Слайд 1Проектирование программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования
Фаязова Альфия Фаритовна,
заместитель директора
ИРО ПК, к.пед.н.
Слайд 2Текущие задачи семинара
Выявить нормативную базу процесса воспитания в ОУ.
Определить структуру программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО
в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Выявить изменения в содержании воспитания в новых условиях.
Провести анализ воспитательного процесса в ОУ и выявить уровень его нормативного, организационного и методического обеспечения.
Составить конкретный план действий по разработке/оформлению программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО .
Слайд 5Нормативное обеспечение
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.
Данилюк. А.М.Кондаков. В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 20с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
Слайд 6Нормативное обеспечение
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273
–ФЗ от 29.12.2012г.
Письмо Минобрнауки РФ от 13.05. 2013г № ИР-352/09
«О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразо-вательных учреждениях».
Письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013г № 09-879 «Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
Слайд 7Методические материалы
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.
Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
Слайд 8Программа – это…
«Предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или
действий (Википедия).
Краткий очерк, начертанье, перечень, изложенье, содержанье сочинения, изданья, книги,
журнала, преподаванья чего-либо; план празднества, торжества, представленья; задача, пояснительная записка на заданную по выбору работу (О. Даль)
Слайд 9Национальный воспитательный идеал
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 10Социализация (По А. Мудрику)
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат
становления индивида социальным существом.
Обособление – это процесс и результат становления
человеческой индивидуальности.
Результат этого процесс:
– потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия);
– потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия),
– потребность в самостоятельном решении личных вопросов, способность противостоять трудным жизненным ситуациям, мешающим его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия).
Слайд 12ВОПРОС
Какие программы используются для реализации современного содержания воспитательного процесса?
Слайд 18Программа развития В и С
Пояснительная записка. Состояние проблемы развития
воспитательной системы школы (класса) и необходимость её решения программно-целевыми методами
(8).
Концептуальные идеи развития воспитательной системы ОУ (класса) 7, .
Слайд 19Программа развития В и С
3. Цели и задачи (1).
4.
Сроки и этапы реализации (5).
5. Содержание программы (2, 3).
6. Ресурсное
обеспечение.
7. Механизм реализации Программы (4,6, 9).
8. Оценка эффективности реализации Программы (10,11,12).
Слайд 20Структура программы внеурочной деятельности
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание курса.
Планируемые результаты.
Краткий перечень материалов,
инструментов и оборудования.
Рекомендуемая литература.
Слайд 21Структура программы ДО
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной
программы.
7. Список литературы.
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 )
Слайд 22Структура проекта
Обоснование: актуальность; проблема, которая решается в проекте.
Цель;
Главная идея
реализации проекта, особенности и сроки реализации;
Краткое содержание;
План реализации проекта;
Планируемый результат;
Бюджет
проекта;
Критерии эффективности проекта;
Риски проекта.
Слайд 23Кто и как разрабатывает программы?
Педагог;
Родитель?
Ветераны?
Ученик?
Бабушки и дедушки?
Социальный партнер?
…?
Слайд 24Когда программируем воспитательный процесс …
Слайд 25Направления развития личности
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное
Слайд 26
Направления и виды
внеурочной деятельности
Слайд 27Условия реализации
Содержание программы может быть реализовано на основе сетевого взаимодействия
посредством программы внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, проектов;
Обоснованный выбор системообразующей
и системоопределящей видов деятельности;
Обновление локальной нормативно-правовой базы исходя из особенностей реализации ВК ОУ;
Совершенствование МТБ;
Определение целей, содержания и форм, рамки результата воспитания на основе потребностей обучающихся и социального, государственного заказа;
Современный уровень кадрового обеспечения.
Слайд 28
Алгоритм проектирования
Формулирование актуальной проблемы.
Цель и задачи будущего проекта.
Тема.
Результат.
Продукт.
Модель.
Выявление условий ее реализации.
Составление плана ее реализации.
Оформление в соответствии с
требованиями.
Слайд 29Программы воспитания в соответствии со стандартами нового поколения
Слайд 30Структура программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО
Пояснительная записка.
Учебно-тематический
план.
Содержание курса.
Планируемые результаты.
Краткий перечень материалов, инструментов и оборудования.
Рекомендуемая литература.
Слайд 31Структура программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО
1) Цель
и задачи духовно-нравств. развития, воспитания и социализации обуч-ся, описание ценностных
ориентиров, лежащих в ее основе;
2) Направления деят-ти духовно-нравств. развития, воспита-ния и социализации, профессиональной ориентации обуч-ся, здоровьесберег. деят-ти и форм экологической культуры обуч.- ся, отражающие специфику ОУ, запросы участников обр. процесса;
3) Содержание, виды деятельности и формы занятий с обуч-ся по каждому направлению развития личности;
4) Формы инд.и групповой организации проф.ориентации;
5) Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках ОУ, совм. деят-ти с предприятиями, общ. орг-ми, в т.ч. с системой доп. образования;
6) основные формы орг-ции пед. поддержки социализации по каждому направлению с учетом урочной и внеурочной деят-ти;
Слайд 32Структура программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО
7) Модели
организации работы по форм. экологически целесообразного, здорового и безопасного образа
жизни;
8)Описание деят-ти ОУ в области непрерывного экологи-ческого здоровьесберегающ. образования обуч-ся;
9) Систему поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обуч.- ся;
10) критерии, показатели эффективности деят-ти ОУ в части дух.-нравст. развития, воспитания и социализации обуч-ся, формир. ЗиБОЖ и экологич. культуры обуч. - ся;
11) Методика и инструментарий мониторинга дух.-нравст. развития, воспитания и социализации обуч-ся;
12) Планируемые результаты дух.-нравст. развития, воспитания и социализации обуч-ся, формир. ЗиБОЖ и экологич. культуры обуч. – ся.
Слайд 33Завершающее задание
Составить конкретный план действий по разработке и реализации программы
воспитания и социализации личности