Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О.В. Елецкая, канд. пед. наук,
доцент
О. Елецкая: логопедам
https://vk.com/eletskaya_olga
olga_eletskaya@mail.ru
Слайд 2Как правильно написать коррекционную часть ООП?
Слайд 3Структура рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
В настоящее время учитель-логопед образовательной организации
осуществляет свою деятельность на основе рабочей программы.
Рабочая программа показывает как
с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 4Нормативной основой рабочей программы учителя-логопеда, как и любого другого педагога
образовательной организации, является ФГОС. В рабочей программе учителя-логопеда в обязательном
порядке учитываются требования к структуре и содержанию, изложенные во ФГОС, однако рабочая программа учителя-логопеда не является копией АООП, а заполняет один из ее разделов – раздел «Коррекционная работа». Иными словами это – коррекционная часть ООП.
Слайд 5В связи с тем, что, что законом «Об образовании в
Российской Федерации» не определены требования к рабочей программе, учитель-логопед имеет
право самостоятельного выбора формы записей, текстового варианта рабочей программы. Но во избежание наличия разных вариантов рабочей программы в одной организации необходимо разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, в том числе, учителей-логопедов, закрепив данные требования локальным актом – Положением о рабочей программе педагога дошкольной образовательной организации
Слайд 6Данный подход позволяет исключить из структуры рабочей программы учителя-логопеда образовательной
организации разделы, относящиеся непосредственно к основной образовательной программе организации и
сосредоточить внимание непосредственно на коррекционной работе.
Слайд 7Рабочая программа учителя-логопеда составляется на основе основной образовательной программы образовательной
организации и результатов логопедического обследования детей, которые в течение учебного
года будут включены в сферу квалифицированной деятельности по коррекции недостатков в речевом развитии. Такой подход требует ежегодного обновления содержания рабочей программы учителя-логопеда.
Слайд 8Специфика структуры и содержания рабочей программы учителя-логопеда обусловлена основными направлениями
логопедической работы.
Например:
Наименование раздела основной образовательной программы «Организационные условия жизнедеятельности детей»
в рабочей программе учителя-логопеда логично изменить на «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития». Содержание такого раздела не только не будет противоречить ФГОС, но и максимально полно отразит специфику именно логопедической работы.
Слайд 9В этом же разделе фиксируется интеграция образовательных областей, которая осуществляется
в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей.
Это необходимо при разработке содержания рабочей программы учителя-логопеда и при реализации такого раздела ООП как Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 10Проектирование рабочей программы учителя-логопеда регламентируется внутренним положением образовательной организации о
разработке и реализации рабочих программ.
Слайд 11СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 122.11 Программа включает три основных раздела:
целевой,
содержательный и
организационный,
в каждом из которых
отражается
обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Слайд 14В структуре рабочей программе учителя-логопеда образовательной организации выделяются основные разделы:
Титульный
лист
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Планируемые результаты логопедической работы с детьми.
Организационный раздел
Организационные условия
деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей.
Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии дошкольников (школьников).
Содержательный раздел
Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии дошкольников (школьников)
Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития.
Слайд 15Титульный лист
Оформление титульного листа рабочей программы учителя-логопеда традиционно включает в
себя следующие элементы:
– наименование образовательной организации;
– наименование рабочей программы.
–
указание группы (класса) образовательной организации либо возраста детей, с которыми проводится логопедическая работа в соответствии с содержанием рабочей программы;
– период времени, отводимого на освоение рабочей программы детьми;
– фамилия, имя, отчество учителя-логопеда, его квалификационная категория и/или ученая степень;
– город, год разработки рабочей программы;
– грифы для согласования и утверждения рабочей программы учителя-логопеда.
Слайд 162.11.1 Целевой раздел включает в себя
пояснительную записку и
планируемые результаты
освоения программ.
Слайд 17Целевой раздел
Пояснительная записка.
Планируемые результаты логопедической работы с детьми.
Слайд 18Пояснительная записка должна раскрывать:
цель и задачи реализации Программы;
принципы и подходы
к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Слайд 19Пояснительная записка
включает в себя основные концептуальные положения рабочей программы учителя-логопеда.
В структуру пояснительной записки входят следующие элементы:
принципы и подходы к
формированию рабочей программы;
возрастные и индивидуальные особенности детей, посещающих логопедические занятия;
цели и задачи логопедической работы.
Слайд 20Не рекомендуется простое перечисление принципов, учителю-логопеду имеет смысл раскрыть их
содержание, т.е. каким образом данные принципы применяются в проектировании и
реализации рабочей программы.
Слайд 21При проектировании рабочей программы учителя-логопеда необходимо учитывать и следующие коррекционно-педагогические
принципы:
системность;
комплексность;
принцип развития;
рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими
сторонами психического развития ребенка;
онтогенетический принцип;
этиопатогенетический принцип;
принцип учета структуры речевого дефекта;
принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;
принцип учета зоны ближайшего зоны ближайшего и актуального развития.
Слайд 22При написании пояснительной записки следует обратить внимание на общедидактические принципы:
соответствие
принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетание принципов
научной обоснованности и практической применимости;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного (школьного) возраста;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой деятельности образовательной организации.
учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
Слайд 23Также необходимо учитывать принципы:
наглядность,
доступность,
дифференцированный и индивидуальный подход и др.
Слайд 24Принцип наглядности
в проектировании рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
регламентирует подбор наглядного материала.
Слайд 25Принцип доступности
предполагает подбор материала от простого к сложному, в
зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Слайд 26Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
отражается на комплектовании групп и подгрупп
в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.
Слайд 27Предполагается, что данный раздел проектируется только на основе проведенного логопедического
обследования детей и содержит количественное и качественное описание его результатов.
В
содержании данного раздела необходимым условием является наличие сводных таблиц и диаграмм, отражающих состояние речевых и неречевых функций у обследованных детей.
Слайд 28При проектировании пояснительной записки учитель-логопед описывает возрастные и индивидуальные особенности
детей, имеющих нарушения речевого развития и посещающих логопедические занятия.
Слайд 292.11.2 Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающие полноценное развитие
личности детей.
Слайд 30Содержательный раздел программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с
учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
Слайд 31Содержательный раздел
Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом
развитии детей дошкольного (школьного) возраста.
Критерии и показатели достижения детьми планируемых
результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития.
Слайд 32Раздел «Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом
развитии дошкольников (школьников)».
Планирование логопедической работа по развитию и коррекции
устной и письменной речи у детей планирование производится в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательной организации и отражает:
тему, над которой осуществляется работа в каждом временном периоде:
временной период (обычно планирование составляется на неделю);
образовательные области;
описание работы по развитию (коррекции) произносительной стороны речи и фонематических процессов;
активизируемый словарь и грамматические категории, над которыми осуществляется работа;
коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи;
Содержание работы, направленной на преодоление нарушений чтения, письма и счета;
методы и приемы, применяемые в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда;
деятельность учителя-логопеда и деятельность детей на занятии;
планируемые результаты;
описание предметно-развивающей среды: учебно-методический комплект (УМК), дидактические материалы и оборудование, применяемое в работе;
взаимодействие с другими специалистами и родителями в рамках основной темы.
Слайд 33Перечень и последовательность тем должны быть тесно взаимосвязаны с темами
АООП образовательной организации.
При разработке планирования в группе для детей
с ТНР целесообразно отдать приоритет темам, подбираемым учителем-логопедом, и в соответствии с ними выстраивать АОП (АООП)
Слайд 34При разработке планирования логопедической работы в образовательной организации, не имеющей
в своем составе специальных (коррекционных) групп (классов) для детей с
нарушениями речи, а также в других специальных (коррекционных) группах (для детей с УО, с ЗПР, с нарушениями анализаторных систем) необходимо учитывать содержание АООП, а также содержание рабочей программы учителя-дефектолога и других специалистов, осуществляющих коррекционную работу с дошкольниками (школьниками).
Слайд 35Планирования групповой и индивидуальной логопедической работы
Учитель-логопед может вносить свои изменения
в предлагаемую форму в соответствии с содержанием логопедической работы.
Слайд 36Планируемые результаты освоения Программы
конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом
возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальной траекторией развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
Слайд 37Логопедическое обследование детей с нарушениями речи проводится по направлениям, которые
описываются учителем-логопедом в разделе рабочей программы «Критерии и показатели достижения
детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития».
Анализ результатов логопедического обследования являются основой для формулирования целей и задач логопедической работы, планируемых результатов логопедической работы с воспитанниками, а также причиной корректировки содержания деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных особенностей в речевом развитии воспитанников.
Слайд 38Проектирование раздела «Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в
сфере коррекции нарушений речевого развития»
осуществляется с опорой на нормативы
логопедического обследования детей, обозначенных в парциальных программах коррекции нарушений речевого развития. Исходя из содержания раздела, его можно обозначить, как «Критерии и показатели мониторинга коррекционно-логопедической работы». Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.
Слайд 39При проектировании раздела рабочей программы, описывающей планируемые результаты освоения детьми
с нарушениями речи содержания коррекционно-развивающей деятельности
необходимо учитывать структуру нарушений
речевого развития, а также содержание примерной основной образовательной программы и парциальной программы по коррекции нарушений речевого развития.
Слайд 40Интегративные качества выпускника формируются с акцентом на самостоятельное использование ребенком
компонентов правильной речи в свободном общении.
Слайд 41Пример интегративных качеств выпускника специальной (коррекционной) группы ДОУ для детей
с тяжелыми нарушениями речи (логопедическое заключение на момент поступления ОНР
I уровня):
1. Эмоционально отзывчивый: ребенок дает адекватный эмоциональный отклик на прочитанное или рассказанное событие; ребенок проявляет адекватные эмоции по отношению к окружающим людям и ситуациям; понимает эмоционально-оценочную лексику, употребляемую взрослыми и сверстниками; употребляет эмоционально-оценочную лексику в соответствии с ситуацией и контекстом общения (злой, сердитый, веселый, плачет, грустно, скучаю и т.п.) на доступном уровне звукослогового наполнения слов.
Слайд 422. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками: ребенок понимает обращенную речь без опоры на ситуацию общения;
пользуется невербальными формами коммуникации; выполняет действия по двукомпонентным и трехкомпонентным речевым инструкциям; отвечает на вопрос, используя аграмматичное простое распространенное предложение; самостоятельно использует в речи простые аграмматичные распространенные и нераспространенные предложения; самостоятельно использует в речи правильно произносимые звуки раннего онтогенеза, а также звуки группы свистящих (допустимо автоматизация поставленных звуков) и т.п.; ребенок правильно произносит двусложные слова без стечений согласных и со стечениями согласных в середине слова; ребенок правильно произносит трехсложные слова их открытых слогов, не содержащих сложных по артикуляции звуков; ребенок правильно использует интонационное оформление собственного высказывания, понимает интонацию; у 85% детей отсутствует назальность, у 15% детей продолжает оставаться назальность при положительной динамике. ребенок самостоятельно правильно пользуется речевым ротовым выдохом.
Слайд 433. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе: ребенок знает и называет правильно части тела в
единственном и множественном числе; понимает и определяет самостоятельно или с помощью взрослого временную последовательность частей суток, времен года.
Слайд 444. Овладевший необходимыми умениями и навыками: воспринимает главные и второстепенные
свойства предметов; различает свойства и качества предметов: мокрый – сухой,
большой – маленький, сладкий – горький, горячий – холодный, высокий-низкий, толстый-тонкий, короткий-длинный и т.п.; подбирает по просьбе взрослого антонимы и синонимы; различает и называет основные и оттеночные цвета (розовый, голубой); учитывает знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности; при составлении коротких рассказов-описаний самостоятельно или с помощью взрослого; дифференцирует звукоподражания, звуки раннего онтогенеза, слова аллофоны; понимает и использует слова – обобщения, продолжает цепочки слов одной лексической группы; определяет первый гласный звук в слове.
Слайд 455. Любознательный, активный: проявляет интерес к звукам речи, словам и
предложениям; проявляет интерес к рассказам и стихам, самостоятельно сочиняет короткие
аграмматичные рассказы.
Слайд 46Периодичность обследования речи
устанавливается специалистами образовательной организации с опорой на рекомендации
парциальных программ коррекции нарушений речевого развития.
При разработке этого раздела
программы необходимо указать сроки проведения логопедического обследования детей.
Например, входное обследование 1– 2 неделя сентября; промежуточное обследование 3 неделя января; контрольное обследование 3– 4 неделя мая. В рабочей программе не стоит описывать методики изучения разных сторон речи и моторно-психологической базы у детей, достаточно их перечислить и обозначить авторов, их разработавших. В данном разделе учитель-логопед указывает основные параметры оценки результатов логопедического обследования. А также описывает количественную оценку в баллах. Таким образом, проектирование рабочей программы учителя-логопеда должно отражать как структуру, так и содержание процесса коррекции выявленных недостатков речевого развития у воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.
Слайд 47Организационный раздел
Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция
образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития
у детей.
Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.
Слайд 48Проектирование раздела «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития.
Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого
развития у детей» осуществляется на основе анализа содержания АООП образовательной организации, выявленных нарушений в развитии речи детей и планируемой логопедической работы.
Слайд 49В данном разделе учитель-логопед указывает основные организационные формы логопедической работы:
индивидуальная логопедическая работа;
подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках
непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;
фронтальная логопедическая работа, которая также проводится в непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;
проектная деятельность.
Слайд 50Выбор организационной формы осуществляется в зависимости от условий, имеющихся в
образовательной организации
При работе в условиях образовательной организации, в котором отсутствуют
коррекционные группы .(классы) для детей с нарушениями речи, учитель-логопед реализует индивидуальные и подгрупповые формы логопедической работы с преобладанием индивидуальных форм (логопедический пункт).
В условиях же коррекционной группы (класса) в рабочей программе учителя-логопеда будут зафиксированы все организационные формы логопедической работы.
Слайд 51Для каждой организационной формы логопедической работы учителю-логопеду необходимо раскрыть все
ее виды.
Например: логопедическая работа в виде индивидуальных (подгрупповых или
фронтальных) логопедических занятий может проводиться в подготовительной группе, однако даже в этом случае большая часть всех организационных форм логопедическая работа проводится в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, коммуникативных игр, лексико-грамматических игр и т.п.
Слайд 52Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом
развитии
В этом же разделе рекомендуется описать особенности интеграции образовательных областей
в процессе логопедической работы.
Слайд 53Раздел рабочей программы «Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков
в речевом развитиидошкольников (школьников)»
В детском саду учитель-логопед принимает непосредственное участие
в организации предметной развивающей среды группы. Наполняемость предметно-развивающей среды осуществляется в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Проектирование и организация предметной развивающей среды должно быть осуществлено в соответствии с ФГОС.
Слайд 54Функции предметной развивающей среды:
организующая (разнообразие среды подталкивает к активному
участию детей в разных видах речевой активности);
воспитывающая (способствует воспитанию интереса
к правильной речи);
информационная (разнообразие тематики, обогащение среды в соответствии с тематикой изучаемого материала);
коррекционно-развивающая (содержит материал, доступный каждому ребенку и стимулирующий его к самостоятельному исследовательскому использованию).
Слайд 55Функции предметной развивающей среды в группе:
Учителем-логопедом предусматривается обновление (обогащение)
игровых центров (уголков) разнообразными материалами, которые помогут детям проявлять нестандартный
и творческий подход к речевой деятельности, к развитию различных сторон речи. Данный раздел рабочей программы может быть оформлен отдельным документом или приложением к программе.
Слайд 56Рабочая программа учителя-логопеда рассматривается на педагогическом совете (методическом объединении), проходит
процедуру согласования со специалистом, отвечающим за эти вопросы. Рабочая программа
учителя-логопеда в обязательном порядке утверждается заведующим или директором образовательной организации.