Слайд 1Проблемы формирования системы и механизма социальной защиты в рыночных условиях.
Слайд 2Предыстория социальной защиты, социальной работы и деятельности социальных служб начинается
в 1750 г. до н. э., когда в Вавилоне создавались
коды справедливости — гражданские акты, призывающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных.
В Европе формирование системы социальной защиты начинается в XVIII в., в эпоху Просвещения.
Слайд 3Развитие капитализма поставило вопрос
о сочетании рынка и социальной защиты.
Слайд 4Истоки социальной работы в России восходят к благотворительности, существовавшей на
всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к
ближнему еще в обычаях восточнославянских племен.
Слайд 5В X в. возник и долго существовал институт нищелюбия, благотворительности.
При Иоанне Грозном в 1551 г. в Постановлении Стоглавого Собора
попечение о бедных признается делом общества, в это время признается необходимость «адресной помощи» нуждающимся (престарелым, прокаженным и др.).
Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре I.
При правлении Екатерины II формируется некоторая система социальной благотворительности.
Слайд 6В середине XIX в. намечаются новые подходы в развитии российской
благотворительности. К основным из них относятся децентрализация социального призрения и
обеспечения, индивидуализация (или «адресность») помощи и рациональный подход к формам и методам предупреждения обнищания людей. Земская (1864) и городская (1880) реформы возложили основную тяжесть социальной помощи нуждающимся на городское и земское (сельское) общественное самоуправление.
Слайд 7Новое правительство России основной акцент делало на государственную помощь в
форме социального обеспечения и социального страхования. В апреле 1918 г.
создается Народный комиссариат социального обеспечения.
С принятием в 1936 г. Конституции СССР материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности было закреплено в числе важнейших прав граждан.
Слайд 8Однако к концу 80 — началу 90-х гг. ХХ в.
советская система социального обеспечения, основанная на командно-административных принципах, оказалась практически
разрушенной.
Переход к рыночной экономике потребовал новых методов организации и финансирования социальной защиты населения. Перестройка этой системы опиралась как на опыт развитых капиталистических стран, так и на российские традиции.
Слайд 9В новых документах по организации социальной работы учитываются требования Декларации
ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской
социальной хартии, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Ряд важных социальных прав и гарантий человека закрепила Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Слайд 10Большую роль в формировании социальной политики стал играть прожиточный минимум.
Из-за сильной дифференциации социально-экономических, природных и других условий жизни он
варьируется по регионам. В целом по России этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, формирования федеральных программ борьбы с бедностью, обоснования минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат и соотношений между ними.
Слайд 11В 1991 г. соответствующими решениями Госкомтруда и Гособразования СССР открываются
такие специальности, как «социальный работник», «социальный педагог», «специалист по социальной
работе».
В 1994—1996 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатываются и принимаются концепции развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.
Слайд 12Особенностью постперестроечного периода развития института социальной защиты стало увеличение числа
разнообразных льгот и усиление их значения. Эти льготы стали эквивалентом
материальных видов социальной поддержки отдельных групп и слоев населения.
К 2004 г. свыше 70 % россиян обладало правом на разнообразные льготы. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, зачастую невыполнению обязательств по выплате льгот.
Слайд 13Социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и
организационного характера, гарантируемых и реализуемых государством для обеспечения достойной жизни,
то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
Слайд 14Социальная защита
В широком смысле —
это политика и целенаправленные
действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной
группе, населению в целом комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками.
В узком смысле —
это комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера, направленный на поддержу наиболее уязвимых слоев населения.
Слайд 16
Социальное обеспечение — система компенсации населению последствий воздействия социальных рисков,
поддерживающая в первую очередь денежные доходы нетрудоспособных граждан.
Слайд 17Право на социальное обеспечение является одним из основных
социально-экономических прав
населения:
«Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»
(Конституция РФ, ст. 39).
Слайд 18Социальное страхование — система социально-экономических отношений, основанных на возмещении материальных
потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с
возрастом, болезнью, производственными травмами и т. д.
Оно осуществляется за счет взносов и отчислений работодателей, наемных работников и самозанятого населения.
Социальное страхование выполняет функции компенсации социального риска.
Слайд 19В Российской Федерации существует четыре вида обязательного социального страхования:
1) пенсионное;
2)
медицинское;
3) социальное — на случай временной нетрудоспособности;
4) социальное — от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Слайд 20Специфика социального страхования заключается в том, что оно является формой
социальной защиты экономически активного населения от различных социальных рисков, связанных
с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Слайд 21
Под социальной помощью подразумеваются все денежные выплаты
различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее
время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты.
Слайд 22Характерные особенности социальной помощи:
адресный характер;
ее предоставление в виде
натуральной помощи и денежных выплат;
временный характер.
Слайд 23 В систему социальной помощи
населения входят
- индексация доходов населения,
- обеспечение минимальных социальных
гарантий,
- предоставление пособий, субсидий и компенсаций.
Слайд 24Индексация доходов населения как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично
или полностью возместить возросшую стоимость жизни.
Социальные гарантии —
предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.
Слайд 25
Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной
суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств.
Субсидия -
целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг.
Компенсация - это возмещение расходов, произведенных людьми.
Слайд 27 Социальное обслуживание – это отдельная
отрасль социальной сферы, включающая деятельность социальных служб по социальной поддержке,
оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Слайд 28Социальное обслуживание и услуги могут осуществляться бесплатно и за плату.
Социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно
или за неполную её рыночную стоимость, т.е. полностью либо хотя бы частично за счёт средств общества.
Поэтому она и называется «социальная» услуга.
Слайд 29Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и,
прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной
работы являются: люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Слайд 30Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут
эту работу.
Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через
государственные органы социальной защиты.
Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др.
Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Слайд 31Основным государственным органом в области социальной защиты населения в РФ
является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое образовано
в мае 2012 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Слайд 32Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному
правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая негосударственное пенсионное обеспечение), социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.
Слайд 33Основные направления развития системы социальной защиты включают:
- совершенствование трудового
законодательства;
- актуализацию квалификационных требований к работникам, предъявляемых рынком труда;
- повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;
- поэтапный переход к системе «эффективного контракта»;
- развитие пенсионной системы, обеспечивающей повышение пенсий, сбалансированное с финансовыми источниками;
- принятие дополнительных мер по стимулированию рождения в семьях второго и третьего ребенка;
- модернизацию системы социальных гарантий и социальной поддержки граждан;
- внедрение современных механизмов реабилитации инвалидов, содействующих их возвращению к трудовой жизни;
- создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности;
- полное обеспечение инвалидов современными техническими средствами технической реабилитации.