Разделы презентаций


Проектирование в образовании: региональный и муниципальный уровень

Содержание

Проектирование в образовании -это организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проектирование в образовании: региональный и муниципальный уровень
Объект, предмет проектирования, суть

проектирования, виды, уровни и продукты педагогического проектирования. История проектирования в

образовании.
Проектирование в образовании: региональный и муниципальный уровеньОбъект, предмет проектирования, суть проектирования, виды, уровни и продукты педагогического проектирования.

Слайд 2Проектирование в образовании -
это организованная система деятельности по осуществлению комплексных

исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как

формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем.

Цель проектирования заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое.

Результатом проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей.

Проектирование в образовании -это организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и

Слайд 3Объектом педагогического проектирования является
образование как форма общественной практики, а предметом

- совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности (педагогической, научной,

культурно-образовательной, управленческой), форм организации образовательного пространства.

Логику педагогического проектирования можно представить совокупностью последовательно сменяющих друг друга видов деятельности:
анализ актуальных проблем или ситуаций,
концептуализация,
программирование, планирование и конструирование новой образовательной практики, а также форм организации деятельности субъектов процесса проектирования.

Объектом педагогического проектирования являетсяобразование как форма общественной практики, а предметом - совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной

Слайд 4Система педагогического проектирования должна удовлетворять ряду принципов:
завершенности (удовлетворения основным требованиям,

предъявляемым к проекту его заказчиками, нормами культуры и общества);

конструктивной целостности

(полнота структурных элементов проекта, степень их проработанности и согласованности);

реалистичности (его осуществления в конкретной ситуации);

реализуемости (наличие реальных возможностей осуществления);
интерактивности (коррекции в ходе осуществления проекта).

Система педагогического проектирования должна удовлетворять ряду принципов:завершенности (удовлетворения основным требованиям, предъявляемым к проекту его заказчиками, нормами культуры

Слайд 5Педагогическое проектирование связано с созданием
нового способа решения проблемы, который в

педагогической области имеет статус инновации.

Рассматривая сущность педагогического проектирования, следует иметь

в виду не только деятельность проектировщиков, но и продукт этой деятельности - проект, созданный для изменения существующего положения дел.

Поэтому под педагогическим проектированием понимается целенаправленная деятельность педагогов по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование.

Педагогическое проектирование связано с созданиемнового способа решения проблемы, который в педагогической области имеет статус инновации.Рассматривая сущность педагогического

Слайд 6Целью педагогического проектирования является решение некоторой актуальной проблемы,
основанное на принципиально

новом способе.

В технических науках подобный способ решения проблемы, при

реализации которого наблюдается положительный эффект, называют изобретением, в педагогической же области чаще используется термин «инновация».
Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью педагогической науки своевременно удовлетворить эти потребности.

Поэтому основополагающая цель педагогического проектирования - выполнение социального заказа.

Целью педагогического проектирования является решение некоторой актуальной проблемы,основанное на принципиально новом способе. В технических науках подобный способ

Слайд 7Объектом педагогического проектирования является то,
при помощи чего можно разрешить существующую

проблему.

В этом качестве обычно выступают те или иные педагогические

конструкции:
технологии,
методы,
содержание образования,
учебные программы и т.д.

Такая ограниченность связана с тем, что в педагогике далеко не все может подвергаться проектированию в силу существенного влияния окружающей действительности на компоненты и состояние педагогического процесса.

Объектом педагогического проектирования является то,при помощи чего можно разрешить существующую проблему. В этом качестве обычно выступают те

Слайд 8Процесс педагогического проектирования предполагает использование специфических средств, которые можно
условно

разделить на материальные и духовные.

К материальным относятся законодательные акты,

документация по проекту, компьютерные и всевозможные технические средства и т.д.

К духовным - общие средства научных исследований, социальный заказ, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.

Учитывая специфику педагогической деятельности вообще и педагогического проектирования, большее значение будут иметь духовные средства, которые не умаляют роли материальных средств педагогического проектирования.

