Слайд 1Муниципальное хозяйство
тема 8
Слайд 2Проблемы и специфика использования информационных технологий в государственном управлении России
Слайд 3Государство создается ради весьма ограниченной и конкретной цели: чтобы люди
могли удобно, благополучно и мирно жить.
Говоря другим языком -
государство не должно быть всеобъемлющим, подчиняющим себе все стороны жизни общества, вплоть до образа мыслей граждан. Напротив, оно должно по возможности включать только то, без чего людям было бы жить менее удобно и спокойно. Основная его функция – служить интересам хозяйствующих субъектов (предпринимателей, организаций) и домашних хозяйств, эффективно распределяя имеющиеся ресурсы.
Слайд 4Современное государство - открытая социальная система.
Поэтому содержание управленческой деятельности
государственных служащих требует их высокой квалификации и обязательного специального образования.
Слайд 5Отсутствие объективных
критериев
Замещение должностей государственной службы происходит часто не по
профессиональным или квалификационным крите-риям, а на основе субъек-тивных предпочтений политического
и иного свойства.
Слайд 6Следствие
отсутствия
профессионализма
Непрофессионализм в работе государст-венных служащих и государственной службы в целом.
Слайд 7Рост уровня сложности и динамичности общественных процессов в сочетании с
квалификационной недостаточностью определяют низкий уровень и результативности, и эффективности системы
государственного управления.
Слайд 8Задача любого управляющего - быть эффективным. Эффективность – степень достижения
поставленных целей и задач и качество достигнутых результатов.
Эффективность - это
особая технология, которую используют работники умственного труда в рамках организации нового типа.
Слайд 9Основная «продукция» любых государственных учреждений — разнообразные гражданские услуги населению
- от сугубо бытовых до защиты жизни граждан (правоохранные, пожарные
службы, оборона страны и т. п.). Государственные организации с большей или меньшей эффективностью выполняют и регуляторные функции, устанавливая «правила игры» на рынках, выступая в качестве суда в имущественных, финансовых и т.п. спорах. Однако тот факт, что правительство не может работать как бизнес, не доказывает, что оно не может быть более «предпринимательским».
Очевидно, что бюрократизация государственного учреждения приводит к катастрофическому снижению эффективности его работы!
Слайд 10“Бюрократические системы разработаны гениями, чтобы ими управляли идиоты. “
Пока задачи
были относительно просты и понятны, условия стабильны, бюрократическая модель государственного
управления служила исправно.
Слайд 11В постиндустриальном обществе быстрых изменений, технологической революции, глобальной экономической конкуренции,
дифференцированных рынков, высокообразованной рабочей силы, требовательных потребителей и строгих фискальных
правил, централизованные вертикальные монополии оказываются слишком медлительными и просто неспособными на изменения.
Слайд 12Основные направления :
Децентрализация управления и делегирование ответственности на более низкие
уровни управления;
Пересмотр обязанностей правительства: что оно должно делать само
и за что платить, за что оно должно платить, но не делать само и что оно не должно ни делать, ни оплачивать;
Слайд 14Сокращение размеров государственного сектора: приватизация его отраслей;
Поиск оптимальных с точки
зрения соотношения затрат и результатов способов производства услуг и их
платность для потребителей;
Ориентация на потребителя, включая публикацию стандартов качества гражданских услуг государства;
Реформы должны приводить к упрощению регулирование и минимальным издержкам при их проведении.
Слайд 16
Создание эффективной системы управления информационными ресурсами (ИР) становится одной из
ключевых задач власти. И Петербург здесь не исключение - не
научившись управлять информацией, невозможно на современном уровне реализовать ни экономические, ни социальные программы.
Слайд 17
С 2008 г. Октябрьская железная дорога совместно с администрацией Петербурга
ввела единую электронную карту для проезда на всех видах наземного
городского транспорта, в метрополитене и на пригородном ж/д транспорте.
