Слайд 1Гимн патриотизму и мужеству советских людей в годы Великой Отечественной
войны в произведениях донецкого писателя Павла Байдебуры
Марафон – проект
Заворотневой Н.К.
ОШ
№11, г.Макеевка
Слайд 2О проекте
Методики и приемы по организации учебно-познавательной деятельности на уроке,
применяемые в данном проекте, позволяют создавать образовательные ситуации, в которых
учащиеся ставят и решают собственные проблемы. Проект предусматривает организацию учителем предпосылок для самостоятельного выполнения детьми комплекса действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, что завершается созданием продукта и его представлением в устной, письменной, изобразительной или электронной формах.
Слайд 3Цели. Осознание учащимися актуальности и ценности литературного наследия писателей своего
края, воспитание интереса к истории Донбасса, его самобытности, гордости за
несгибаемость соотечественников в годы Великой Отечественной войны.
Задачи.
ознакомиться с жизнью и творческой деятельностью П.Байдебуры;
развивать интерес к творческому наследию писателя;
формировать личностные отношения к творчеству П.Байдебуры, развивать умение высказывать свои мысли об авторе произведения, его героях и художественных образах;
развивать логическое и образное мышление, культуру речи и чтения;
формировать у учащихся историческую память, углублять знания про историю родного края;
вырабатывать умение монологического высказывания, умение делать выводы;
воспитывать милосердие, гуманность;
развивать умение пересказывать, высказывать свои впечатления от прочитанного;
выявлять творческие склонности учащихся, способствовать их развитию.
Слайд 4Памятка
как рассказывать о художественном произведении одноклассникам
Назвать книгу и ее автора.
Определить,
о чем произведение, где и когда происходят события, кто главные
герои.
Кратко пересказать содержание, подробно остановившись на интересных эпизодах.
Отметить места, которые следует обязательно прочитать (разнообразное описание, интересные наблюдения, факты, кульминационный момент).
Высказать отношение к прочитанному: что понравилось, запомнилось, впечатлило. Сказать, чему учит произведение.
Порекомендовать произведение одноклассникам.
Каждый ученик должен быть готов к вопросам, которые зададут ему одноклассники или учитель.
Слайд 5Павло Байдебура
(1901 – 1985 рр.)
Слайд 6Биография П.Байдебуры
Родился 1 марта 1901 года в деревне Нерубайка, Семенастовская
волость, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния, Российская империя (ныне — село
Нерубайка Новоархангельского района Кировоградской области Украина).
В 1920-х годах переехал в Донбасс. C 1922 по 1924 год участвовал в Гражданской войне в рядах РККА. Работал на шахте № 2 «Краснодон». Публиковал в донецких газетах стихи и рассказы.
Учился в Харьковском коммунистическом университете с 1927 по 1930 год, затем переехал в Алчевск.
В Харькове Байдебура работал заведующим отдела газеты «Харьковский пролетарий», оргсекретарём Харьковской организации союза писателей Украины, редактором республиканского издательства «Искусство и культура». Жил в доме «Слово».
Работал редактором шахтной газеты «Углекоп».
Во время Великой Отечественной войны пошёл на фронт добровольцем. Работал корреспондентом фронтовой газеты «Знамя Родины».
В послевоенное время в течение двадцати лет возглавлял Донецкую организацию союза писателей Украины.
Автор 30 книг.
С Донбассом связаны книга Байдебуры «Земля Донецкая» (1944), рассказы «Месть» и «Мария», а также детские книги «Дети шахтёров», «Тайна степного шурфа», «Как мы шахту строили».
Умер 26 января 1985 года. Похоронен на Мушкетовском кладбище Донецка.
Слайд 7Именем Байдебуры названа одна из улиц Донецка.
В память Павла Андреевича
проводится областная литературная премия, которая названа его именем.
В Донецке на
здании, в котором жил Байдебура с 1948 по 1971 год установлена мемориальная доска.
Награждён орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почёта», двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
В 1976 году присвоено звание «Почётный гражданин Донецка».
Слайд 8Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Р.Рождественский
Слайд 9Распределение ролей
1 группа – биографы.
2 группа – историки.
3 группа –
читатели (рассказ «Молитва», «Месть», «Маленький Тимко»).
4 группа – искусствоведы (о
картине «Мать партизана»)
5 группа – мастера художественного слова (выразительное чтение отрывков).
6 группа – писатели (приложение).
7 группа – аналитики (вопросы и задания).
Что объединяет все эти произведения?
Какое понравилось больше?
Какие мысли возникали при прослушивании?
Назовите произведения о детях войны, которые вы изучали ранее (Г.Тютюнник «Климко»).
Обсуждение домашнего задания. Записать воспоминания своих близких старшего поколения о годах войны и оформить альманах с иллюстрациями и аудиосопровождением.
Слайд 10Приложение
Вариант 1. Отец главного героя рассказа Тимка был в рядах
партизан. Узнав что случилось с его родной деревней, он с
товарищами пришел на пепелище и нашел сына. Мальчика отец забрал с собой в партизанский отряд и он стал юным разведчиком.
Вариант 2. Мальчик остался один. Ему было страшно, но он не растерялся и пошел в направлении уцелевших домов. Его приютила соседка на несколько дней. Но Тимко очень хотел быть вместе с отцом, чтобы мстить фашистам за смерть матери. Взяв с собой немного хлеба и воды, он отправился в лес искать партизанский отряд.