Процесс педагогического проектирования предполагает использование специфических средств, которые можно условно разделить на материальные и духовные. К материальным

Слайд 9Перечень методов педагогического проектирования разнообразен,
поскольку их использование зависит не только

от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии выбора методов), но

и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики (субъективные критерии).

Можно выделить и инвариантные методы, которые обеспечивают специфику педагогического проектирования как процесса. К ним относят:
эвристические методы решения изобретательских задач,
методы квалиметрии,
моделирование,
педагогический эксперимент.

Перечень методов педагогического проектирования разнообразен,поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии

Слайд 10Вхождение проектирования в педагогический контекст по времени совпадает с развитием

исследовательских и экспериментальных форм обучения (первая четверть XX в.).

Исследовательский

метод в школе это работа, в процессе которой учащийся, непосредственно общаясь с ее объектом, с известной степенью самостоятельности констатирует новый, ему неизвестный факт или, сопоставляя ряд фактов, самостоятельно приходит к новому для него выводу.

Предполагается обязательность исследовательских процедур: постановка проблемы, выбор объекта, предмета, формулировка цели и гипотезы; действия в определенной логике, получение результата и оценка его достоверности, новизны, значимости.
Вхождение проектирования в педагогический контекст по времени совпадает с развитием исследовательских и экспериментальных форм обучения (первая четверть

Слайд 11Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов
 получил распространение

в первой трети XX в. в качестве одной из форм

воплощения в образовании исследовательского метода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Джона Дьюи, рассматривавшего детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия.

Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы.

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. в качестве

Слайд 12Школу Дж. Дьюи рассматривал как место, где ребенка учат
жить

в окружающем мире, совместно работать со сверстниками и взрослыми людьми,

тем самым приобретая необходимые знания.

Обучение при этом должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности.

Основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме.

Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Школу Дж. Дьюи рассматривал как место, где ребенка учат жить в окружающем мире, совместно работать со сверстниками

Слайд 13Последователь Дж. Дьюи - В.Х. Килпатрик ввел проектную деятельность
в

широкий педагогический контекст.
В.X. Килпатрик выделил три основных компонента новой педагогической

системы:
учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;
целесообразная деятельность;
обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.

Фактически, целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования, позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях.


Последователь Дж. Дьюи -  В.Х. Килпатрик ввел проектную деятельность в широкий педагогический контекст.В.X. Килпатрик выделил три

Слайд 14Учебные программы, построенные на основе этого метода,
строились как серия взаимосвязанных

проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.
Для выполнения

каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.
От ребенка требовалось умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходилось добывать необходимые знания и, опираясь на них, проделывать конкретную работу.
Идеальным проектом считался тот, для исполнения которого требовались знания из различных областей, позволяющие разрешить не одну, а целый комплекс проблем.

Учебные программы, построенные на основе этого метода,строились как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных

Слайд 15Вначале проект использовался педагогами узконаправленно, как средство обучения
С его помощью

делались попытки активизировать усвоение учебного материала и позицию ученика в

образовательном процессе.
Наиболее распространенные типы проектов в то время:
выполненные в условиях городских школ, где содержание проектов связывалось с изучением предметов, но при этом опиралось на интересы учащихся;
сельских школ, где система проектов естественным путем интегрировалась в реальную жизнь.

Форма реализации проекта могла быть различной. Помимо реальных дел использовались так называемые мнимые дела или игры, имитирующие реальные дела. К ним можно отнести литературные проекты, географические «путешествия».
Опыт работы таких школ показал, что учебная программа может быть полностью выработана на основе целей, поставленных себе детьми в реальной жизни.
Вначале проект использовался педагогами узконаправленно, как средство обученияС его помощью делались попытки активизировать усвоение учебного материала и

Слайд 16Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками

американских педагогов.

Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 г. была

организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми: в отечественной методике начальной математики и естествознания формируется новый подход, согласно которому наблюдения и эксперимент составляют основную и обязательную черту преподавания.
В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такие определения, как:
практический (В.А. Герд);
опытно-испытательный, естественно-научный (А.П. Пинкевич);
исследовательский (Б.Е. Райков);
опытно-показательный метод, метод лабораторных уроков (К.П. Ягодовский).
По своей сути они во многом перекликались с методом проектов.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в

Слайд 17Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. метод проектов был осужден,

так как «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в

области конкретных учебных курсов», и в течение более полувека в России этот метод как самостоятельный не использовался.

В зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и метод проектов в XX в. приобрели большую популярность.

Понятие проектирования в отечественной педагогической науке применялось А.С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления. Речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника.

Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. метод проектов был осужден, так как «не давал возможности ученикам овладеть

Слайд 18Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности
использовал Г.П. Щедровицкий в

1968 г. в работе «Педагогика и логика», которая в свое

время не увидела свет, а была полностью опубликована только в 1994 г.

В 70-е гг. XX в. проектировочный компонент был выделен в структуре деятельности педагога (Н.В. Кузьмина).

Терминологический аппарат педагогики пополняется понятиями «педагогическое проектирование», «проектировочная деятельность учителя», «педагогический проект».
Объектом проектирования в данном случае выступают идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности.

Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельностииспользовал Г.П. Щедровицкий в 1968 г. в работе «Педагогика и логика»,

Слайд 19Формирование технологического типа культуры на рубеже XX— XXI вв.
стимулировало ученых

к анализу методологических основ проектной деятельности как совершенно особого явления.


Проектирование стало рассматриваться как особый вид мыследеятельности.

Опыт проектирования развития общественных систем в рамках методологии систем мыследеятельности (О.И. Анисимов, Д.Б. Генисаретский, В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий), реализация проектирования как управленческой процедуры (И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов) дали толчок к перенесению методологии проектирования в область образования (Ю.В. Громыко, В.И. Борзенков, О.Г. Прикот, В.И. Слободчиков, Г.Л. Ильин, Н.А. Масюкова).

Формирование технологического типа культуры на рубеже XX— XXI вв.стимулировало ученых к анализу методологических основ проектной деятельности как

Слайд 20Применение проектной деятельности к сфере образования
особенно активизировалось во второй половине

1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации образования.

Характерны

в этом отношении работы В.П. Беспалько. Появились трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов), как полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В.Е. Радионов).

Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых (и) информационно-коммуникационных технологий.

Применение проектной деятельности к сфере образованияособенно активизировалось во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей

Слайд 21Постепенно проектные свойства и характеристики присваиваются
образовательным процессом и образовательной системой

в целом.

Идеи проектирования распространяются на уровень педагогических систем, образовательной

среды, личности, содержания воспитания и обучения, предполагаемых результатов личностного развития.

Формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования.

Проектирование становится для педагогики специфическим способом «будущетворения».

Постепенно проектные свойства и характеристики присваиваютсяобразовательным процессом и образовательной системой в целом. Идеи проектирования распространяются на уровень

Слайд 22От метода проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению -
обучению с

помощью проектирования, обучению в проекте, построенные на идеях проблемно-проектного обучения

(О. Газман).

Проектная среда приобретает свойства образовательной среды. Использование возможностей логики создания типовых проектов выступает в качестве основного средства обучения.

От метода проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению -обучению с помощью проектирования, обучению в проекте, построенные на

Слайд 23Известный российский методолог Ю.В. Громыко считает, что
в настоящее время формируется

научность проектно-программного типа, основу которой составляют деятельности проектирования и программирования,

характеризующиеся разработкой, формированием и созданием еще не существующих в практике систем образования.

При этом обеспечиваются научное описание и конструктивная разработка принципиально новых образовательных систем и их фрагментов, отличающихся от прошлых.


Известный российский методолог Ю.В. Громыко считает, чтов настоящее время формируется научность проектно-программного типа, основу которой составляют деятельности

Слайд 24Переход от «знаниевой» к информационной парадигме образования порождает практический вопрос

«разбухания» содержания образования
Становится неясным, чему именно теперь учить?

