Слайд 1Профилактические мероприятия в рамках проведения социально-психологического тестирования
Слайд 8Стандартное обращение педагога-психолога (психолога) к обследуемым перед началом тестирования:
«Каждый человек
в жизни сталкивается с трудностями, рисками, но все их преодолевают
по-разному. В условиях трудных жизненных ситуаций нужно проявлять психологическую устойчивость. Научиться этому можно, если хорошо в себе разобраться. Тест выявит степень вашей психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. И чем откровеннее будут ваши ответы, тем точнее вы получите результат. Конфиденциальность личных данных гарантируется. После обработки теста вы получите общее представление о своей психологической устойчивости.»
Слайд 17В рамках тестирования предполагается оценка пяти групп факторов риска и
защиты в проблеме злоупотребления наркотиками обучающимися:
Личные факторы. Успешность в реализации
своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.
Семейные факторы. Система распределения ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ. Система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей
в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.
Слайд 18Среда сверстников. Отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков, уровень социальной
приемлемости поведения и социально-психологический климат группы, роль обучающегося в группе
сверстников, широта круга общения, отношение обучающегося к взрослым, ценностные ориентиры обучающихся.
Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство
в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.
«Школьные» факторы. Успеваемость, частые переходы из одной образовательной организации в другую, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в образовательной организации система воспитания, отношения с учителями (преподавателями), уровень доверия, социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой (учебным заведением), участие в самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы (учебного заведения).
В рамках тестирования предполагается оценка пяти групп факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками обучающимися:
Слайд 29Информация о социально-психологическом тестировании для родителей и обучающихся
Уважаемые родители и
учащиеся!
С целью профилактики социально – негативных явлений
в подростково – молодёжной среде, во исполнение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года №658 «Об утверждении Порядка проведения социально – психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» информируем вас, что в (наименование общеобразовательного учреждения), проводится социально-психологическое тестирование (с использованием Единой методики социально — психологического тестирования), направленное на выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение.
Слайд 30Принципы единой методики социально — психологического тестирования
Научность. Все результаты и
выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов
и подтверждаются статистическими методами обработки данных.
Конфиденциальность (для формата ЕМ СПТ). Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Добровольность. Тестирование обучающихся проводится при наличии информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие) самих обучающихся достигших пятнадцатилетнего возраста, либо одного из родителей или законного представителя, если обучающийся не достиг данной возрастной категории.
Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.
Принцип развития. По итогам использования ЕМ СПТ в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.
Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.
Слайд 31Результаты социально-психологического тестирования
будут использованы в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности
в (наименование общеобразовательного учреждения). Данные, полученные с помощью ЕМ СПТ,
дадут возможность оказания обучающимся своевременной адресной психолого-педагогической помощи. На основании результатов ЕМ СПТ для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение будут разработаны индивидуальные или групповые профилактические программы.
Слайд 32Тестирование в (наименование общеобразовательного учреждения)
проводится с __сентября по ___октября
20___ года.
По всем вопросам, связанным с проведением тестирования или заполнения
бланка согласия, просим обращаться к заместителю директора по ВР_______________________, социальному педагогу _______________, педагогу-психологу ______________________,
руководителю методического объединения классных руководителей
_____________________________
Цель проведения СПТ – выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение.
Обучающиеся 7-9 классов заполняют форму А (110 вопросов),
10- 11 классы – форму В (140 вопросов).
Начиная с 2014 года СПТ было анонимным, теперь тестирование носит конфиденциальный характер.
Формы проведения ЕМ СПТ – бланковые, программа Excel и тестовая оболочка. Предпочтительным является последний вариант. Тестовая оболочка позволит через индивидуальный код (номер) получить адресные результаты и провести своевременную коррекционную работу с обучающимся.
Слайд 33Годовой цикл мероприятий
(в рамках учебного года):
август –сентябрь – информационно
–мотивационная компания;
сентябрь –октябрь – СПТ обучающихся;
декабрь – сбор информации по
итогам СПТ;
январь –декабрь – профилактический медицинский осмотр по итогам проведения СПТ в прошедшем учебном году;
май-июнь – сбор информации, анализ результатов профилактической работы.
Слайд 34Работа с родителями
Родительское собрание.
