Слайд 1Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
Слайд 2План семинара
Актуальность исследовательского обучения
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке (на
примере курса «Окружающего мира»)
3. Организация исследовательской деятельности во внеурочное
время.
3.1. методика развития исследовательских умений
3.2. методика организации индивидуальной исследовательской деятельности.
4. Проектная деятельность. Проектные задачи.
Слайд 4МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18
октября 2013 г. N 544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
Список изменяющих документов
(с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н
Развитие. Уверенность. Успех
Развитие. Уверенность. Успех
Слайд 6 Развитие. Уверенность. Успех
Слайд 7Развитие. Уверенность. Успех
Исследовательское обучение
– это процесс самостоятельного познания
учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений.
-
это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.
Слайд 8Исследовательское обучение
Общие исследовательские умения и навыки :
умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 9Условия развития исследовательских способностей
Погружение ребенка в ситуацию высокой степени новизны
и неопределенности
Учет возрастных особенностей детей , их возможностей в проведении
исследования
Разнообразие предметного материала как предмета исследования детей
Отказ учителя от позиции информатора , перехода на позицию организатора детского поиска.
Слайд 10Исследовательская деятельность школьников
На уроке
Во внеурочной деятельности
Слайд 11Различие репродуктивной и исследовательской деятельности
Слайд 12Противоречивость окружающего мира
Слайд 13
Графическая информация
Возможности для
организации учебно-
исследовательской
деятельности
школьников
на уроке
Слайд 14Графическая информация
Работа со схемой
Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы? Самостоятельно
дайте им определения.
Сверьте их с определением из словаря.
Скажите, кто живет на правом, кто на левом берегу?
Что находится от ребят вверх и внизу по течению?
Составьте правило, как надо стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у неё правый берег, а где левый?
Кто составил самое короткое и понятное правило?
Слайд 24Возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроке
Проведение учебного эксперимента,
опыта.
Слайд 26Эксперимент на определение
свойств воды
.
Выделите последовательность деятельности
учащихся.
Слайд 27Организация эксперимента
Последовательность
действий в эксперименте
Осознание того что хочешь узнать.
Формулирование задачи
исследования.
Продумывание методики эксперимента.
Прогнозирование результатов.
Выполнение работы.
Наблюдение и фиксирование результатов.
Анализ полученных данных.
Словесный
отчет об увиденном.
Формулировка выводов.
Планируемый результат в
ФГОС 2 поколения
Различать в описании наблюдения или опыта его цель
Составлять план проведения опыта
Выбирать из предложенного набора необходимое простейшее оборудование
Фиксировать результаты
Следовать инструкции, (плану)
Слайд 30Различать в описании наблюдения или опыта его цель
Составлять план проведения
опыта
Выбирать из предложенного набора необходимое простейшее оборудование
Фиксировать результаты
Следовать инструкции, (плану)
Слайд 36Программа исследовательского и
проектного обучения в начальной школе
Исследовательская
практика
Тренинг
Мониторинг
Слайд 37Общие исследовательские умения и навыки
умение видеть проблемы;
умение задавать
вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 38
Развитие умений видеть проблемы
«Рroblета» в буквальном переводе звучит - «задача»,
«преграда», «трудность».
Проблема - это затруднение, неопределенность.
Слайд 40
Задания для развития умения видеть проблемы
«Посмотрите на мир чужими
глазами».
«Составь рассказ, используя данную концовку».
«Увидеть в другом
свете».
«НЕОКОНЧЕННЫЙ РАССКАЗ»
«СОСТАВЬ РАССКАЗ ОТ ИМЕНИ ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА»
«Сколько значений у предмета»
Слайд 45Развитие умений выдвигать гипотезы
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – «основание»,
«предположение», «суждение о закономерной связи явлений».
Гипотеза - это предположительное, вероятностное
знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза - это предвидение событий.
Слайд 46Развитие умений выдвигать гипотезы
Задание «Давайте вместе подумаем».
Вопрос, проблема: «Как птицы
узнают дорогу на юг?»
Гипотезы: «Может быть, птицы определяют дорогу по
солнцу и звездам?»,
«Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»,
«Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним».
«А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»
Слайд 47Развитие умений выдвигать гипотезы
Упражнение на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов
будет очень полезным?
мобильный телефон; проект постройки дома; чайник;
реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака
Слайд 48Развитие умений выдвигать гипотезы
«Упражнения, предполагающие обратное действие»
Как вы думаете, почему
детеныши животных любят играть?
Почему весной тает снег?
