Слайд 1Профилактика авитального поведения несовершеннолетних
«Нет, пожалуй, ни одного
думающего человека,
который хотя
бы раз в жизни
не задумывался о самоубийстве».
У. Джеймс
клинический психолог
Евтехова Т.М.
Слайд 3Понятия суицидологии
Суицид – осознанный акт устранения из жизни под
воздействием психотравмирующих обстоятельств, при которых собственная жизнь, как ценность теряет
для человека смысл
Парасуицид – незавершенные суицидальные действия, преднамеренное самоповреждающее поведение; намерения умереть нет (для снижения душевной боли!!! : режут себя, душат, висят на карнизах, пробегают перед близко идущей машиной)
Слайд 4Подоплека авитального поведения
Проблемы трех Н
*непреодолимость трудностей
*нескончаемость отрицательных эмоций
*непереносимость одиночества
(одиночество в толпе)
Борьба с тремя Б
*беспомощность
*бессилие
*безнадежность
+изоляция
Слайд 5Общие черты суицида
1. Общая цель - поиск решения
2. Общая задача
- прекращение сознания
3. Общий стимул – психическая боль
4.Общий стрессор –
фрустрированные психологические потребности
5.Общая эмоция – беспомощность-безнадежность
6.Общее внутреннее отношение – амбивалентность
7.Общее состояние психики – сужение когнитивной сферы
8. Общее действие – бегство
9. Общий коммуникативный акт – сообщение о намерении
10.Общая закономерность - соответствие общему стилю поведения в жизни
Слайд 6Лично-семейные мотивы:
*семейные конфликты, развод
(для подростков — развод родителей);
*болезнь, смерть
близких;
*одиночество, неудачная любовь;
*половая несостоятельность;
*оскорбление, унижение со стороны
окружающих и т.д.
Слайд 7Факторы, способствующие авитальному поведению
1. Нарушенные отношения с родителями
2. Школьные проблемы
3.
Нарушенные взаимоотношения со сверстниками
4. Мода, подражание, любопытство
5. Одиночество
6. Употребление ПАВ
7.
Депрессивные состояния
Слайд 8Типы суицидального поведения
1. Истинное суицидальное поведение (задаем вопросы прямо, есть
ли план; медикаментозная помощь!!!)
2. Демонстративное суицидальное поведение (обращают внимание на
себя, свои проблемы; не хотят умирать, но напугать: задаем вопрос «зачем?» и «почему?». Помогаем найти ресурс, опираемся на сильные стороны ребенка)
3. Аффективное суицидальное поведение (импульсивное решение: без четкого плана и действий; ознакомление родителей и педагогов с особенностями детей 10-13 лет и как с ними жить; учить критическому мышлению детей!!!)
4. Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (снятие агрессии и депрессивных компонентов, терапия внутренних конфликтов)
Слайд 9Признаки депрессии у детей и подростков
Дети
Печальное настроение
Потеря энергии (свойственной детям)
Внешние
проявления печали
Нарушения сна
Жалобы соматического характера
Изменение аппетита и веса
Ухудшение успеваемости
Снижение интереса
к обучению
Страх неудачи
Чувство неполноценности
Самообман - негативная самооценка
Сниженная социализация – замкнутость
Подростки
1. Печальное настроение
2. Чувство скуки
3. Чувство усталости
4. Нарушение сна
5. Жалобы соматического характера
6. Неусидчивость, беспокойство
7.Фиксация внимания на мелочах
8. Чрезмерная эмоциональность
9. Замкнутость
10. Рассеянность внимания
11.Агрессивное поведение
12. Плохая успеваемость
Слайд 10Что могут увидеть родители:
*в первую очередь изменения настроения, питания, изменения
сна,
*изменения в отношении к своей внешности, *самоизоляцию, интерес к
теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.),
*нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов),
*серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли , апатичные состояния и др.).
Слайд 11
*ухудшение работоспособности,
*небрежное отношение к своим школьным принадлежностям и ранее
любимым вещам
(при том, что ранее было другое)
*резкие и необоснованные
вспышки агрессии
*рисунки по теме смерти на последних
страницах тетрадей
Слайд 12Классификация суицидального поведения
Предсуицидальный – 2-3 года (обращение к психологу, врачу,
восстановление отношений с ребенком, улучшение коммуникативной среды, расширение видения ситуации,
расширение моделей поведения, психологическая поддержка в разрешении ситуации конфликтной, ознакомление детей со способами самопомощи: телефоны, адреса, имена) – первичная профилактика
2. Суицидальный (разбить план: место, время, способ; находиться рядом, убрать все опасное: острое, веревки, лекарства, заклинить окна, вызвать врача, госпитализировать) – вторичная профилактика
3. Постсуицидальный (до года) (расширение моделей поведения в конфликтных ситуациях, выхода из них, разрешение конфликтной ситуации + работа с родителями)- третичная профилактика
Слайд 13Профилактика суицидального поведения
Предотвращение буллинга и жестокого обращения в семье/школе
Создание благоприятного
климата в семье/классе, выход на доверительные отношения с ребенком
Поощрение детей
Информирование
детей и родителей о телефонах доверия
Выявление риска суицидального поведения (индивидуально!!!, с большим тактом, без паники, при наличии признаков) + направление к специалистам
Если суицидальное поведение совершается дома: родители вызывают скорую. Если обнаружили или узнали в школе – оповестить родителей и вызвать скорую.
Слайд 14Алгоритм взаимодействия:
Установление контакта.
Мотивирование подростка на рассказ.
Активное слушание.
Формулирование
выводов по проведенной беседе.
Сопровождение после откровенной беседы.
Слайд 15Установление контакта
Искреннее желание помочь подростку;
Открытые позы;
Спокойное и уверенное
поведение, ровные интонации.
Слайд 16Мотивирование подростка на рассказ
Фразы типа: «У всех временами
возникают серьезные проблемы и тогда люди ищут выход. Я хочу
и могу помочь. Давай вместе подумаем над этой проблемой. Вместе обсудим разные варианты. Ты какие варианты уже обдумал? К какому выводу ты пришел?»
Слайд 17Активное слушание
- Умение слушать и слышать.
-
Задавать уточняющие вопросы.
- Невербальное выражение своего присутствия
и поддержки.
- Употребление фраз, побуждающих к повышению уровня доверия и к откровенности.
Слайд 18Формулирование выводов по проведенной беседе
Выводы по результатам беседы
на тему суицида должны соответствовать достижению главной цели – сохранению
жизни подростка.
Кроме того, выводы должны показать подростку и другие варианты разрешения проблемной ситуации
.
Слайд 19 Сопровождение откровенной беседы
Риск повторного суицида весьма
высок. Необходимо продолжительное время оказывать подростку внимание. При этом важно
соблюдать чувство меры. Внимание и забота выражаются в подчеркивании значимости его достижений и ценности для коллектива.
Общение с подростком должно быть как со взрослым. Дать ему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку, что его жизнь ценна для вас.
Слайд 20ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА: клиническое ИНТЕРВЬЮ
• Неотложность. Указание на суицидальный риск
говорит о том, что беседа с таким пациентом не может
быть «отложена».
• Эмпатическое отношение. Искренность врача, сопереживание, но не психологическое «слияние» с пациентом.
• Баланс открытых и прямых вопросов. Беседу всегда следует начинать с «открытых» вопросов, по ходу интервью увеличивается доля «прямых», «закрытых» вопросов, требующих конкретных ответов.
• Избегание моральных оценок. Смысл клинического интервью заключается в профессиональной безоценочной помощи пациенту.
Слайд 21ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА: ИНТЕРВЬЮ
• Разделение ответственности. Необходимо разделить ответственность между
пациентом, близкими ему людьми и помогающими специалистами.
• Избегание невыполнимых обещаний.
В коммуникации с пациентом рекомендуется придерживаться принципа реальности.
• Избегание навязывания своего темпа коммуникации. Специалист «подстраивает» темп речи, громкость голоса под особенности пациента.
• Неоднократное прояснение информации. По ходу интервью некоторые темы требуют неоднократного прояснения, прежде всего темы суицидальных мыслей и намерений.
Слайд 22Возможная последовательность задаваемых вопросов:
1. Вы чувствуете тоску и беспомощность, отчаяние?
2.
Чувствуете ли Вы, что никому до Вас нет дела?
3. Есть
ли у Вас ощущение, что жизнь не стоит того,
чтобы ее продолжать?
4. Бывают ли у Вас фантазии о смерти?
5. Бывают ли у Вас мысли о нанесении себе самоповреждений?
6. Вы чувствуете желание покончить с собой?
Слайд 23 Если пациент утвердительно отвечает на последние вопросы, необходимо уточнить следующее:
•
Как часто появляются мысли о самоубийстве/самоповреждении?
• Представляет ли пациент конкретный
способ этого действия?
• Был (есть) ли у него определенный план самоубийства (время, место, обстоятельства, способ)?
• Имеется ли доступ к избранному способу (медикаменты, яды, оружие, др.)?
• Чувствует ли он способность противостоять этим мыслям?
• Что может помочь противостоять этим идеям (семья, дети, работа, друзья, оказание медицинской и психологической помощи и др.)?
Слайд 24Профилактика суицидального поведения
Родители:
Знать страницы в соцсетях и наблюдать, обращать внимание,
что пишет, статус, фото, депрессивную музыку, интересные страницы
Не покупать дорогие
айфоны
Мотивация на занятия в кружках, секциях
Предотвращение жестокого обращения
Позитивное воспитание
Слайд 25Профилактика суицидального поведения
1. Самооценка (образ Я)
2. Работа с эмоциями и
чувствами
3. Осознание психологических границ
4. Эффективная коммуникация
Январь, февраль,
март – критические в проявлениях суицидального поведения
Слайд 26Профилактика суицидального поведения
1. Самооценка повышается за счет создания ситуации успеха
и при условии уважительного и доверительного отношения к ребенку в
семье и школе.
2. Позволять ребенку выражать свои чувства и эмоции, не запрещать говорить то, что он думает. Все имеют право на проявление отрицательных эмоций. Научить выражать гнев позитивным способом. Не культивировать чувство вины и презрения.
Слайд 27Профилактика суицидального поведения
3. Границы формируются правильным способом в том случае,
если мы с детства даем ребенку право выбора, не проникаем
бесцеремонно в его внутренний мир, пространство, когда уважительно относимся к его телу (отсутствие физических наказаний, отсутствие принуждения поцеловать бабушку, следовать только Вами выбранным путем и пр.)
Слайд 28Профилактика суицидального поведения
Развитие коммуникативной сферы:
Умение оказывать и принимать знаки внимания
от сверстников и взрослых.
Реагирование на справедливую и несправедливую критику.
Реагирование на
задевающее и провоцирующее поведение со стороны собеседника.
Умение обращаться к сверстникам с просьбой.
Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет».
Умение самому оказывать и принимать сочувствие, поддержку.
Умение вступать в контакт и реагировать на попытку вступления в контакт, инициируемую другим человеком.
Слайд 29Мифы и факты о самоубийстве
Если человек говорит о самоубийстве –
он пытается через манипуляцию привлечь к себе внимание. НЕТ!!!
Человек всегда
дает знать о своем намерении.
Самоубийство – явление наследуемое, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Те, кто заканчивают суицидом психически больны. НЕТ!
Разговоры с ребенком о суициде не могут способствовать его совершению.
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то чаще всего это повторится.
Покушающиеся на самоубийство не желают умереть, они желают восстановить разрушенные социальные связи.
Не все, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными.
Самоубийство возможно предотвратить.
Самоубийцы часто обращаются за помощью.
Слайд 30Будьте бдительны, интересуйтесь реальной и виртуальной жизнью своих детей, любите
их безусловной любовью, прощайте, хвалите, содействуйте, поддерживайте, подбадривайте, учитесь слушать
и слышать, дружите с ними. Будьте с ними «ВКонтакте»
и в контакте!
БЛАГОДАРИМ
ЗА ВНИМАНИЕ!
molbez.ru - о том, как нас обманывают в интернете, молодежная служба безопасности
trepsy.net - много игр с детьми в классе
www.oprf.ru – Общественная Палата Российской Федерации
http://detionline.com/ - Линия помощи Детям
8 800 25 000 15 – горячая линия по России (звонки бесплатные)
8 800 2000 122 – КРУГЛОСУТОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