Проблемы: уверенность в
отсутствии владения профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и поддержку
других; неуверенность в знании психологических феноменов и владении методами саморегуляции.
Ресурсы: уверенность в когнитивно-методических умениях в системе взимодействия с другими и аналитико-синтетических умениях и опыте практического психодиагностического обследования.
Слайд 88продолжение
7 кластер (8%) «Дизгармоничные в осознании формирующихся ПК »
Проблемы:
в неуверенности (с тенденцией к «-») аналитико-синтетических умений и опыте
практического психодиагностического обследования; в способности и готовности к будущей профессиональной (практической и научно-исследовательской) деятельности психолога.
Ресурсы: в уверенности когнитивно-методических умений в системе взимодействия с другими и владения профессионально- практическими технологиями, ориентированными на помощь и поддержку других, при достаточной уверенности в знании психологических феноменов и владении методами саморегуляции.
Слайд 89Личностно - интеллектуальные и коммуникативные свойства
«Коммуникативно-интеллектуальные свойства», обеспечивающие успешность социального
взаимодействия и интеллектуальной деятельности, он отражает способность человека к установлению
социальных контактов, настойчивость личности в достижении своих целей, уровень вербальной культуры и эрудиции человека;
«Интеллектуальный контроль поведения», отражает способы восприятия, оценивания и интерпретации действительности; способность к сдерживанию внутренних импульсов, готовность к принятию нового опыта (через нарушение привычек и традиций), а также готовность к активности при решении интеллектуальных задач;
Слайд 90Интеллектуальные особенности
«Пространственно-понятийные способности», отражает способность обобщать и трансформировать
собственные знания и опыт, использовать их в учебных ситуациях при
выделении причинно-следственных связей;
«Образно-практические способности», отражает способность создавать собственные индивидуальные методы систематизации информации, образование понятий в рамках общих категорий, формирование целостных представлений на основе последовательно накапливаемой разрозненной информации с последующей аналитической обработкой, а также возможность использования научных знаний в практической жизни (способность систематизировать информацию и использовать ее в своей деятельности;
Слайд 91продолжение
«Математические способности», отражает способность усвоения, свертывание и автоматизация стандартных алгоритмичных
операций, а также умение оперировать отношениями и зависимостями безотносительно к
качественному содержанию информации, логические преобразования самих операций – абстрактное мышление, что способствует увеличению скорости и точности переработки информации и повышению качества обучения;
Слайд 92Активность (в интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной сфере)
«Коммуникативно-моторная активность», отражающий особенности психомоторной
деятельности индивида, ее темп и пластичность переключения с различных форм,
потребность и легкость вступления в социальные контакты, иначе говоря, общительность и стремление к двигательной активности;
«Активность интеллектуальная», характеризующая уровень интеллектуальных возможностей, скорость и гибкость мыслительных процессов при их обеспечении;
«Эмоциональность», предполагающий чувствительность к результатам умственного и физического труда, а также к оттенкам межличностных отношений и уверенность в себе при общении с людьми.
Слайд 93«
«Эффекты влияния» интеллектуально-личностных характеристик на сформированность профессиональных компетенций
Слайд 94Профессионально-личностная компетентность
многомерный феномен, отражающий сбалансированное соотношение ценностно-мотивационной готовности
(профессиональные интересы и склонности, учебно-профессиональные мотивационные образования – позитивное отношение
к учебно-профессиональной деятельности и значимость формирующихся ПК для будущей деятельности, профессиональные ожидания и намерения); когнитивно-операциональной готовности (синтез и обобщение знаний и умений для практикоориентированного владения профессиональными технологиями), аккумулированной в способности и готовности к практической и научно-исследовательской деятельности; эмоционально-личностной готовности (активности и ответственности в формировании ПК, саморегуляции эмоциональных состояний и свойств), способствующих направленности субъекта образовательной среды на приобретение опыта проявлений ПК и самореализацию своих профессиональных возможностей в будущей профессиональной деятельности.