Почему одни хищные животные
охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Слайд 49Развитие умений выдвигать гипотезы
«Найдите возможную причину события»
Звонят колокола;
Трава во
дворе пожелтела;
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль одиноко
стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий
Слайд 50
Развитие умений наблюдать
Наблюдение – вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность,
выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение
от простого созерцания.
Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.
«Смотрим мы глазами, слушаем ушами,
а видим и слышим умом».
Слайд 51Развитие внимания и наблюдательности
Учимся наблюдать
Слайд 52Развитие умений давать определения понятиям
Понятие- одна из форм логического мышления.
Понятие
– это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления
действительности, а также связи между ними.
Слайд 53Развитие умений давать определения понятиям
Описание
Характеристика
Сравнение
Различение
Обобщение
Загадки как определение понятий
Кроссворды
Выявление причин
и следствий (пример)
Слайд 54Развитие умения задавать вопросы
«Угадай о чем спросили»
«Вопросы домашних животных»
«Какие
вопросы тебе помогут узнать новое о предмете?»
«Найди загаданное слово»
«Найди причину
события с помощью вопросов»
Слайд 55
Введение
Каждый раз, когда я прихожу из школы, мама мне говорит
что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть
фрукты и овощи перед едой. Она предупреждает, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Мне всегда это было непонятно. Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумала?
Гипотезу: Что если, действительно существуют вредные и полезные микробы.
Цель моей работы: выяснить, какую роль играют микробы в жизни человека.
Задачи:
Изучить литературу по теме;
Уточнить, вредны микробы или полезны;
Для чего нужны полезные микробы;
Отыскать интересные факты;
Наблюдение за «работой» микробов.
Сделать выводы по теме работы .
Методы:
Изучение научной литературы;
Получение информации в сети Интернет;
Практические опыты
Слайд 56Беседа учителя и учащихся.
- Ребята, что необычного вы заметили в
нашем кабинете? (Везде листочки, на них что-то написано).
- Прочитайте, как
вы думаете, что это? (Это загадки).
- Почему вы так думаете? (Здесь говорится про предмет, но сам предмет не называется).
- Соберите, пожалуйста, все загадки и принесите их мне.
Дети собирают загадки и отдают их в руки учителя. Учитель нечаянно их роняет, загадки рассыпаются.
- Извините, ребята, я была неосторожна. Что же такое сделать, чтобы загадки больше не рассыпались? (Из них можно сделать книжку).
- Что нам нужно знать, прежде чем мы приступим к изготовлению книги? (Знать, из чего состоит книга, о чем она, кто ее написал, как оформить, как называются люди, которые принимают участие в изготовлении книги и т.д.). Ответы детей фиксируются учителем на доске.
Выявив проблему, спланировали действия, необходимые для решения этой проблемы.
Составили план работы:
1. Определить вопросы, на которые хотим ответить, цель и задачи. 2. Определить сроки. 3. Поделиться на группы. 4. Определить, что нужно сделать.
5. Деятельность . 6. Оформить книгу. 7. Рефлексия.
После того, как был составлен план работы , переходим к ее реализации.
Слайд 57Отличие учебно-исследовательской и проектной деятельности
Слайд 58Типология мотивов учения
(Битянова Марина Ростиславовна)
Слайд 60Методика проведения
Подумать самостоятельно
Спросить у других людей
Посмотреть в книгах
Познакомится с кино
Посмотреть
в Интернете
Понаблюдать
Провести эксперимент
Сделать математические
расчеты
Слайд 68Какими могут быть темы детских исследований
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на
работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных
теоретических источниках.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Слайд 69Методы и приемы поисковой активности младших школьников.
Организация мини курсов.
Экскурсии.
Коллективные игры.
Методика
«Продолжи исследование».
Коллекционирование.
«Историческое моделирование»
Игра «Лекция».
Слайд 70Мониторинг исследовательской деятельности
Слайд 71Типы и виды рефлексии
1.вид. Опирается на сферы человеческой сущности:
физическая рефлексия
(оценивает активность ребенка на уровне «успел неуспел»)
сенсорная (определяет, насколько ребенку
комфортно, как он себя чувствует в процессе урока)
интеллектуальная (направлена на выявление затруднений в процессе обучения, связанных с пониманием/непониманием материала)
духовная (показывает, произошли ли какие-то положительные или отрицательные изменения в процессе урока или цикла занятий)
Слайд 72Типы и виды рефлексии
2. вид. Основанная на функциональном назначении рефлексии:
диагностика
эмоционального состояния и настроения;
оценка деятельности на уроке;
критический подход к содержанию
учебной информации.
Слайд 73Рефлексия (анкета, которая заполняется каждым учеником)