Слайд 1ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ
ОТРАЖЕНИЕ В ИТОГАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Пичугина Г.В., д.п.н.,
проф.
Институт стратегии развития образования РАО
Слайд 2Всероссийская олимпиада школьников
по технологии 2019 г.
Слайд 3Результаты олимпиады в одном из регионов РФ
девочки 9 класс
Слайд 4 Культура дома и ДПТ
8-9 кл.: 3 победителя, 6
призеров
10-11 кл.: 9 победителей, 30 призеров
Всего рассмотрено: 48
работ
Общие результаты заключительного этапа
олимпиады 2017 г.
Слайд 5Результаты выполнения заданий I тура
победителями и призерами 8-9
кл. 2017 г.
Из 35 возможных баллов:
Средний общий балл 16,55
За 1-24 задания – от 7 до 10 (ср. 8,88)
За творческое задание – от 4 до 11 (ср. 7,77)
Слайд 6Результаты выполнения заданий I тура
победителями 10-11 кл. 2017 г.
Из
35 возможных баллов:
Средний общий балл 21,83
За 1-24 задания
– от 9 до 21 (ср. 13,86)
За творческое задание – от 6 до 10 (ср. 8,16)
Слайд 7Статистика по отдельным заданиям
Классификация соединительных швов:
1 чел в
9 кл., 5 чел (из 39) в 10-11 кл.
Счетная вышивка:
0
чел. в 9 кл. (не выполнил никто)
Проектирование и изготовление швейного изделия
(определить фасон по выкройке):
0 чел. в 9 кл, 1 чел. из 39 в 10-11 кл
Исправить дефекты, выявленные на примерке:
1 чел. в 10-11 кл
Слайд 8Задание на устранение дефекта
Слайд 9Проектирование и изготовление швейного изделия
Слайд 10Определите, какой народный промысел
лег в основу декора кафе (2
Слайд 14Олимпиада 2018 9 кл
«…чтобы преобразовать движение, передавать работу,
швейная
машина делала стежки, т.е. шила»
Второй вариант ответа на задание
9
оценка 0 баллов
Слайд 15Основные производственно-технологические понятия
Производство, потребительские блага, материальные блага, нематериальные блага,
потребительная стоимость, предмет труда, средства труда, продукт труда.
Слайд 16Основные технико-технологические понятия
Инструменты
Механизмы
Технические средства
Машины
Аппараты
Приборы
Слайд 17Основные технико-технологические понятия
Физико-механические свойства материалов
Технологические свойства материалов
Прочность
Плотность
Твердость
Слайд 18Основные технологические понятия
Вид, сорт, гибрид, урожайность.
Порода, продуктивность, рацион кормления,
норма кормления, питательность
корма, питательные вещества
Слайд 19Освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и
при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия (УУД).
Mетапредметные результаты
Слайд 20«Универсальные учебные действия» в их целостной совокупности – «общеучебные умения
и навыки» – «метапредметные (общекультурные) умения».
Иерархия метапредметных результатов
Слайд 21Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Слайд 22Модели заданий из учебника
Модель задания: проектирование
Разработайте «Справочник полезных советов
начинающей хозяйке: секреты вкусного и полезного салата». Продумайте идею справочника.
Соберите группу. Распределите обязанности. Соберите готовые разделы справочника в единый текст. Оформите справочник. Презентуйте его.
Слайд 23Модель задания:
использование терминологии
Представьте, что вам поручили написать реферат «Значение овощей
в питании человека».
Составьте словарик необходимых для использования в данном
реферате терминов в виде таблицы.
Слайд 24Модель задания: сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов учебника
1.Какой из
представленных образцов картофеля можно употреблять в пищу?
2.Установите соответствие между иллюстрациями
и названиями формы нарезки (стрелками).
3.Установите соответствие между иллюстрациями и видами тепловой обработки блюд из картофеля (стрелками).
Слайд 25Модель задания: преобразование текста в формулы, графики, диаграммы и таблицы
На
основе таблицы тепловой обработки овощей разработайте диаграммы затрат времени на
тепловую обработку каждого из видов овощей, приведенных в таблице. Проанализируйте получившиеся диаграммы, сопоставьте данные.
Сделайте соответствующие выводы: какие виды тепловой обработки овощей требуют больших временных затрат? Следует ли от них отказаться из-за этого?
Слайд 26Модель задания: формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация
РАЗМЫШЛЯЕМ
Нина
считает, что книга «Салаты. Популярные и новые рецепты» содержит рецепты
салатов только из сырых овощей.
Варвара считает, что в этой книге могут быть приведены рецепты салатов не только из сырых овощей, но и из овощей, подвергнутых тепловой обработке.
А как считаешь ты? Свое мнение аргументируй!
Слайд 27Ситуационные задания Логвиновой О.Н.
1. При раскрое сделана засечка (надрез)
на детали юбки. Как можно исправить положение?
2. Твоя подруга выкроила
детали юбки без припусков на швы. Что же делать?
3. Одноклассница нечаянно разрезала деталь по линии сгиба (середина переда). Что ты ей посоветуешь?
4. Представь, что тебе, опытной вышивальщице, поступил заказ – вышить крестиком тонкое сукно. Ты возьмешься за работу? Ответ поясни.
Слайд 28Ситуационные задания Усовой Н.В.
Ваша семья держит стеклянную теплицу на дачном
участке, где вы бываете только в выходные дни и не
можете обеспечить регулярное проветривание и полив. Какие меры можно предпринять, если ближайшая неделя предстоит очень жаркой и солнечной?
Ответ: Стекло можно забелить раствором мела или сделать временные притеняющие устройства.
Слайд 29Найдите в Интернете информацию о методах и средствах производства и
применения механической энергии. Подготовьте тематический реферат на основе собранной информации.
2.
Ознакомьтесь с устройством и работой механизма гирь в механических часах. Какими видами энергии обладают гири часов?
Практическая работа
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ «ЙО-ЙО»
Межпредметные связи
Слайд 301. За счет какого физического процесса высыхает выстиранное белье?
2.
Почему грязное полотенце хуже впитывает воду, чем чистое?
3. Почему
вместо частого полива комнатных растений рекомендуют рыхлить почву в горшке?
4. Почему горячие кастрюли и сковородки нельзя брать мокрой тряпкой?
Межпредметные задания. Раздел «Культура дома»
(автор Пичугина Г.В.)
Слайд 31Межпредметные задания А.Ж. Насипова
с соавторами
1. Приведите примеры устройств, инструментов
и механизмов, работающих по принципу клина.
2. При сушке происходит уменьшение
линейных размеров и объема древесины. Кроме того, поздняя древесина усыхает меньше, чем ранняя. Объясните, с чем это связано.
3. В результате увлажнения наблюдается растрескивание или коробление древесины. С чем это связано?
Слайд 37Раздел «Учимся учиться»
Введение:
Задумайтесь, почему в школе одни ученики
успевают лучше других – возможно, они просто более внимательно наблюдают
и слушают, умеют делать заметки и вести записи, чтобы лучше запоминать; знают, где и как быстрее находить информацию.
Выполнение заданий этого раздела проекта позволит усовершенствовать ваши умения наблюдать, попрактиковаться в ведении записей и находить источники информации.
Слайд 38Подраздел «Обсудим это»
1. Поделись с помощником.
2. Расскажи о самом важном.
3.
Проанализируй, что ты узнал.
4. Представь, что делать дальше.
Пункт
3.Проанализируй, что ты узнал:
1. Почему ведение записей наблюдений является важным способом учения?
2. Что ты можешь сделать для того, чтобы еще лучше вести записи?
3. Как ты можешь использовать умение наблюдать для того, чтобы учиться лучше?
Слайд 39Бармина В.Я.
«…как организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик,
записывая в пояснительной записке к проекту проблему, цель, план, структурируя
информацию и т.д., понимал, что он не просто создает изделие, но и учится составлять план, работать с информацией…, и это для получения достойного изделия, а тем более для личностного развития, не менее важно!»
Слайд 40Пути достижения метапредметных результатов
Слайд 41Метод незаконченных предложений
(Попсуйко Ю.Н.)
Слайд 42Таблица МПС – приложение к проекту
(учитель Сарпов С.А.)