Слайд 1Проект по предмету: «Основы научной коммуникации»
на тему:
«Жанры научной речи»
Выполнила
студентка 2 ПОБ-НАЧ-к-в (1 группа)
Бережная Елизавета Константиновна
Слайд 2Научная коммуникация —это распространение научных знаний об окружающей действительности посредством
различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации.
Слайд 3
Жанры научного стиля речи
«Жанр - форма организации речевого материала в
рамках того или иного стиля речи».
Слайд 5Схема построения научного текста
Слайд 6«Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая
оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий».
Слайд 8Собственно научный стиль речи
• Монография - научный труд, научная книга,
посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.
• Научная статья - сочинение
небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.
В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:
название (заголовок),
введение,
основная часть,
заключение.
Слайд 9Название (заголовок) научного текста
Существует несколько типов заголовков:
название общего характера
(введение в терминоведение; беседы о физике)
название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы
научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);
названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).
Слайд 10Введение научного текста
В нем обосновывается:
выбор темы исследования,
описываются методы исследования,
формулируются цели
и задачи работы.
Слайд 11Основная часть и заключение
Основная часть текста монографии, дипломной работы делится
на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В
научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.
Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.
Слайд 13Этапы подготовки конспекта:
Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация,
относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В
каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.
Слайд 14Правила написания конспекта
1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его
частей) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды
прочитав его.
3. Составить план - основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы