Слайд 1
ПРОЕКТ
«Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ
в условиях инклюзивного обучения»
Автор
проекта:
Сухих Татьяна Ивановна,
студентка 2 курса заочного отделения,
филологического факультета
Слайд 2разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей,
методические рекомендации по ее реализации в условиях единого образовательного пространства.
ЦЕЛЬ:
Слайд 31. Изучить теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
2. Разработать программу исследования, направленного на анкетирование семей, воспитывающих детей с
ОВЗ, и педагогов, для выявления возникающих трудностей в семье и образовательном процессе, и проанализировать результаты исследования.
3. Разработать направления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями развития.
ЗАДАЧИ:
Слайд 4ГИПОТЕЗА:
Выявленные в ходе анкетирования проблемы и трудности семьи, воспитывающей ребенка
с ограниченными возможностям здоровья и анализ результатов исследования предоставят возможность
разработать модель оптимальной адаптации ребенка и его семьи к условиям единого образовательного пространства.
Слайд 5Ведение (теоретическая часть)
Для создания оптимальных условий для обучения детей с
ОВЗ в инклюзивном пространстве необходимо активное участие и взаимодействие всех
участников учебного процесса: педагогов, родителей, самих детей. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.
Слайд 6Формы работы
Широко используются в образовательном процессе информационные технологии, направленные на
просвещение родителей об особенностях психического развития детей с разными типами
отклоняющегося развития. Использование таких технологий целесообразно на родительских собраниях.
Слайд 7С целью создания и укрепления отношений между родителями, воспитывающими детей
с ограниченными возможностями здоровья, и родителями, воспитывающими детей с условно
нормативным развитием, эффективно создание психологических клубов для родителей.
Слайд 8
Практическая часть
ПРОЕКТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ДЛЯ КАЖДОГО»
(База - МОУ г.Железнодорожного)
Разработанная в
проекте системная модель управления данным процессом определяет перспективные направления его исследования:
1.Проведение анкетирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, для выявления трудностей, с которыми приходиться сталкиваться в условиях инклюзии.
Слайд 9ЗАДАЧИ:
1. Изучить теоретико-методологические основы психолого- педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с
ОВЗ.
2. Разработать авторскую анкету для родителей детей с ОВЗ,
направленную на выявление трудностей, с которыми они сталкиваются при попадании ребенка в условия инклюзии.
3. Проанализировать полученные результаты при помощи методов математической статистики.
4. Подвести итог по проделанной работе.
5. На основании полученных данных разработать модель психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей.
Слайд 10
Направления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающей детей с ОВЗ
1. Выявляются проблемы
и перспективы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
1. Проблема, связанная с
дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция». Часто после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах.
Слайд 112. Проблема построения ясной жизненной перспективы. Основная черта семей детей
с ограниченными возможностями здоровья - предвидение хронической природы кризиса и
тревога в связи с неопределённой жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем.
3. Проблема, касающаяся недостатка знаний и навыков, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком. Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.
Слайд 12Диагностическое направление. После которого разрабатывается и уточняется дальнейший образовательный маршрут
для каждого ребенка. Коррекционное направление. Цель этого направления - оказание
помощи детям с проблемами в развитии, а также психолого-педагогической помощи их родителям.
Консультативное направление. Консультативная помощь осуществляется посредством системы индивидуальных консультаций.
Просветительское направление. В рамках этого направления проходят семинары, круглые столы, мастер-классы, проводятся лектории для родителей, публикуются сообщения в СМИ (статьи в местных газетах, передачи на местном телевидении), осуществляется выпуск буклетов и брошюр для родителей и педагогов-психологов.
Слайд 13Включение родителей в образовательный процесс
1. Наблюдение за ребенком во время
занятий.
2. Кратковременное включение родителей в ход занятия.
3. Партнерское участие родителя
в проведении занятия с ребенком.
Слайд 14Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями, имеющими детей с
ОВЗ возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой
защите.
Совместные досуговые мероприятия.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
Индивидуальная работа.
Одна из главных работ – это работа индивидуальная:
- личные беседы с родителями по обмену информацией о ребенке, обсуждение проблем, решение возникающих вопросов.
Система основных программных мероприятий
Слайд 15При планировании программы сопровождения необходимо учитывать особенности семьи ребенка с
ОВЗ, ее воспитательный потенциал. Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка
с ОВЗ в условиях инклюзии - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка.
ВЫВОД: