Слайд 1Презентация
на тему: «Профессиональные заболевания монтеров пути»
выполнила: Земскова А.М.
студента группы
ПХ-3-109
проверила: Яночкина С.А.
Слайд 2Цель работы – разобрать профзаболевания монтеров пути и рассмотреть их
профилактику.
Актуальность темы:
Профессиональные болезни, представляющие собой одну из самых многочисленных групп
заболеваний, которые являются причиной не только самой высокой инвалидизации людей, но и одной из частых причин смертности работоспособного населения на земном шаре.
Значимость:
Проблема профессиональной патологии - это не только медицинская проблема, это проблема также и социальная, и экономическая. Изучение профессиональной патологии необходимо врачам и лечебного, и медико-профилактического и стоматологического профиля с одной стороны для оказания грамотной патогенетически обоснованной терапии, с другой для принятия соответствующих мер, направленных совершенство научно-технического процесса и внедрение профилактических мероприятий.
Слайд 4Профессиональные заболевания возникают вследствие воздействием:
химических веществ;
вдыханием пыли (силикоз, биссиноз, табакоз
и др.);
действие физических факторов (виброболезнь, лучевые болезни, перегрев, переохлаждение, тугоухость);
связанные
с функциональным перенапряжением органов (варикозы, грыжи, невриты, артрозы, радикулиты);
вызванные воздействием биологических факторов (инфекционные, паразитарные, туберкулез, ящур, сап, сибирская язва).
Слайд 5В клинике профессиональных заболеваний наиболее часты:
синдром поражения нервной системы;
синдром поражения
системы крови;
желудочно-кишечный и почечный синдромы;
сердечно-сосудистый синдром;
синдром поражения дыхательных путей;
опорно-двигательного аппарата.
Слайд 6Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило,
результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной
рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Слайд 7Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного
воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или
стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Слайд 8При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение
здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном
заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание (далее именуется - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора), и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Слайд 9Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление),
в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное
обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля) (далее именуется - центр профессиональной патологии) с представлением следующих документов:
а) выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного;
б) сведения о результатах предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;
в) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда;
г) копия трудовой книжки.
Слайд 10Условия труда монтеров, работающих на текущем содержании и ремонте железнодорожного
пути, складываются из комплекса гигиенических факторов, таких как микроклимат, шум,
вибрация, тяжесть труда.
Слайд 11Большинство элементов работы выполняется монтерами пути в неудобной рабочей позе
(главным образом в согнутом положении), с применением тяжелых инструментов (до
20 кг), часто в быстром темпе. При движении поездов предъявляются высокие требования к функции внимания, возникающее нервно-эмоциональное напряжение усиливается чувством ответственности за качественное исполнение работ в установленный срок. Необходимость пропуска поездов, нередко через 3-5 минут, препятствует развитию врабатываемости.
Слайд 12К неблагоприятным факторам следует отнести локальное воздействие вибрации при работе
с электрошпалоподбойками. Вибрация рабочего места или ручных инструментов могут вызвать
профессиональное заболевание – вибрационную болезнь. При работе вблизи путевых машин монтеры пути могут подвергаться влиянию высоких уровней шума (до 100-105 дБА), превышающего предельно-допустимые уровни на 15-20 дБА.
Слайд 13Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности за три года, рассматриваемого
контингента показал: первое место по количеству случаев заболевания на 100
работающих занимают болезни органов дыхания – 47,3, в т.ч. ОРВИ и грипп – 40,71,второе место - болезни костно-мышечной системы – 31,73 случаев, третье место - травмы и отравления – 25,14 случаев, четвертое место – болезни органов пищеварения – 11,37, на пятом месте системы кровообращения– 6,58 случаев, нейросенсорная тугоухость встречается в 1,59 случаев.
Слайд 14Распространенность заболеваний, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на транспорте, достаточно
высока во всем мире. По уровню профессиональной заболеваемости работников в
Российской Федерации транспортная отрасль в целом занимает третье место после обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых.
Слайд 15В структуре нозологических форм профессиональной патологии у железнодорожников традиционно ведущее
место занимают заболевания, обусловленные воздействием физических факторов производственной среды, прежде
всего шума и вибрации.
Слайд 16В настоящее время внедряются мощные элементы верхнего строения железнодорожного пути:
рельсы тяжелых типов, бесстыковой путь, железобетонные шпалы, щебеночный и гравийный
балласт и т.п. Одновременно проводятся необходимые организационно-технические мероприятия по соблюдению сроков ремонта пути, созданию санитарно-гигиенических условий труда на производстве, что способствует дальнейшему облегчению и оздоровлению условий труда путейцев, особенно монтеров пути, а также устранению причин травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.
Слайд 17В наибольшей степени в последние годы уменьшилось количество вновь регистрируемых
случаев вибрационной болезни, что можно объяснить как сокращением числа рабочих
мест с воздействием локальной вибрации, превышающей предельно допустимые уровни, так и уменьшением общего времени работы с виброинструментом в ряде профессий (монтеры пути, машинисты железнодорожно-строительных машин).
За последние годы наблюдается тенденция к улучшению выявления начальных форм НСТ на предприятиях железнодорожного транспорта, прежде всего за счет внедрения современных аппаратно-инструментальных средств в медицинских организациях амбулаторного и стационарного звена. Данную тенденцию следует оценивать положительно, поскольку ранняя диагностика признаков воздействия шума на орган слуха позволяет провести своевременное необходимое лечение, предотвратить прогрессирование заболевания и продлить профессиональное долголетие работников.
Слайд 18Библиографический список
1. Атьков А.Ю., Цфасман А.З. (ред.) Железнодорожная медицина. Энциклопедия.
— М.: Медицина, 2007. — 1040 с.
2. Клочкова Е.А. Охрана
труда на железнодорожном транспорте. — М.: Маршрут, 2004. — 699 с.
3. Лисобей В.А.. Заболеваемость работников транспорта. — Одесса: Черноморье, 2005. — 262 с.
4. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. — 191 с.
5. Цфасман А.З. Профессиональные болезни у железнодорожников / Курс железнодорожной медицины. Изд. 2-е. — М.