Вопрос выбора

содержания из проблемы отбора объема знаний, умений, навыков превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых требует от человека жизнь и профессия.

Например, выделение задач сохранения здоровья, поиска необходимых сведений (работу с источниками).
Таким образом, обнаруживается проективный характер самого содержания и способов его построения. 

Фактически способы построения содержания образования становятся органическим компонентом его структуры.

Переход от «знаниевой» к информационной парадигме образования порождает практический вопрос «разбухания» содержания образованияСтановится неясным, чему именно теперь

Слайд 25Если существовавшая веками система образования была ориентирована на носителя готового

знания — на учителя,
преподавателя, ученого, оделяющего своими знаниями учеников и

слушателей, знающего «рецепт» решения их проблемы, то сегодня носителем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования.

Учащиеся всех ступеней образования оказываются в ситуации самостоятельного определения (проектирования) траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут), самостоятельного создания (проектирования) содержания образования, самостоятельного проектирования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими, проектирования образовательной среды.
Если существовавшая веками система образования была ориентирована на носителя готового знания — на учителя,преподавателя, ученого, оделяющего своими

Слайд 26Образование в информационном обществе перестает быть средством усвоения
готовых общепризнанных знаний,

оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обмена,

который совершается на протяжении всей ее жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации.

Таким образом, внимание к педагогическому проектированию — не просто отражение модного веяния в современном образовании.
Оно исторически обусловлено объективной необходимостью развития у субъектов педагогической деятельности проективного воображения, мышления, способа действий.
Образование в информационном обществе перестает быть средством усвоенияготовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с

Слайд 27Основу научного контекста педагогического проектирования формируют
такие категории и понятия, как

«проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия.

Проектирование

(от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления.

Основу научного контекста педагогического проектирования формируюттакие категории и понятия, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные

Слайд 28 В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка

новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической

деятельности. Например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т.д.;
новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицына);
прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек);
способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);
процесс создания и реализации педагогического проекта;
специфический способ развития личности;
технология обучения.


В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как: практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике

Слайд 29В смысловом и содержательном отношении понятия
«педагогическое проектирование» и «проектирование в

образовании» различаются.

Проектирование в образовании выходит за пределы педагогической сферы, поскольку

может включать действия, лежащие в плоскости экономики, права, менеджмента и др.
Однако в русле гуманистической педагогики любое действие по изменению образовательных систем соотносится с педагогическими ценностями и смыслами и ориентируется на человека.
В силу этого проектирование в образовании также может выполнять педагогические функции.

В смысловом и содержательном отношении понятия«педагогическое проектирование» и «проектирование в образовании» различаются.Проектирование в образовании выходит за пределы

Слайд 30 Педагогический проект является
центральным понятием, необходимым для анализа различных сторон

педагогического проектирования. 

На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности

(М. С. Каган).
На деятельностном — как цель и результат проектирования.
В самом общем плане проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).
Это также цель и результат проектной деятельности.

Материалом для «изготовления» проектов служат знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы. В качестве инструментальной системы проектирования в различных областях выступает теория деятельности.

Педагогический проект является  центральным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования. На философском уровне проект

Слайд 31Современное понимание термина «проект» имеет и другие толкования,
вполне соотносимые с

образовательным контекстом:

предварительный, предположительный текст какого-либо документа (например, проект закона, проект

программы);

некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или имеющих общую организационную форму целенаправленной деятельности (например, образовательный проект, издательский проект, телевизионный проект);

завершенный цикл продуктивной индивидуальной или совместной деятельности (отдельного учащегося, проектной группы, обучающегося коллектива, образовательной организации, корпорации).

Современное понимание термина «проект» имеет и другие толкования,вполне соотносимые с образовательным контекстом:предварительный, предположительный текст какого-либо документа (например,

Слайд 32Проектный (производное от «проект») - система действий, осуществляемых в рамках

проекта Например, проектный замысел, проектная документация, проектный подход, проектная культура.

