Слайд 1
Проектная деятельность учащихся.Формы проекта.
Слайд 2Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения.
Сущность идеи
остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации
их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Слайд 3
Проект – это итог, самостоятельное развитие
выработанных умений, приобретенных навыков,
применение знаний, полученных на уроках,
но уже на новом, продуктивном,
поисковом уровне.
Творческая деятельность учащегося не может выйти
за пределы имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить.
Слайд 4 Проект - это исследование конкретной проблемы,
её практическая или теоретическая
реализация.
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная, спланированная и осознанная деятельность
обучаемых-партнеров, которая организована на основе коммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Слайд 5Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у обучающихся.
В результате
своей творческой практической деятельности
обучающиеся создают конечный продукт в виде
новых знаний и умений.
Слайд 6Обязательные компоненты проекта
- формулирование цели (что и почему надо сделать),
-
разработка или выбор путей выполнения проекта,
- работа над проектом,
- оформление
результатов,
- обсуждение результатов работы.
Слайд 7Классификация проектов
По характеру результата:
Информационный проект;
Исследовательский проект;
Обзорный проект;
Проекты – инсценировки.
По форме:
Видеофильм;
Рекламный
ролик;
Телепрограмма;
Интервью с известными людьми;
Журнальный репортаж;
Рок – опера.
Слайд 8По профилю знаний:
Монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При
этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в
классно – урочную систему.
Межпредметные проекты – по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.
По числу участников:
Личностные;
Парные;
Групповые.
Слайд 9По уровню контактов:
Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри
одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо
между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
Международные. – Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
По продолжительности:
Краткосрочные – на нескольких уроках (3-6 уроков);
Средней продолжительности -1 -2 месяца;
Долгосрочные – до года.
Слайд 10Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности
предмета исследования для всех участников, обозначение источников информации, продуманных методов,
результатов;
Творческие – предполагают соответствующие творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся;
Ролевые – игровые. – Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
Информационные – требует от участников изначальной направленности на сбор информации о каком – либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
Практико – ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начало результатом деятельности участников проекта. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Слайд 11Формы продуктов проектной деятельности
Внешние продукты:
Веб – сайт( предметный, тематический)
Атлас
Атрибуты несуществующего государства Бизнес - план
Видеоклип Выставка
Газета Действующая фирма
Игра Журнал
Костюм Макет
Музыкальное произведение Праздник
Спектакль Картина
Анализ
презентация Социологическийопрос
Публикация Сценарий
Справочник Чертеж
Учебное пособие Оформление кабинета
Урок Система школьного управления
Виртуальный музей, путешествие
Слайд 12Внутренние продукты:
Развитие способностей:
Вербально - лингвистических;
Логико – математических;
Визуально – пространственных;
Моторно –
двигательных;
Межличностных;
Внутриличностных
Музыкально – ритмических;
Натуралистических.
Слайд 13Алгоритм работы над проектом:
Формулировка учителем темы проекта. Для определения темы
проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или
несколько курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.
Выбор возрастной категории учащихся. Учитель выбирает определенную возрастную группу. Например, учеников начальной школы, средней, старшей, разновозрастную группу (8-11 классы) учащихся и т.п. Время проведения: при планировании проекта.
Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы, на которые нельзя ответить одним предложением. Проанализировать шедевры русской литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др. с позиции эстетической актуальности и духовно – нравственных ценностей художественных образов. Учитель предлагает круг вопросов, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту. Время проведения: при планировании проекта.
Слайд 14Формулировка дидактических целей проекта
Формулирует учитель.
Например: « Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков
самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решений», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде». Время проведения: при планировании проекта.
5. Формулировка методических задач
Формулирует учитель. Например: «Освоить представление о символизме – одним из наиболее крупных художественных и философских течений «серебряного века» ; «Освоить понятие экспрессионизм» (МХК); «Научиться анализировать произведения живописи»(ИЗО и история); «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно» (Русский язык, литература). Время проведения: при планировании проекта.
Слайд 15Формулировка проблем (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). Ученики самостоятельно формулируют
проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Рекомендуется провести
«мозговой штурм», использовать метод наводящих вопросов. Время проведения: 1-й урок.
Выдвижение гипотез решения проблем. Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке.
Определение творческого названия проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, для учащихся 11 классов - «Театр и киноискусство 20 в.: культурная дополняемость»; 8 класс – «Земное и вечное в произведениях художественной литературы 18 века»; 6 класс – «Мифология и религия в культуре Древней Греции».
Слайд 169. Формирование групп для проведения исследований и определений формы представления
результатов. Учащиеся делятся на мини – группы по 4-6 человек,
определяющих для себя «цепочки вопросов и ответов», которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб – сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Слайд 17Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики обдумывают
пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических
данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования.
11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (районной) библиотеке, в интернете или мультимедийной энциклопедии: например, книги(какие?), интервью(с кем?), опросы (кого?), веб – сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты(где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Слайд 18Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто
за что отвечает, и сроки исполнения. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее.
13. Самостоятельная работа групп. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
14. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. Форма презентации может быть любая, например, доклад с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб – сайта с результатами исследований, проведение урока, виртуальной экскурсии и т.д. Цель: мотивировать учащихся, систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.
Слайд 19Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на предъявление полученных
результатов дается определённое время. Далее – ответы на вопросы всех
присутствующих участников проекта – учителей и учеников. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.
16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого – это фундамент для новых исследований по темам проекта.