При создании карты удалось реализовать технологию, которая позволяет использовать ее в платежных системах различных перевозчиков СПб.
Следующий этап - выпуск социальной смарт-карты для льготников. Эта персональная карта будет содержать всю информацию о получателе льгот.
Слайд 18
В ближайшем будущем пассажиры смогут оплачивать пригородные проездные с помощью
банковских карт. Реализация этого пилотного проекта положит начало широкомасштабному использованию
банковских карт во всех сферах транспорта.
Слайд 19
Правительство Петербурга начало трансляции через сеть INTERNET заседаний городского
правительства в январе 2009 года.
При реализации проекта применены новые
технические решения: как только человек включит микрофон, камера автоматически будет наводиться на него.
Городские власти пошли на такой шаг, чтобы дать возможность любому горожанину получить ту информацию, которая интересует конкретно его
Слайд 20
При разработке ГРН за основу была взята регистрационная база данных
(БД) паспортно-визовой службы, БД миграционной службы, данные по регистрации лиц
без определенного места жительства и БД Управления ЗАГС администрации Санкт-Петербурга. Таким образом, ГРН представляет собой множество объединенных телекоммуникационной сетью компьютеров, расположенных в различных городских учреждениях и вся информация из этой сети попадает в центральную базу данных.
Слайд 21
Основные задачи при выборе средств безопасности - обнаружения спама, предотвращение
утечки конфиденциальной информации, контроль за целевым использованием корпоративной электронной почты,
обнаружения вирусов и троянских коней, блокировка передачи файлов запрещенного типа.
А ведь спектр средств защиты информации довольно обширен. Поэтому, прежде чем приобретать любую систему защиты, необходимо задуматься о том, какие цели планируется достичь после ее внедрения. Этот процесс называется построением политики безопасности использования тех или иных информационных ресурсов.
Слайд 22
Строить политику безопасности целесообразно с рассмотре-ния электронных писем. Все
письма делятся на две большие категории: входящие и исходящие. Очевидно,
что к этим катего-риям писем предъявляются различные требования. Модель взаимодействия между внешними и внутренними адресатами можно реализовать по схеме: почта организации разделяется на входящую и исходящую. Исходящая может идти:
от подразделения 1 к партнеру 1, к партнеру 2 и к прочим адресам;
от подразделения 2 только к партнеру 3 и т.д.
Входящая почта :
от партнера 1, партнера 2 и с прочих адресов в подразделение 1;
от партнера 3 и с прочих адресов в подразделение 2 и т.д.
Затем необходимо опуститься на следующий уровень иерархии - подразделение 1 состоит из таких-то структурных единиц, и так до каждого конкретного сотрудника.
Слайд 23
Второй шаг в построение рассматриваемой политики безопасности, заключается в наложении
ограничений на разрешенные почтовые взаимодействия. Это, в отличии
от скучного описания схемы взаимодействия на предыдущем шаге, процесс творческий. Конкретные ограничения необходимо разместить на каждой ветви дерева взаимоотношений. Здесь следует избегать штампованных решений. К примеру, появление в письмах слов "вакансия", "резюме" и т.п., типично для переписки отдела кадров, но в переписке других отделов это может означать, что один из сотрудников начал поиск работы на стороне…
Необходимо помнить и о разумности накладываемых ограничений. Установление излишних запретов приведет к тому, что системные администраторы не способны будут выделить настоящие нарушения в ворохе блокированных писем.
Слайд 24Электронное правительство
проблемы и специфика использования информационных технологий в государственном
муниципальном управлении
в России.
Слайд 25
К автоматизации процессов управления следует стремиться, сегодня выигрыш может быть
получен за счет замены традиционной бумажной работы новыми средствами. В
результате время на поиск документов сокращается до секунд, при этом обязательно следует учитывать возможности групповой работы с документами.
Лучшие результаты достигаются, если предварительно выполняется некоторое обследование, а имеющиеся процессы переносятся «с бумаги» в электронную форму. Это позволяет быстрее, дешевле и эффективнее прийти к современной схеме работы.