Проективный (производное

от понятия «проекция» как процедура пространственного, зрительного, психологического переноса свойств одного объекта на другой).

Проективность выступает как личностное свойство, которое может быть актуализировано с помощью определенных методик или процедур. (Проективное сознание, проективная методика, проективный тест.)
Проектный (производное от «проект») - система действий, осуществляемых в рамках проекта Например, проектный замысел, проектная документация, проектный подход,

Слайд 33Проектировочный — это слово указывает
на принадлежность к проектированию как особому виду

деятельности.
Проектировочный этап — один из этапов процесса, в котором используются возможности

проектирования.
Проектировочные умения обусловливают возможность осуществлять именно проектную деятельность.

Иногда понятия «проектный» и «проектировочный» выступают в текстах как взаимозаменяемые, отражая сложившиеся внутри научно-педагогического сообщества традиции, однако это представляется не вполне корректным.

Проектировочный — это слово указываетна принадлежность к проектированию как особому виду деятельности.Проектировочный этап — один из этапов процесса, в

Слайд 34Проектное обучение - это обучение, приоритетно построенное на основе метода

проектов
Это обучение в проекте и с помощью проекта.

Педагогические действия направлены на:
активизацию

процесса познания;
обогащение форм процесса обучения;
формирование определенного типа мышления (проектного) и отношения к окружающей действительности;
обучение собственно проектной деятельности;
изменение образовательной парадигмы в целом.

Проектное обучение предполагает:
построение процесса обучения в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
комплексный подход к разработке проекта, обеспечивающий сбалансированность личностного развития;
вариативность использования базовых знаний и умений в реальных ситуациях, проживаемых учащимися.

Проектное обучение - это обучение, приоритетно построенное на основе метода проектовЭто обучение в проекте и с помощью проекта. Педагогические

Слайд 35Проектная деятельность тесно связана с понятиями:
«прогнозирование», «конструирование» и «моделирование». 
Прогнозирование— это

разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное

суждение о возможных состояниях явления в будущем.
Различают:
поисковое прогнозирование, цель которого — поиск перспективных проблем, подлежащих решению;
нормативное прогнозирование, которое сводится к определению возможных путей решения проблем с ориентацией на заданные критерии.

Проектная деятельность тесно связана с понятиями:«прогнозирование», «конструирование» и «моделирование». Прогнозирование— это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо

Слайд 36Проектирование и прогнозирование имеют общие цели и ориентацию
на достижение результатов.


Однако проектирование требует большей строгости и ответственности, поскольку оно осуществляется

для получения результата, непосредственно используемого в практике.

Прогнозирование же как «суждение о перспективах» допускает определенное варьирование в выводах.
При проектировании исследовательская деятельность является базой для возможного выявления новых источников прогнозирования.
Прогнозирование как обязательная мыслительная процедура используется в проектировании для формирования обоснованного суждения о перспективах, возможных состояниях того или иного объекта или явления в будущем.

Проектирование и прогнозирование имеют общие цели и ориентациюна достижение результатов. Однако проектирование требует большей строгости и ответственности,

Слайд 37Конструирование изначально возникло
как вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной

конструкции инженерного объекта или системы, которая затем создается на производстве.



Современное понятие конструирования распространяется и на социальную сферу, где оно употребляется в смысле выявления, детализации, разработки и установления системы социальных связей.

Конструирование и проектирование — последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации.

В процессе конструирования разрабатываются детали, элементы проектируемого объекта, а при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов, разрабатывается и оформляется проект.

Конструирование изначально возниклокак вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или системы, которая затем

Слайд 38Проектирование также связано с моделированием
как методом исследования объектов различной природы на

их аналогах (моделях).

Модель (от лат. modulus — мера, образец, норма)

— это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).

Модель может быть материальной (предметной) и идеальной.

Материальная модель воспроизводит геометрические (в масштабе), физические, динамические, функциональные характеристики объекта (например, модель архитектурного сооружения, самолета).
Идеальная модель — описательное или знаковое представление объекта. Например, математическая модель, физическая модель.

