Слайд 1Профилактика конфликтов в педагогическом общении
Слайд 2Алгоритм анализа педагогических ситуаций
1. Обозначение ошибки.
2. Краткие иллюстративные примеры.
3. Неправильные убеждения.
4. Коррекция осмысления.
5. Коррекция поведения.
Слайд 3Часто встречающиеся ошибки педагогов
«Не делать ошибок»
«Старайтесь делать вид, что все
всегда знаете»
«Ничего страшного. Ну, сорвалось»
«Опять опоздание?!»
«Снова "двойка"»
«Тоже мне, Толстой нашелся!»
«Все
видеть и все замечать»
«Отметка- "кнут и пряник" процесса обучения»
«Не в вопросах, а в ответах суть учения»
«Не сметь свое суждение иметь!»
Слайд 4Ошибка 1. «Не делать ошибок»
Ситуация:
При выведении химической формулы учитель
допустил ошибку. Ученик указал на нее. Учитель сконфужен. Он обеспокоен
тем, что подумают о нем ученики.
Слайд 5 ??? Какие убеждения педагога
О тебе будут хуже думать, если
ты будешь допускать ошибки.
Ошибаться — это признак слабости.
Если ты будешь
ошибаться в присутствии учеников, то твою ошибку они воспримут как признак твоего незнания.
Если ты допустил ошибку, то постарайся это скрыть.
Слайд 6Коррекция осмысления
1. Подумайте о том, что нет ничего страшного, если
вы ошиблись в присутствии учеников. Такие ошибки допустимы и приемлемы.
Ошибиться может каждый.
2. Желание быть всегда правым ведет к внутреннему напряжению, к постоянной необходимости «быть настороже», заставляет скрывать свою «неправоту» и «ошибки». Это делает человека нервным и агрессивным.
3. Вы поставите под угрозу всю свою эрудицию, а в конце концов и свой авторитет, если, не исправив свою ошибку, начнете отстаивать свою правоту.
4. Большинство заметивших ошибку и увидевших, что вы не боитесь ошибиться, проникнутся лишь симпатией к вам. Если же кто-то и осудит за ошибку, то это осуждение будет вызнано уязвимостью «осуждающего».
Слайд 7Коррекция поведения
Блок 1
Для продуктивного разрешения возникшей ситуации и
поддержания определенного уровня самоуважения учитель мог бы использовать следующие приемы.
«Молодец,
что ты заметил ошибку. Я ее допустил умышленно. Хотел по-смотреть, кто же все-таки внимателен».
«Ошибка несущественная, я сделал ее случайно» (попытка оправдательно-го объяснения ошибки).
«Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях» или: «В этом случае мы действительно с вами ошиблись. Решается это так...»
Слайд 8Коррекция поведения
Блок 2
Обратите внимание на допускаемые вами ошибки в
ваших действиях и поведении. Попытайтесь их не скрывать. Мы признаем,
что в определенных ситуациях возникает необходимость «не выпячивать» ошибку. Однако помните, что именно отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом разрешить возникшую ситуацию.
Слайд 9Коррекция поведения
Блок 3
Кратко описывайте каждый случай, когда вы «ловили»
сами себя на сокрытии ошибки или на отказе выполнить что-либо
из-за боязни ошибиться.
В конце каждой недели подводите итог. Количественная запись и ее качественный анализ необходимы, так как, осмысляя свои действия, вы учитесь лучше ими управлять.
Слайд 10Ошибка 2. «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете»
Ситуация:
Во
время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ
на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может на него дать правильный ответ.
Возможное поведение учителя:
Один своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа.
Другой игнорирует вопрос.
Третий пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа
Слайд 11??? Какие убеждения педагога
Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом
вопросе. Это признание моего невежества.
Признаться, что ты, учитель, чего-то не
знаешь, — это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности.
Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос учащегося
Слайд 12Коррекция осмысления
1. Говоря «Я не знаю», вы гораздо с большей
степенью вероятности вызовете уважение за вашу прямоту и честность, чем
презрение за ваше невежество. Искренность и откровенность всегда привлекают. Мысль о том, что знать можно и нужно все, сама по себе абсурдна
2. Энциклопедическая образованность под силу лишь выдающимся личностям. По всей вероятности, вы не будете претендовать на полную исключительность.
3. Признание неполного знания в том или ином вопросе — прекрасный стимул для дальнейшего, более глубокого познания.
«Я знаю только то, что ничего не знаю»
Сократ
Слайд 13Коррекция осмысления
4. Стереотипная манера поведения «учителя-всезнайки» не нейтральна. Дистанция, которую
умышленно создают некоторые учителя, подчеркивая свою научную осведомленность и незнание
учеников, не стимулирует умственную деятельность, а, напротив, подавляет ее.
5. «Однажды один ученик спросил учительницу по литературе, кто такой Урканава. Эту фамилию придумал он сам, сложив начальные буквы фамилий своих одноклассников. Не желая признавать своей некомпетентности, учительница ответила: "Грузинский писатель". Весь класс громко засмеялся...»
Задумайтесь! Хотелось бы вам оказаться
на месте этой учительницы?
Слайд 14Коррекция поведения
Блок 1
Приемы продуктивного разрешения ситуации:
«Я об этом ничего
не знаю, но обещаю посмотреть»;
«Я не могу тебе сейчас ответить
точно. Но обязательно подумаю над
твоим вопросом»;
«Вопрос интересный. Мы обязательно вернемся к нему чуть позже, а пока не будем отвлекаться»
Принятие такого компромиссного решения обязательно подразумевает возвращение к заданному вопросу на следующем занятии, если вопрос и ответ на него имеют непосредственной отношение к излагаемому материалу
Слайд 15Коррекция поведения
Блок 2
Проанализируйте ситуации, в которых вы колеблетесь, сказать
ли: «Я не знаю» — или делаете вид, что информированы
о предмете, о котором на самом деле ничего не знаете. Частый случай: когда кто-либо упоминает книгу, которую вы не читали, а вы понимающе «киваете», словно читали ее сами.
Если перед учениками вы чаще всего выступаете «всезнайкой», постарайтесь хоть изредка признать некоторые свои неудачи — и вы увидите, что результаты пойдут вам на пользу. Увидите, ваши ребята будут более склонны доверять вам.
Слайд 16Коррекция поведения
Блок 3
В своем дневнике наблюдений отмечайте случаи, когда вы
расстроились, сказав или сделав что-то не так, как вам хотелось
бы, или же когда ваши действия и поведение нашли неадекватную оценку у других.
С карандашом проанализируйте каждый конкретный случай и лишь затем, соотнеся все «за» и «против», постарайтесь принять правильное и разумное решение.
Слайд 17Задание для самостоятельной работы:
Ошибка «Ничего страшного, Ну, сорвалось»
В девятом классе
был запланирован поход в театр. Когда ребята выходили из класса,
в дверях образовалась «пробка». И тут раздался окрик: «Вы что, очумели? Куда вы претесь? Никаких театров! Вернитесь! Дневники на стол!!!». Это учительница русского языка и литературы наводила порядок в классе.
Ошибка «Опять опоздание?!»
Отзвенел звонок. Коридор опустел. Но вот появляется запыхавшийся ученик. Огляделся и шмыгнул в класс. А вот и еще двое. Стучат в дверь своего класса. На миг появляется разгневанное лицо учительницы, и дверь захлопывается... перед носом нарушителей. Первым встречает опоздавших учитель, ведущий урок.
Возможное поведение учителя:
Один даже не смотрит на вошедшего и продолжает урок.
Другой глянет с осуждением к разрешит сесть.
Третий, забыв про класс, начинает читать нотации.