Слайд 26
Более впечатляющие результаты внедрение электронного документооборота дает в случае предварительного
реинжиниринга бизнес-процессов - BPR (business process reingeneering). Реинжиниринг бизнес-процессов –
это инвентаризация, анализ и реорганизация деловых процедур, принятых на предприятии или в организации, проводимая с целью существенного улучшения ключевых показателей его деятельности
Слайд 27
Основные принципы методологии реинжиниринга бизнес процессов можно определить :
процессный подход
к управлению;
вовлечение сотрудников в управление организацией;
повышение роли информации
и информационных технологий;
инженерный подход к проведению изменений.
Слайд 28
Все начинается с пилотного проекта, позволяющего в ряде подразделений, на
ряде операций оценить эффективность предлагаемых новаций. Здесь происходит подготовка пользователей
и сотрудников, обучение администраторов процессов.
В области оптимизации деловых процессов и управления ими работать все сложнее, речь о психологии, менталитете управленцев.
Слайд 29
Довольно часто у людей есть все: хорошие компьютеры, отличные сети,
серверы и операционные системы – словом, все то, что мы
традиционно рассматриваем в качестве необходимых условий офисной автоматизации. Но повышение качества индивидуальной работы не приводит к ответному росту эффективности работы организации в целом
Слайд 30
Для развития информационных технологий необходимы четыре базовых условия: энергия, сети,
информация (контент) и образование. Компьютеры при этом не главное.
Слайд 31
Основным фактором, сдерживающим процесс внедрения систем электр. документооборота, порой является
руководитель предприятия, который привык отдавать распоряжения устно и с трудом
признает (а иногда и игнорирует) необходимость «электронной резолюции». Получается, что в ряду важнейших задач внедрения систем управления знаниями — «воспитание» самого руководителя.
Слайд 32Проникая в различные сферы обществен-ной жизни, информационные технологии IT необратимо
влияют на общество, охватывая и организацию деятельности органов государственного управления
Слайд 33Энтузиасты склонны верить, что IT активно способствуют прогрессу в общественной
жизни. В то же самое время скептики полагают, что хотя
IT и INTERNET имеют весомое значение, такие изобретения прошлых веков как телеграф, автомобиль и электричество оказали гораздо большее воздействие на общество в целом.
Однако нет сомнений, что для адекватной оценки влияния IT на общество в целом требуется время.
Слайд 34В то же время IT уже стали незаменимым средством коммуникации.
Сегодня десятки тысяч граждан России независимо от места проживания имеют
возможность пользоваться электронными ресурсами, получать информационную поддержку и консультации.
Пропускная суточная способность Интернета составляет более 196 млрд электронных писем. К 2011 году этот объем возрастет до 374 млрд сообщений, по данным The Daily Telegraph.
Слайд 35Работы в этом направлении ведутся на разных уровнях, начиная с
национальных проектов, принятых в развитых странах, и заканчивая программой построения
глобального информационного общества стран “Большой восьмерки”.
Слайд 36В результате электронизации современного общества в обиход прочно вошли новые
термины e-citizen , e-business и e-government. А формы электронной коммерции
теперь включают не только наиболее часто упоминаемые схемы В2В (business-to-business) и В2С (business-to-customer), но также В2G (business-to-government), C2G (citizen-to-government), не говоря уже о G2G (government-to-government) и C2C (citizen-to-citizen).
Слайд 38Как видно, практически они охватывают всю сферу отношений государства с
гражданами и предприятиями, государственных органов между собой.
Работы по созданию
e-government ведутся под лозунгом открытости и подотчетности правительств гражданам. Построение «электронного правительства» позволит гражданам самим судить об эффективности работы правительственных учреждений, не полагаясь лишь на заявления официальных лиц или сообщения СМИ.
