Слайд 1Профилактика и коррекция нарушения чтения (дислексии) у обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью
С 1.09.2012 по 22.09.2013,
Л. В. Божкова
Знаменка, 2013
Слайд 2Актуальность
Многие исследователи в нашей стране отмечают падение уровня грамотности. Тиражи
книг плохо раскупаются. Зачем что-то читать, когда можно посмотреть?
В образовательных
организациях для обучающихся с отклонением в интеллектуальной сфере этот вопрос стоит еще острее, так как утяжеление диагноза ведет за собой серьезные расстройства навыка чтения
Слайд 3Необходимость решения
На современном этапе развития общества огромную роль для человека
играет владение актуальной информацией, которая помогает ему лучше ориентироваться в
постоянно изменяющейся обстановке, а информация передается печатным словом (как один из источников).
Без овладения чтением невозможно овладение полноценным письмом.
Чтение – это и форма организации полезного досуга, что также не маловажно для социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии.
Слайд 4Анализ опыта
Теоретические положения были представлены в презентациибыли представлены в презентации,
которая участвовала во Всероссийском конкурсе на звание лучшего специалиста в
области изучения и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и стала лауреатом в номинации «Лучший логопед 2012/2013 учебного года»
Практический опыт неоднократно представлялся на школьных педагогических советах, семинарах и чтениях. За данный период проведено 4 открытых логопедических занятия, размещенных на портале О детстве и ПроШколу (http://www.proshkolu.ru/user/ladylyubov68/file/4612017/ )
Слайд 5Цель:
- скорректировать и предупредить возможные нарушения навыка чтения
Слайд 6Задачи
повысить внимание к процессу формирования личности
дать знания о жизни и
окружающем мире
корректировать процесс мышления
прививать любовь к книге
научить правильно читать и
понимать прочитанное
привить полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки
повышать качество знаний обучающихся
воспитывать любовь к малой родине
учить анализировать прочитанное
учить переносу полученных знаний по чтению на другую деятельность
Слайд 7Новизна проекта
Использование новых форм общения с обучающимися, построенных на педагогике
сотрудничества и теории формирования положительной «Я-концепции»; новых видов упражнений из
методической литературы
Учет опыта педагогов школы и области.
Создание новой модели взаимодействия между учителями для создания единого образовательного пространства
Слайд 8Участники проекта или схема взаимодействия
Руководитель: Божкова Любовь Васильевна
Рабочая группа: учителя
начальных классов и русского языка, воспитатели, библиотекарь, специалисты ОПМПК, социальный
педагог, педагог-психолог.
Благополучатели: обучающиеся 1-4 классов
Слайд 9Сроки реализации проекта
1 этап подготовительный с 1.09.2012 по 1.10.2012
2 этап
основной со 2.10.2012 по 21.11.2013
3 этап заключительный (или аналитический)
Слайд 10Ожидаемые результаты
Улучшение навыка осознанного чтения
Овладение приемом переноса знаний
Обогащение внутреннего мира
детей
Слайд 11Подготовительный этап
Изучили теорию и практику по теме «Дислексия»
Создали рабочую группу
Разработали
план
Подготовили материальную и методическую базу: игровые упражнения, тексты, тесты, слоговые
таблицы, направленных на формирование осознанного, правильного и беглого чтения, скачали программу Adalin, сделали закладки сайта логопедических игр, разработали презентации с собственными играми и упражнениями
Разработали критерии эффективности проекта
Слайд 12Критерии эффективности
Уменьшение количества ошибок при чтении
Увеличении скорости чтения
Преобладание слогового чтения
Понимание
прочитанного
Приобретение навыков анализа текста (полного и частичного)
Сформированная потребность в чтении
Регулярное
посещение школьной библиотеки
Творческое применение знаний на практике
Слайд 13Основной этап
Познакомить учащихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой
работы
Провести инструктаж по технике безопасности
Провести анализ собранного материала и инструктирование
по дальнейшим действиям учащихся
Слайд 14
Разработать план действия каждого участника проекта
Организовать выполнение учащимися
самостоятельных исследований
Сфотографировать учащихся за работой.
Обсудить с
учащимися формы представления полученных результатов
Оценить проделанную работу
Слайд 15Основной этап
Формы работы: классные и внеклассные логопедические занятия
Виды занятий: групповые,
подгрупповые и индивидуальные
Слайд 22Заключительный этап
Итоговое мероприятие на тему «Веселый калейдоскопна тему «Веселый
калейдоскоп» было проведено 21.11.2013, ход занятия записан на видео.
Слайд 23Анализ результатов
В проекте принимали участие 42 ребенка с нарушением интеллекта,
двоим из них был изменен диагноз на очередном заседании ОПМПК.
У большинства оставшихся обучающихся сформировалось слоговое чтение, уменьшилось количество ошибок, закрепился навык анализа текста. Все дети смогли пересказать прочитанное. Они с удовольствием посещают школьную библиотеку.
Слайд 24Четверо обучающихся работали над созданием своего проекта, в котором с
помощью рисунков передавали содержание книги. Итогом их работы стала презентация
«История Тамбова». В прошлом году они участвовали в конкурсе «Россия – великая история».
Слайд 25Динамика успеваемости обучающихся
Слайд 26Выводы
В целом проблема нарушения чтения была решена, так как у
большинства воспитанников отмечены положительные тенденции
Проект является эффективным. Он оптимизирует образовательный
процесс, малозатратный, выполним без дополнительных материальных затрат.
Слайд 27Распространение опыта
http://ru.calameo.com/books/001527445d33a2567a62d
Слайд 28Востребованность проекта
Данная система работы может быть реализована в образовательных организациях
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 29Используемые источники
1. Брунов Б.П., Морозова Н.П. Обучение чтению учащихся с
нарушениями в интеллектуальном развитии. Методические рекомендации. — Красноярск, КГПУ, 1996.
2.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Начальная школа, 1990. — № 8. Методы обследования речи детей/Под ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. — М., 2005. — 240 с.
3.Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1995.
Слайд 30
4. Оморокова М.И., Рапопорт И.А, Постоловский И.З. Преодоление трудностей. —
М, Просвещение, 1990.
5.Основы логопедической работы с детьми/Под ред. д.п.н.,
проф. Г.В. Чиркиной. — М., 2002.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2001.
7.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — Спб., 1997.
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1996.
9. http://www.logozavr.ru/1549/