Проектирование также связано с моделированиемкак методом исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях).Модель (от лат. modulus —

Слайд 39Моделирование широко используется в проектировании
для представления и преобразования объектов, явлений

или процессов, которых еще нет в реальности или они по

каким-то причинам недоступны.
Модель позволяет оперировать с ними, определяя устойчивые свойства, выделять отдельные сущностные аспекты проектируемых объектов, явлений и процессов и подвергать их более скурпулезному логическому анализу.

В рамках проектирования модель позволяет:
создавать образы объектов или явлений;
имитировать реальные процессы будущей деятельности;
проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;
делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.
В круг проектных процедур входит создание моделей будущих объектов, процессов и явлений, поэтому моделирование можно считать частью проектирования.

Моделирование широко используется в проектированиидля представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности

Слайд 40Сегодня в отечественной педагогической науке педагогическое проектирование трактуется как
самостоятельная полифункциональная 

педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий

процесса воспитания и обучения (В.П. Беспалько).

Среди основных функций проектной деятельности выделяют исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. 
Сегодня в отечественной педагогической науке педагогическое проектирование трактуется как самостоятельная полифункциональная   педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или

Слайд 41В силу своей многофункциональности проектная деятельность может быть использована в

качестве:

педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры

в рамках обучающейся организации;
средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов;
процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием;
формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).

В силу своей многофункциональности проектная деятельность может быть использована в качестве:педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например

Слайд 42Виды педагогического проектирования
Исходя из классической триады «природа — общество —

человек», выделяют природные, технические (инженерные) и социальные проекты.

Проектирование в области

педагогики и образования относится к социальной сфере, а его продукт можно отнести к разряду гуманитарных проектов. Смыслом и целью гуманитарного проектирования является усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и человеческих отношений.

Г. П. Щедровицкий выделяет два разных в стратегическом плане вида педагогического проектирования:
адаптацию к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию);
усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.

Виды педагогического проектированияИсходя из классической триады «природа — общество — человек», выделяют природные, технические (инженерные) и социальные

Слайд 43В.И. Слободчиков пишет о двух типах проектирования, разделяя:
психолого-педагогическое проектирование образовательных

процессов, имея в виду обучение как:
освоение способов деятельности;
формирование

как освоение совершенной формы действия;
воспитание как взросление и социализацию;
социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы.

В.П. Бедерханова также выделяет два основных направления:
Проектирование и создание проектов в интенсивных формах. Сюда относятся организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и проектировочные сборы.
Совместное пошаговое проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления ОО гуманистической ориентации. 

В.И. Слободчиков пишет о двух типах проектирования, разделяя:психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как: освоение

Слайд 44В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования,
различающиеся по

объекту преобразования, целевой направленности и результату (табл. 1):

1. социально-педагогическое проектирование, направленное на

изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
2. психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
3. образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования,различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату (табл.

Слайд 45Виды педагогического проектирования

Виды педагогического проектирования

Слайд 46Социально-педагогическое проектирование
первоначально возникло в ответ на стремление в ходе педагогического

взаимодействия решать вполне определенные общественно значимые проблемы, встающие перед детьми

и взрослыми в повседневной жизни.

Оно в основном выполняет функции педагогического упорядочения социокультурной среды, выявляя и изменяя внешние факторы и условия, влияющие на развитие, воспитание, формирование, социализацию человека.

Результат социально-педагогического проектирования нередко становится основой для организации более эффективного функционирования образовательных систем, тем самым позволяя изменять потенциальные возможности развертывания собственно педагогических процессов.
Социально-педагогическое проектированиепервоначально возникло в ответ на стремление в ходе педагогического взаимодействия решать вполне определенные общественно значимые проблемы,

Слайд 47В рамках образовательного проектирования
создаются проекты развития образования в государстве в целом

и в отдельных регионах.