Слайд 39Работы по созданию e-government ведутся под лозунгом большей откры-тости и
подотчетности правительств гражданам. Построение «электронного правительства» позволит гражданам самим судить
об эффективности работы правительственных учреждений, не полагаясь лишь на заявления официальных лиц или сообщения СМИ.
Слайд 40Образно говоря, электронное правительство – это постоянно идущий референдум, в
режиме реального времени корректи-рующий отклонения от оптимума, непрерывный контроль граждан
за выполнением правительством данных им обещаний, за выпол-нением государством его миссии.
Слайд 41Привлекательность идеи элек-тронного правительства в том, что появляется невозможное ранее
участие буквально каждого гражданина в гигантской массе деталей процесса государственного
управления.
Слайд 42
Фактически у каждого члена общества появляется возможность видеть свое место
как гражданина в общей гражданской структуре и влиять на те
процессы, которые затрагивают непосредственно его личные интересы. Например, как потрачены его деньги, которые он уплатил в качестве дорожного налога.
Слайд 43Перестройка деятельности правительств развитых государств идет в тесном взаимодействии с
гражданами, бизнесом и общественными организациями. Эти проблемы достаточно сложны, но
уже можно сказать, что даже в пределах одного государства развитие IT практически невозможно предугадать, можно лишь оценить вероятности путей развития. Это требует действий прагматичных и осторожных, постоянных корректив.
Слайд 44К 2010 году все федеральные органы власти и регионы обязаны
обзавестись центрами телефонного обслуживания населения, интернет-сайтами, соответствующими единым требованиям, а
также системами управления по результатам. Решение обсуждению не подлежит.
Поэтому нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, регламентирующую функционирование базовых элементов «электронного правительства», необходимо полностью сформировать уже в 2008м году.
Для ликвидации «информационного разрыва» между регионом и муниципальным образованием следует как можно быстрее разработать типовые программные решения поддержки выполнения основных функций соответствующих органов власти.
Слайд 45Президентом поставлена задача - к 2009-му году в России не
должно не остаться ни одного не телефонизированного населенного пункта.
В
населенных пунктах, где проживает более 50 человек, в обязательном порядке должен появиться пункт коллективного доступа в INTERNET
Cледующим этапом «борьбы с цифровым неравенством» должна стать телефонизация всех домов, а также обеспечение каждой квартиры широкополосным доступом к INTERNET, в том числе беспроводным
Слайд 46Подписанное в феврале 2003 г. постановление правительства РФ № 98
определяет, какую информацию все министерства и ведомства обязаны публиковать посредством
"информационных систем общего пользования". Перечень обязательных сведений насчитывает 53 пункта.
Слайд 47Указано, что обязательной публикации подлежат сведения об исполнении федерального бюджета
(пункт 42 Перечня), сведения об открытых конкурсах, аукционах и тендерах
с условиями их проведения (п. 39) и сведения о федеральных целевых программах (п. 5 и 26). Кроме того, теперь законопроекты, которые готовятся органами государственного управления, должны быть обнародованы до того, как они будут приняты законодателями (п. 6).
Слайд 48Россия следует мировым тенденциям в области информационных технологий. В течение
1999-2001 гг. рядом организаций было разработано несколько программ по информатизации
РФ, а в июле 2001 года Правительство РФ одобрило ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и «О развитии единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы».
Слайд 49Президент подписал обновленный Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите инфор-мации», вносящий значительные изменения
в соответствующую систему нормативно-правового регулирования.
Теперь электронно-цифровая подпись, удостове-ряющая авторство и подтверждающая подлин-ность электронных сообщений и документов, при-равнивается к собственноручной.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи», по соглашению участников документооборота цифровая подпись признается равнозначной собственноручной в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.
