Слайд 1СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ РЕГИОНА
Составитель:
к.и.н., доц. Щукина Е.Л.
Слайд 2ПЛАН
1. Методика анализа социокультурного портрета региона.
2. Социально-психологическое состояние пореформенного российского
общества (исследование ИС РАН конца 2008-начала2009 гг.)
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика. Сборник материалов конференции
«Социокультурная карта России и перспективы развития российских регионов». Москва, Институт
философии РАН, Центр изучения социокультурных изменений. 27 июня – 1 июля 2005 г. Под редакцией Н.И.Лапина, Л.А.Беляевой. М., ИФРАН, 2006.
РОССИЯ на новом переломе: страхи и тревоги/ Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М.:Альфа-М, 2009.
Слайд 4Социокультурный портрет региона:
«Сегодняшняя Россия представляет собой совсем иной, нежели 20
лет назад, социальный организм – в каком бы плане его
не рассматривать: нормативно-ценностном, структурном, территориальном, с точки зрения реальных зон влияния, характера внешних и внутренних силовых взаимодействий и ресурсных обменов, степени «виртуализации» жизни и т.д.»
Яницкий О.Н. Будущее России: прогностический потенциал социологии. Россия реформирующаяся //Ежегодник ИС РАН. М., 2007.Вып.6.С.24.
Слайд 5План анализа социокультурного портрета региона
1. Общая характеристика региона
2. Население,
его этнокультурные и социальные особенности
3. Уровень жизни и социальное
самочувствие населения
4. Культурный потенциал (капитал) населения и его использование для инновационного развития региона
5.Мотивация трудовой деятельности и экономическая активность
6. Социальная стратификация и мобильность
7. Государственное регулирование и самоорганизация социальной жизни региона
8. Общие выводы
Слайд 6Очевидна теоретико-познавательная и прикладная направленность работы по подготовке социокультурных портретов
российских регионов.
Во-первых, будет глубже выявлена специфика социокультурных характеристик каждого региона,
что позволит органам управления сформировать более эффективную стратегию и тактику управления регионами, повысить инвестиционную привлекательность этих регионов.
Слайд 7Очевидна теоретико-познавательная и прикладная направленность работы по подготовке социокультурных портретов
российских регионов.
Во-вторых, подготовка портретов позволит изучить и представить социокультурный контекст
реализации в регионах приоритетных национальных проектов: современное здравоохранение; качественное образование; доступное и комфортное жилье; эффективное сельское хозяйство.
Слайд 8Очевидна теоретико-познавательная и прикладная направленность работы по подготовке социокультурных портретов
российских регионов.
В-третьих, банки, корпорации, фирмы, малый бизнес получат важную информацию
о структуре спроса на товары и услуги в каждом изученном регионе, что будет способствовать повышению инвестиционного имиджа регионов.
Слайд 9Две группы проблем социокультурной эволюции российских регионов :
Во-первых, это достаточно
определенные, четко фиксируемые проблемы уровня жизни, социальной стратификации, этносоциальной дифференциации,
культурного потенциала населения
Слайд 10Две группы проблем социокультурной эволюции российских регионов :
Во-вторых, в каждом
регионе имеется некоторый круг размытых, слабоструктурированных, но весьма острых проблем,
которые существенно влияют на трудовую и повседневную активность населения, но трудно поддаются эмпирической верификации:
(коррупция, теневые практики во взаимоотношениях работодателей и наемных работников, бюрократизация отношений чиновников с населением и другие)
- требует специфических методов изучения
Слайд 11Ключевые социально-экономические проблемы, которые целесообразно отразить в социокультурном портрете региона:
уровень жизни и социальное самочувствие населения;
экономическая активность и мотивация
трудовой деятельности;
влияние плюрализации форм собственности на трудовую занятость;
качество трудовых ресурсов региона;
изменение социально-профессионального статуса респондентов за годы реформ;
социальная стратификация населения, в том числе имущественная стратификация;
изменение структуры источников средств существования
Слайд 12Н. И. Лапин (Москва)
Человек, регион, общество – вот базовое трехмерное
пространство, к которому обращено внимание социолога, стремящегося понять российскую реальность
объемно.
Слайд 13 Цель «Портрета»
дать концентрированную характеристику региона (субъекта РФ) как социокультурного
феномена, которая будет полезна руководителям учреждений и предприятий различных уровней
и профилей, политическим деятелям, социальным работникам и журналистам, научным работникам и преподавателям, студентам и аспирантам - всем, кто интересуется вопросами социального развития регионов.
Слайд 14Другая, более широкая цель
состоит в том, чтобы Портрет региона стал
базовым элементом Социокультурного атласа России. Это предполагает накопление множества региональных
портретов – по числу субъектов РФ. По мере их накопления все мы будем шире и глубже, объемнее и в динамике познавать свою страну и самих себя как ее жителей, граждан.
Слайд 15Объект и предмет «портрета»
Объектом «Портрета» является регион как территориальное сообщество,
важнейшие стороны его социокультурной жизни.
Предмет изучения представлен в настоящей
программе-проспекте в виде совокупности параметров региона с указанием источников данных по каждому параметру. Эта совокупность параметров и источников структурирована в соответствии с задачами исследования и изложения результатов в публикации для различных слоев населения.
Слайд 16Портрет готовится на основе нескольких видов информации:
статистические данные сборников «Регионы
России»,
«Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года»,
«Социальное положение и
уровень жизни населения России» и другие, включая данные ведомств региона (желательно с 1990 г.);
документы региональных органов управления, материалы местных СМИ;
социологические данные, полученные с помощью репрезентативного полуформализованного интервью, а также методами экспертных оценок, фокус-групп, контент-анализа и другими.
Желательно получить статистические данные в виде динамических рядов: с 1990 г., через каждые 5 лет.