Слайд 1Проектирование и анализ современного урока в начальной школе
Слайд 2Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:
- познавательную мотивацию и интересы
учащихся;
- сформировать основы нравственного поведения;
- готовность и способность к сотрудничеству
и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;
- в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Слайд 3 Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий,
в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Слайд 4 Преимущества метода проекта:
даёт возможность организовать учебную деятельность,
соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
Успешно интегрируется в образовательный
процесс;
Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Слайд 5Этапы проектной учебной деятельности
мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю
положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
планирующий – подготовительный
(определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);
Слайд 6информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют
проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют
проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).
Слайд 7Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации проектной деятельности
Темы
детских проектных работ мы выбираем в зависимости от содержания учебных
предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.
Слайд 8 Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем
1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками.
Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.
Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы
Слайд 93. Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах,
словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя
проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
4. Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
5. Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Слайд 106. Экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров,
осмысление полученных результатов
7. Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и
промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
8. Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Слайд 11 Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его
составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью
оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Слайд 12Примерная схема анализа урока
Тема урока
Цели и задачи урока
Готовность учащихся к
уроку
Готовность учителя к уроку
Тип и структура урока
Содержание урока
Система закрепляющих упражнений
с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний
Проверка ЗУН
Домашнее задание
Итоги урока
Стиль общения на уроке
Общая оценка урока
Слайд 13Тема урока:
соответствие программе;
место урока
в системе уроков по разделу;
точность формулировки и
эстетика ее
оформления на доске.
Цели и задачи урока:
осознанность учителем целей (задач) урока;
четкость и доступность постановки цели для детей;
обучение учащихся целеполаганию.
Слайд 14
Готовность учащихся к уроку:
готовность рабочих мест, классного помещения;
психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса,
создание эмоционального настроя).
Готовность учителя к уроку:
готовность доски, оборудования, наглядности;
степень владения учебным материалом;
качество дидактических средств, их содержание и оформление.
Слайд 15
Тип и структура урока
целесообразность избранного типа урока с точки зрения
темы в целом;
этапы урока (назвать).
соответствие структуры данному типу урока
( чем вызваны отклонения, если таковые имеются;
соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока;
завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.
Слайд 16Содержание урока
соответствие содержания программе;
соблюдение научности, фактической точности и доступности;
полнота освещения
темы;
логичность и системность изложения;
доказательность, иллюстративность;
выделение главного, наличие выводов;
воспитывающий характер содержания;
эффективность методов
и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие;
эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний;
уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).
Слайд 17
Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков
и прочности знаний
обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности
учащихся;
разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий);
соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке;
четкое и грамотное в речевом отношении выполнение задания;
объяснение методики выполнения заданий;
уместность игровых и занимательных моментов на уроке.
Слайд 18
Проверка и оценка ЗУН
проверка знаний, умений и навыков на различных этапах
урока;
использование приемов, форм, их разнообразие;
характеристика качества ответов учащихся;
характер вопросов и
заданий ученику;
адекватность отметки качеству ответа;
реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки;
формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).
Слайд 19
Домашнее задание
рациональность содержания, объема;
подготовленности учащихся к его выполнению;
осуществление
индивидуального и дифференцированного подходов;
своевременность записи.
Итоги урока:
наличие и своевременность этого этапа;
характер заключительных вопросов классу.
характер заключительных вопросов классу.
Слайд 20Стиль общения на уроке:
педагогический такт учителя, стиль общения с детьми;
умение владеть классом, поддерживать дисциплину,
активизировать деятельность учащихся;
умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся;
предоставление
учащимся возможности самовыражения;
организация учебного диалога;
речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).
Слайд 21
Общая оценка урока:
степень достижения поставленных целей;
достоинства, удачи, причины ошибок и
неудач;
выводы и предложения по совершенствованию урока.