Слайд 50Это важно знать: сертификат ключа подписи — документ, завизированный уполномоченным
лицом удостоверяющего центра, который включает в себя открытый ключ электронной
цифровой подписи и выдается удостоверяющим центром для подтверждения ее подлинности и идентификации владельца сертификата
Слайд 51Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в
документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат
ключа подписи, относящийся к этой ЭЦП, не утратил силу на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи (п. 1 ст. 4 ФЗ от 10.01.2002 № 1-ФЗ).
Слайд 52Согласно российскому законодательству ЭЦП - данные, полученные в результате криптографического
преобра-зования текста электронного документа. Оно идет с помощью закрытого ключа
— уникального набора символов, известной только отправителю.
Эти данные передаются вместе с текстом электронного документа его получателю, который дешифрует сообщения и проверяет подлинность ЭЦП, используя открытый ключ — общедоступный код, соответствую-щий закрытому ключу. Если дешифрация документа прошла безошибочно, это подтверждает авторство отправителя и подлинность подписи.
Законом оговаривается, что ЭЦП может создаваться только с помощью криптографических технологий, сертифицированных на соответствие государственному стандарту.
Слайд 53Несмотря на то что безопасный обмен электронными документами немыслимым без
цифровой подписи, ее применение ограничено сферой гражданско-правовых сделок, а также
рядом предусмотренных законом случаев, например представление налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
ЭЦП не признается аналогом собственноруч-ной подписи в уставах, доверенностях, бюлле-тенях для голосования на собраниях акцио-неров, трудовых договорах, завещаниях и т. д.
Слайд 54В рамках проекта «Электронная Россия» МЭРТ направил в Правительство доклад
по регулированию использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. В нем
подчеркивается, что технологические вопросы являются подчиненными и должны рассматриваться только через призму государственного управления, открытости власти и ее подотчетности обществу.
Решение, казалось бы, технологических вопросов на самом деле должно:
защитить интересы граждан, предоставив равный доступ к информационным ресурсам государства;
обеспечить национальную безопасность;
сократить нагрузку на бюджеты.
Слайд 55Обеспечение национальной безопасности заключается в предотвращении утраты государством контроля над
собственными информационными системами. Используя программно-технологи-ческое обеспечение, не соответствующее открытым стандартам,
государство может оказаться в технологической зависимости от поставщика. В таком случае поддержка и развитие закупленного ранее решения оказываются полностью в руках владельца данной технологии.
Отсутствие согласованной политики в области коммуникационных протоколов и форматов данных приводит к тому, что ведомства используют несовместимые между собой программные решения. В результате уже созданные за государственный счет компоненты не могут быть использованы другим ведомством даже при полном совпадении функциональности.
Слайд 56
Решение одной и той же задачи финансируется многократно, что увеличивает
степень несовместимости и проблемы с обменом данными между ведомствами.
Сегодня любая
информация, представленная на сайте любого ведомства, носит справочный характер. Необходимы механизмы, которые позволят «раскрываемые» документы или их часть автоматически делать легитимными. То есть если документ с момента своей публикации должен приобрести статус закона, то таковым он становится с момента попадания в систему независимо ни от человеческого фактора, ни от ведомства.
Слайд 57Кроме того, необходима инфраструктура, обеспечивающая такое же доверие к электронным
документам, как и к бумажным: электронные подписи, архивы, фельдпочта.
Предметом регулирования
должны стать не поставщики и не конкретные программные решения, а технологии. При этом граждане и бизнес-структуры могут использовать любые программные продукты.
Государство должно выбрать из открытых и свободных технологий одну наиболее подходящую спецификацию.
Для решения организационных вопросов и стандартизации программных решении необходима постоянно действующая межведомственная структура.
Слайд 58Правительственная комиссия (технический комитет)
контракт
экспертный
комитет
утверждение
проект профиля
предложение
предложение
предложение
предложение
Организационное
решение
Слайд 59www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ
Слайд 60
Деградация российского общества после 1991 и особенно после 1993 года
повлекла резкое снижение квалификации работников. В силу этого постиндустриальный потенциал
России сегодня крайне низок. Только 5% граждан способны сегодня работать в новой экономике, еще 30% могут найти занятость в сфере предоставления услуг, на которые эти 5% предъявят спрос.
Оставшиеся две трети населения окажутся безработными и клиентами собеса и ведомства общественных работ.
Слайд 61
Последнее обстоятельство является неизбежной платой за социально-экономический курс 90-х годов
прошлого века. Чем дольше будет действовать его инерция, тем эта
плата будет выше.
Но рано или поздно придется перейти к новой постиндустриальной стратегии
Слайд 62
“Электронное правительство» появится в России к 2013 году – к
этому сроку для обмена информацией федеральные органы власти перейдут на
использование государственной автоматизированной информационной системы (АИС) «Управление». Кроме чиновников к ней решено допустить и граждан.
В структуру АИС «Управление» входит публичный информационный ресурс -интернет-портал, обеспечи-вающий свободный доступ к нормативной, статистичес-кой и аналитической информации в сфере государствен-ного управления и местного самоуправления.
Слайд 63
Органы власти всех уровней должны интегрировать в АИС свои информационные
ресурсы, а с 1 января 2013 года исключительно через эту
систему федеральные ведомства должны запрашивать информацию у других органов.
Основой же «Электронного правительства» останутся централизованные ресурсы, в том числе предназначенная исключительно для защищенного доступа подразделений администрации президента России и аппарата правительства России подсистема «Контур».
Слайд 64
Органы власти всех уровней должны интегрировать в АИС свои информационные
ресурсы, а с 1 января 2013 года исключительно через эту
систему федеральные ведомства должны запрашивать информацию у других органов.
Основой же «Электронного правительства» останутся централизованные ресурсы, в том числе предназначенная исключительно для защищенного доступа подразделений администрации президента России и аппарата правительства России подсистема «Контур».
В базах данных АИС «Управление» планируется накапливать, систематизировать и анализировать информацию об уровне социально-экономического развития страны и ее регионов, эффективности деятельности органов власти, ходе реализации финансируемых из федерального бюджета мероприятий, а также статистические данные, картографические материалы и др.
Слайд 65
Органы власти всех уровней должны интегрировать в АИС свои информационные
ресурсы, а с 1 января 2013 года исключительно через эту
систему федеральные ведомства должны запрашивать информацию у других органов.
Основой же «Электронного правительства» останутся централизованные ресурсы, в том числе предназначенная исключительно для защищенного доступа подразделений администрации президента России и аппарата правительства России подсистема «Контур».
Напомним, что внедрение электронной системы межведомственного взаимодействия, позволяющей ведомствам запрашивать необходимые для оказания государственных услуг гражданами или компаниям документы в безбумажном виде, планировалось завершить еще к 1 июля этого года.
Однако этим планам не суждено было реализоваться и сейчас введение принципа «единого окна» отложено: федеральные органы власти должны будут начать его применять с 1 октября, а региональные и муниципальные – со второй половины 2012 года.
Слайд 66
Именно высокая доля интеллектуального капитала в общем объеме инвестиций (не
учитываемого в рамках российской бухгалтерии) делает затраты отрасли инвариантными к
климатическим ограничениям.
В таком положении находятся высокотехнологические отрасли, где доля НИОКР высока в сравнении с вкладом собственно индустриальных подразделений
Слайд 67CONCLUSION
Не подлежит сомнению, что информационные технологии коренным образом уже
изменили многие понятия в жизни российского общества.
С течением времени,
по-видимому, нас ждут еще большие изменения, поскольку крупные технологические революции неизбежно вносят вклад в изменение образа жизни граждан.
Слайд 68CONCLUSION
Новейшие IT могут способствовать становлению гражданского общества в России.
Ценность проектов электронного правительства - в сокращении издержек времени и
денежных средств граждан и в той добавленной стоимости, которую они дают обществу. Однако проекты будет успешными, когда граждане и общество в целом осознают их полезность.