Участники: родители/законные представители обучающихся в возрасте от
13 лет, администрация и педагогический коллектив образовательной организации, специалисты в
сфере профилактики.
Предварительная подготовка
Формирование целевой установки, задач, разработка сценарного плана родительского собрания, привлечение специалистов в сфере профилактики социально-негативных явлений, в качестве консультантов, партнеров.
Подготовка рабочего материала родительского собрания.
Создание творческой группы по подготовке родительского собрания, в состав которой могут входить: члены комиссии СПТ, утвержденной приказом родительского комитета, специалисты в сфере профилактики социально-негативных явлений (инспектор ПДН, врач-нарколог, общественные деятели и др.).
Подготовка форм добровольных информированных согласий для прохождения СПТ и профилактических медицинских осмотров для родителей и обучающихся
Подготовка памяток для родителей; подготовка «Листа рефлексии» участников родительского собрания
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватман, раздаточный материал (памятки, листы для рефлексии), маркеры и другие необходимые материалы.
Слайд 35Форма проведения: комбинированное родительское собрание с использованием разнообразных методов и
приемов (краткие доклады, просмотр видеосюжетов, моделирование проблемных ситуаций, дискуссия, консультация,
беседа и др.)
Цель родительского собрания: формирование у родительской общественности позитивного отношения к СПТ обучающихся в образовательных организациях, получение добровольных информированных согласий от максимального количества родителей.
Задачи:
информирование родителей по вопросам СПТ обучающихся в образовательных организациях;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактики отклоняющегося поведения, в том числе связанного с употреблением психоактивных веществ, повышение грамотности родителей по профилактической антинаркотической тематике;
Слайд 36повышение информированности родителей в области профилактики аддиктивного поведения, а также
содействие освоению способов обсуждения с детьми вопросов, связанных с профилактикой
рискового поведения;
усиление мотивационного воздействия, направленного на минимизацию отказов от тестирования, в том числе социальной значимости прохождения медицинских осмотров;
мотивирование родителей на профилактические меры в семье по профилактике употребления психоактивных веществ и своевременную психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка в ситуациях возникновения риска первых проб психоактивных веществ.
Внимание! Запрещается использовать технологии запугивания!
Слайд 37Психологические рекомендации по построению мотивационной беседы с родителями в рамках
работы по организации социально-
психологического тестирования обучающихся
Мотивационная беседа – это особым
образом организованное общение, в котором участвует специалист и слушатель (группа слушателей) и целью которого оказывается формирование мотива у собеседника.
Эффективность мотивационной беседы определяется не количеством переданной и механически усвоенной слушателем информации, а тем, как изменилось отношение собеседника к той или иной активности.
Прямым следствием такого понимания мотивационной беседы оказывается следующее:
важно не только, что говорится, но и как это говорится;
важно субъективное отношение специалиста к передаваемой информации;
нет универсальных, и на 100% эффективных мотивационных технологий, так как человек, с которым мы встречаемся в мотивационной беседе, уникален и обладает индивидуальными личностными характеристиками, имеет собственный опыт и свободу выбора;
информированный отказ собеседника нельзя рассматривать, как неудачу и профессиональный неуспех специалиста.
Слайд 38Работа с обучающимися (квесты, беседы, флеш-мобы, классные часы и др.
)
Квест- игра #Сделай правильный Выбор!
Уважаемые участники!
Мы рады
приветствовать вас на квест-игре
Ни для кого из вас не секрет, что в нашей стране, в нашей области, городе есть какое-то количество людей, наркотически зависимых, и с каждым днем в употребление наркотиков вовлекаются ваши сверстники, а иногда друзья, родственники, близкие люди. Часто получается так, что чем-либо помочь этим людям уже очень сложно, а порой и невозможно.
Тестирование позволяет вовремя заметить возникающие проблемы и принять, необходимы меры.
Наша игра сегодня посвящена социально-психологическому тестированию и…… не только.
Жизнь полна неожиданностей, мы всегда выбираем, и чтобы наш выбор был свободным и осознанным, необходимо быть уверенным в нем.
С точностью можно сказать, что здесь собрались уверенные в себе личности!!!
В этом году вам также предстоит сделать выбор:
ОТКАЗАТЬСЯ (продемонстрировав свое равнодушие к проблеме наркотизации) или
ПРИНИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ТЕСТИРОВАНИИ (тем самым принять ответственное решение по отношению к себе, своим близким, своей школе, городу, стране)
Сегодня, вы пройдете маршрут от одного пункта к другому, решая поставленные задачи (собирать, хранить, анализировать информацию по вопросам организации и проведению тестирования). В завершении квест - игры каждая команда изготовит социальный продукт -паблик#СделайПравильныйВыбор, который послужит навигатором и поможет понять вашим сверстникам, одноклассникам необходимость социально-психологического тестирования.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ И НОВЫХ ЗНАНИЙ!
Слайд 41Задачи общеобразовательного учреждения:
издать приказ о проведении СПТ (назначить ответственного, сроки,
определить возрастные группы обучающихся и количество подлежащих тестированию (7-9 классы,
10-11 классы), создать комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение СПТ, в том числе программиста);
обеспечить обмен оперативной информацией с куратором по проведению СПТ;
провести разъяснительную работу о цели, особенности процедуры, роли СПТ в воспитательном процессе ОУ на педагогическом совете или собрании педагогического коллектива (не позднее 5 сентября);
обязательно включить проведение СПТ в годовой план воспитательной работы;
Слайд 42Задачи общеобразовательного учреждения:
включить в перечень конфиденциальной информации, утвержденной локальным актом
ОУ, сведения по результатам СПТ (!!!), включить в добровольные информированные
согласия пункт об ответственности ОУ в случае разглашения конфиденциальной информации по итогам СПТ, каждый бланк согласия должен быть заверен подписью руководителям ОУ (это очень важно);
провести информационно-пропагандистскую компанию, разъяснительную работу о процедуре СПТ на классных часах, родительских собраниях (не позднее 14 сентября);
получить добровольные информированные согласия; утвердить поименные списки обучающихся на основе добровольных информированных согласий, направить списки Региональному оператору для получения индивидуального кода на каждого обучающегося;
Слайд 43Задачи общеобразовательного учреждения:
утвердить график проведения тестирования по классам;
подготовить бланки вопросов
и бланки ответов в случае применения бумажной формы тестирования (в
исключительных случаях);
обеспечить техническую возможность и доступ для проведения тестирования посредством сети Интернет с использованием электронной тестовой формы;
организовать тестирование с использованием единой методики СПТ;
осуществлять мониторинг за прохождением СПТ, строго пресекать нарушения конфиденциальности;
Слайд 44Задачи общеобразовательного учреждения:
заполнить отчетные формы в личном кабинете пользователя на
сайте по итогам тестирования;
обеспечить обратную связь с обучающимися и родителями
(законными представителями) по результатам тестирования (результаты, позитивно ориентированные рекомендации);
обеспечить конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа при хранении и использовании документации и персональных данных (списков и кодов учащихся, добровольных информированных согласий). Хранение данных на электронном носителе осуществляется в деперсонифицированом виде;
Слайд 45сгруппировать, пакетировать бланки ответов в соответствии с требованиями к сохранению
данных;
направить пакеты с бланками ответов муниципальному оператору;
утвердить план коррекционной и
профилактической работы по результатам СПТ, как части плана воспитательной работы;
приступить к реализации плана коррекционной и профилактической работы.
Слайд 46СПТ как диагностический компонент деятельности образовательного учреждения
выявление факторов, провоцирующих вовлечение
в зависимое поведение;
психолого-педагогическая помощь и сопровождение; коррекционная работа на индивидуальном
и групповых уровнях;
информационно-просветительская (профилактическая) работа;
мотивирование обучающихся на самоисследование и саморазвитие.
Слайд 47Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности
образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся
своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы.
Слайд 48Заключение по результатам ЕМ СПТ дается на основе двух подходов
оценки вероятности вовлечения, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга:
- о «повышенной
вероятности вовлечения», а не «группу риска»;
- о «незначительной вероятности вовлечения».
Слайд 49Технологическая карта проверки КОиПО деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам:«Обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования».
Вопросы контроля:
«Аналитические материалы по результатам проведения мониторинга по выявлению факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и осуществлению оценки эффективности реализуемых в образовательной организации превентивных программ».
Нормативные документы
ч.7 статьи 27 273-ФЗ: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».
п. 15.1 ч. 3 ст. 28 273-ФЗ: «К компетенции образовательной организации относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».