Слайд 1Проект
На тему: «Технологии диагностики и деятельности ПМПк по включению ребенка
с ОВЗ в инклюзивный образовательный процесс.»
Автор проекта:
Татаренкова Кристина Александровна
Студентка 2
курса заочного отделения,
филологического факультета
Слайд 2Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий
обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 3Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном
(массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей,
имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Слайд 4Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с
ОВЗ;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Слайд 5Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования:
- между общественным характером образования и
индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;
- между ориентацией учителя на
работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся;
- между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;
- между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;
- между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой.
Слайд 6Противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением
к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:
- между
потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;
- между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;
- между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;
- между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии.
Слайд 7Основные принципы инклюзивного образования:
по отношению к ребенку с ОВЗ –
учащемуся общеобразовательного учреждения:
баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в
процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:
триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:
принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
по отношению к системе образования города в целом:
оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.
Слайд 8Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных
учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах
:
∙ индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
∙ социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;
∙ психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
∙ психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
∙ индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
∙ портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
∙ компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
∙ повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
∙ рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
∙ тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
∙ подготовка тьюторов высшей школой;
∙ адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
∙ адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
∙ адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
∙ адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
∙ сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
∙ ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Слайд 9Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента:
«академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования
любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса, например:
· Знания о языке – речевая практика и речевое творчество;
· Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество;
· Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром;
· Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;
· Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;
· Обществознание – практика жизни в социуме
Слайд 10Результаты освоения основной образовательной программы
Результаты овладения ребенком образовательных областей представляются
на основе освоения им содержательных линий, в которых заложены оба компонента
– «академический» и «жизненной компетенции».
При этом характеристика ожидаемых результатов должна быть целостной, т.е. отражающей взаимодействие этих компонентов образования:
∙ что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,
∙ что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
∙ насколько активно, свободно и творчески он их применяет.
Слайд 11Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ.
На первый план
выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его
реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования.
Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть:
· организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
· организация временного режима обучения;
· организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
· технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);
· технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);
· специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования.
Слайд 12Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное обучение
детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении – школе, лицее, гимназии
, предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в обычный класс или класс компенсирующего обучения и отработку индивидуального подхода к обучению по стандартной программе.
Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе – предполагает открытие специализированного класса компенсирующего обучения для детей с ОВЗ (аутистические нарушения, ДЦП, поведенческие нарушения и др.), обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе (преимущественно – в школе) со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий, часов общения. Численность класса – 9-12 детей.
Слайд 13Важным слагаемым учебного процесса в специализированном классе должна стать комплексная
психолого-педагогическая коррекция неустойчивого психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта,
самостоятельности, способности к преодолению трудностей. Таким образом, в обеих моделях существенно повышается роль службы сопровождения образовательного учреждения.