Слайд 1 «Я - гражданин России»
Разработчики:
Меметова З.К. учитель начальных
классов,
Аметова Э.И. педагог-организатор
МОУ «Новостепновская школа»
Слайд 2«Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше
всех остальных оттого, что вы здесь родились» .
Бернард Шоу
Цель Программы:
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Задачи Программы:
формирование патриотических чувств у учащихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свой город, свою страну;
создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;
разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Слайд 3Основные направления программы:
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших
ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни,
способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Культурно-историческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Слайд 4Данные направления гражданско-патриотического воспитания реализуются на различных возрастных ступенях, каждая
из которых имеет свои методологические особенности.
В начальной школе ведущей
формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Проводимые мероприятия позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм.
Слайд 5Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок
поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей
самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется посредством коллективно — творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Слайд 6Формы и методы реализации программы
Тематические классные часы, уроки;
встречи с
работниками правоохранительных органов;
ролевые и деловые игры, диспуты;
олимпиады по обществознанию,
правоведению;
участие в конкурсах и смотрах гражданско-патриотической тематики;
викторины и тренинги по правовой тематике;
работа ученического самоуправления министерства печати (выпуск школьной газеты «Школьные новости»);
изучение истории своей семьи, семейных традиций;
изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
кружковая работа;
проведение акций «Передай добро по кругу», «Пожилой человек»,
«Гордимся и помним!», встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий в горячих точках, с детьми войны;
экскурсии по городам России и Республики Крым;
военно-спортивная игра «Победа»;
Контроль за реализацией Программы.
Для
координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
3. Руководитель МО классных руководителей.
4. Учителя истории.
5. Библиотекарь.
Слайд 8 Оценка эффективности реализации Программы:
Конечными результатами программы должны стать:
создание системы
патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе;
формирование у школьников готовности
к вооружённой защите Родины;
внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов патриотического воспитания;
сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
повышение интереса учащихся к военно-прикладным и техническим видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
Слайд 9Ожидаемые конечные результаты
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе
обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный,
содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
Духовно-нравственные параметры:
- повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;
- повышение интереса к историческому прошлому города, страны.
Гражданско – патриотические параметры:
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
- проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.
Индикаторы для оценки хода реализации программы:
- количество выставок патриотической направленности
- проведение военно-спортивных игр
- вовлечение учащихся в работу клубов, кружков патриотической направленности
- проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч.
Слайд 10 Содержание Программы
Программа включает в себя следующие
направления:
Связь поколений.
Цель:
Осознание обучающимися как
нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Слайд 11 Растим патриота и гражданина России
Цель: формирование гражданской и правовой
направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию
своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России и Республики Крым.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Слайд 12 Мой край родной
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному
краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края
во внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели.
Слайд 13 Я и моя семья
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей
жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать
педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
Слайд 14Этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 3 года.
I этап: проектный
– 2015-2018 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
Слайд 15II этап: практический – 2015-2018 учебные годы.
Цель: реализация программы по
гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее
эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического, духовно-нравственное воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
7. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Слайд 16III этап: аналитический –2017-2018 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу
на следующий период.
Слайд 17План мероприятий по реализации государственной программы
«Я – гражданин
России»
Цели:
1. Создание и развитие системы гражданско – патриотического и духовно-нравственного
воспитания обучающихся;
2. Обеспечение новых подходов к организации духовно-нравственного гражданско-патриотического воспитания.
Слайд 22Урок –мужества «Я помню! Я горжусь!»
(начальное звено)
Слайд 23Урок-мужества
(вторая , третья ступень)
Выступление учителя истории Шамшурина Л.Е.
Слайд 24Показ видеоролика «Города - герои»
Слайд 27 Традиции народов Крыма
«Праздник Масленица»
Слайд 35Военно-патриотическая игра «Победа»
Слайд 36Посещение музеев учащимися начальных классов