Реализуются проекты:
создания образовательных организаций;
реформирования органов

управления образованием и подведомственных им организаций;
формирование образовательных стандартов и содержания образования всех уровней.
В рамках образовательного проектированиясоздаются проекты развития образования в государстве в целом и в отдельных регионах. Реализуются проекты: создания

Слайд 48Психолого-педагогическое проектирование
предполагает построение моделей процессов, связанных с преобразованием личности и

межличностных отношений, исходя из особенностей мотивации, восприятия информации, усвоения знаний,

участия в деятельности, общении.

В центре его внимания оказывается:
педагогический процесс как таковой;
условия эффективного обучения и воспитания,
педагогические технологии;
формы взаимодействия обучающихся с преподавателем, способы самопроектирования личности.
Психолого-педагогическое проектированиепредполагает построение моделей процессов, связанных с преобразованием личности и межличностных отношений, исходя из особенностей мотивации, восприятия

Слайд 49 Уровни педагогического проектирования
Под уровнем в проектировании понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур

и результата, которая используется в рамках проектных действий.

В зависимости

от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на уровнях:
концептуальном,
содержательном,
технологическом,
процессуальном (табл. 2).

Уровни педагогического проектирования Под уровнем в проектировании понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в

Слайд 50 Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования

Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования

Слайд 51Концептуальный уровень проектирования
ориентирован на создание концепции объекта или на его

прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного

плана).

Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.


Концептуальный уровень проектированияориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция

Слайд 52Содержательный уровень проектирования
предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону

его возможного использования и функционального назначения:

стандарт начального образования;
программа развития гимназии;
учебный

план гуманитарного факультета института экономики и финансов.


Содержательный уровень проектированияпредполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения:стандарт начального

Слайд 53Технологический уровень проектирования
позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном

контексте:
технология полного усвоения учебного материала;
технология построения ситуации личностно ориентированного обучения;
методика

коллективного творческого дела.

Технологический уровень проектированияпозволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте:технология полного усвоения учебного материала;технология построения ситуации

Слайд 54Процессуальный уровень проектирования
выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим

продукт, готовый к практическому применению:

определенные дидактические или программные средства;
методические разработки

отдельных уроков и внеклассных дел;
сценарий проведения праздника и др.

Процессуальный уровень проектированиявыводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению:определенные дидактические или

Слайд 55Федеральные проекты охватывают своим действием всю территорию РФ. Чаще всего

они являются федеральными программами развития образования.

Региональный проект представляет собой социальнокультурную

разработку, ориентированную на реализацию в одном или нескольких субъектах федерации (округах), сходных по своим природно-климатическим условиям и историко-культурным традициям.
Масштабы регионального проекта могут быть различными и обусловленными традициями регионализации в России.
В последнее время широкое развитие получили региональные проекты, осуществляемые в масштабах Федерального округа, объединяющего несколько субъектов федерации.

Федеральные проекты охватывают своим действием всю территорию РФ. Чаще всего они являются федеральными программами развития образования.Региональный проект

Слайд 56Муниципальный проект в своей реализации ограничивается масштабами муниципального образования (города,

района). Чаще всего в реализации такого проекта активное участие принимают

органы местного самоуправления, местная администрация (муниципалитет).

Локальный проект - это всегда малый проект, связанный с реализацией конкретной проектной инициативы в рамках одного социально-культурного института. Разовые или циклические мероприятия учреждений культуры или инициативных групп общественности являют собой яркий пример локального социально-культурного проекта.

Муниципальный проект в своей реализации ограничивается масштабами муниципального образования (города, района). Чаще всего в реализации такого проекта

Слайд 57Вопросы для самопроверки
В чем суть проектирования в образовании?
Что такое проект?
Какова

история проектирования в образовании?
Какие виды проектирования в образовании вы знаете?
Каково

соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования?

Вопросы для самопроверкиВ чем суть проектирования в образовании?Что такое проект?Какова история проектирования в образовании?Какие виды проектирования в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика