Слайд 1Профилактика агрессивного поведения детей
Слайд 2Агрессивное поведение
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и
правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным
и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям.
Психологический словарь
Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному поведению.
Слайд 3Факторы детской агрессивности
врожденная склонность (враждебность; биологическая и социальная наследственность);
аверсивные случаи
(боль, жара, теснота);
возбуждение;
массовая культура;
агрессивные игры;
влияние группы.
Слайд 4Виды агрессии
физическая агрессия;
раздражительность;
вербальная агрессия;
косвенная агрессия (направленная –сплетни; ненаправленная – крики
в толпе);
негативизм (оппозиционная манера поведения);
аутоагрессия.
Слайд 5Наиболее распространенные
цели агрессивного поведения:
привлечение внимания
причинение боли жертве
месть за перенесенное страдание
причинение
ущерба
доминирование, власть над другим человеком
получение материальных благ
самоутверждение, повышение самооценки
защита от
воображаемой или реальной угрозы
отстаивание автономии и свободы
завоевание авторитета в группе сверстников
удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей
Слайд 6Агрессивное поведение
разделяется на 2 группы
несоциализированные формы (не носят враждебного характера)
социализированные
формы (враждебность и причинение ущерба другому человеку)
Слайд 7 Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников
Семья,
которая может демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление
Взаимодействие со
сверстниками, в ходе которого узнают о преимуществах агрессивного поведения
Символические примеры
Слайд 8Нарушения социального развития
Тяжелый пренатальный период
Стрессовые ситуации
Лишение необходимого (еда, одежда, забота)
или привилегий (прогулка, праздники, поход в театр и кино)
Изолированное содержание
Эмоциональный
«голод»
Насилие в семье
Слайд 9Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей
на агрессивное поведение
противоречивость
требований к ребенку со стороны взрослых
собственные негативные эмоциональные состояния взрослых
и отсутствие контроля и саморегуляции с их стороны
использование наказаний детей как способа разрядки взрослым собственных негативных эмоций
негативный стиль общения с ребенком (использование приказов, обвинений, «Ты-сообщений», вербальные оскорбления детей, игнорирование чувств ребенка, его интересов и желаний)
Слайд 10Основные воспитательные средства родителей агрессивных детей
физические наказания
угрозы
лишение привилегий
введение ограничений и
отсутствие поощрений
частые изоляции детей
сознательное лишение любви и заботы в случае
проступка
Слайд 11Основные направления профилактики
агрессивного поведения
Информирование (что такое агрессия, каковы причины ее
появления, чем она опасна для человека и окружающих)
http://psylist.net/pedagog/ Психология
ребенка
Обучение эффективным способам общения с другими людьми, развитие коммуникативных навыков
Слайд 12Общие правила:
Акцентировать внимание на поведении, а не на личности ребенка
(ты хороший и можешь быть еще лучше, а поведение ужасно).
Разбирая
поведение, ограничиться тем, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому неэффективно
Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. В реагировании на неприемлемое поведение ребенка избегать ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер, физическую силу, делать обобщения: «Ты всегда так!»
Демонстрировать модели желательного поведения
Контакт с родителями.
Слайд 13 Приемы эффективного взаимодействия с детьми
Овладение языком «Я - высказывания»
Развитие
навыков активного слушания
Позитивные намерения ребенка в фокусе взрослых
Слайд 14«Я-сообщение» в классическом варианте
Ситуация (факт наблюдения) какие чувства
она вызывает во мне
Какие чувства я переживаю ситуация
(факт наблюдения)
Что делает ребенок какие чувства возникают в связи с этим последствие (эффект от нежелательного действия ребенка)
Слайд 154 способа выражения гнева
прямо заявить о своих чувствах, давая выход
отрицательным эмоциям;
выразить гнев в косвенной форме, вымещая на человеке или
предмете;
сдерживать гнев, загоняя его внутрь;
задерживать негативную эмоцию до ее наступления.
Слайд 16Как это выглядит на практике?
Обучение способам выражения гнева в приемлемой
форме («Камешек в ботинке», «Спустить пар» и др.)
Позитивные способы выражения гнева:
умение направлять гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону
вежливость в обращении
стремление найти конструктивное решение
Слайд 17Саморегуляция
2. Обучение детей приемам саморегуляции
(«Стоп», упр. «Галерея негативных портретов», «Снежная
баба»).
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (игры «А,
кроме того…», «Спустить пар»).
4. Формирование:
позитивных качеств личности: эмпатии, доверия к людям и т.д. (упр. «Работа с фотографиями»);
позитивной самооценки (упр. «Реконструкция детского образа через детские воспоминания», игры:«Копилка хороших поступков», «Тетрадь моих достижений», «Хвасталки» и др.).
Слайд 18Структура групповых занятий
приветствие
разминка
упражнения
групповые дискуссии и ролевые игры
информационная часть
рефлексия
Слайд 19Ожидаемые результаты
групповой работы
снижение уровня тревожности и агрессивности;
формирование адекватной самооценки;
повышение ответственности
подростков за собственные поступки;
развитие способностей к самоанализу и контролю поведения;
формирование
позитивных жизненных целей и повышение мотивации к их достижению;
раскрытие творческого потенциала подростков;
снижение риска повторных правонарушений.
Слайд 20Счастливое детство
«Дети – какой замечательный способ стать человеком»
(Дон Херольд, писатель)