Слайд 1Профориентационное занятие
по курсу Г.В.Резапкиной
Урок 27
Слайд 2РАЗДЕЛ 4
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Урок № 27
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА
Психология и
выбор профессии
Урок 27
Слайд 3Предположим, городу нужны…
Урок 27
Слайд 4Возможные варианты:
Урок 27
98 юристов переквалифицируются в сантехники
98 юристов уедут в
другие города
98 юристов умрут голодной смертью, сидя по уши в
нечистотах
Слайд 5Урок 27
Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система
социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу.
Слайд 6Соискатель – человек, ищущий работу
Урок 27
Соискатель –
ПРОДАВЕЦ
Работодатель –
ПОКУПАТЕЛЬ
Эти
отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели
совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
Слайд 7Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям
и оплате труда
Урок 27
до 40 тысяч
40-60 тысяч
больше 60 тысяч
ЮРИСТ, февраль-2011
Слайд 8Статистические данные (март 2015)
Урок 27
Слайд 11Урок 27
http://sankt-peterburg.trud.com/salary/865.html
Слайд 13Бывают и другие случаи, когда
Урок 27
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний,
Когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой.
Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:
Нужен мне работник — Конюх, повар и плотник.
Да где найти такого,
Работника не слишком дорогого?
Слайд 14Правовой аспект
Урок 27
В наше время права и обязанности сторон регулируются
трудовым соглашением или контрактом — документами, в которых оговариваются условия
и оплата труда, а также должностной инструкцией.
Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Слайд 15Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок
товаров и услуг.
Урок 27
Здесь действует закон спроса и предложения, формируя
цены на особый товар — рабочую силу.
Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Слайд 16Начисление заработной платы:
Урок 27
Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой
должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается:
из уровня
профессиональной подготовки,
опыта работы,
личностных и профессионально важных качеств.
На ее размер влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.
Слайд 17СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей
силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям:
во-первых,
есть выбор,
во-вторых, можно сэкономить на зарплате.
Результатом превышения предложения над спросом является безработица.
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что
они могут диктовать работодателям свои условия.
Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Урок 27
ВЫГОДНО РАБОТОДАТЕЛЮ:
ВЫГОДНО СОИСКАТЕЛЮ:
Слайд 18РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Урок 27
Идеальный вариант
число специалистов, предлагающих свои услуги
число требуемых специалистов
Слайд 20МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ:
Урок 27
▪ Автотехники. Сюда входят специалисты, работающие с автотранспортом
на всем его «жизненном пути» — от проектирования и выпуска
до утилизации
Слайд 21Урок 27
▪ Перевозчики. Причем как специалисты по созданию автомобильного, водного
и других видов транспорта, так и профессионалы в области логистики,
товарно-транспортных операций.
▪ Инженеры и главные инженеры, технологи и главные технологи. Это касается как легкой, так и тяжелой промышленности — везде, где большое значение имеют международные стандарты качества
▪ Специалисты в области нано- и биотехнологий. Нанотехнологии найдут свое применение в медицине, пищевой промышленности, космосе и машиностроении. Биотехнологии внедрятся в биофармацевтику и молекулярную медицину.
▪ Специалисты в области интернет-технологий через пять лет также останутся востребованными. Программисты нужны всем и всегда, причем зарплата хотя и зависит от возраста и опыта, но не принципиально: могут взять на довольно высокую позицию и 19-летнего студента.
Слайд 22Урок 27
Одним из «горячих» будет рынок недвижимости. На него активно
входят новые игроки, в том числе и западные, поэтому спрос
на квалифицированные кадры значительно вырастет. Причем и на тех, кто строит, и на тех, кто продает недвижимость
Слайд 23Урок 27
Схемотехники, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики, наладчики, токари и
фрезеровщики, механики, работающие со станками, слесари по ремонту технологического оборудования
могут также не задумываться о мизерных зарплатах постсоветского периода.
Слайд 24Урок 27
Массовая установка систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения,
особенно автоматизированных, предполагает востребованность специалистов по производству и монтажу инженерных
коммуникаций. Взять могут даже со студенческой скамьи.
Слайд 25https://youtu.be/FqTwjM4rlsQ
▪ Востребованными окажутся специалисты лесного хозяйства и бумажного производства,
специалисты по мониторингу и управлению окружающей средой. По прогнозам, к
2015 - 2018 годам вопросы экологии уже невозможно будет игнорировать. И чтобы окончательно не погубить Землю, человеку придется изучать и удовлетворять ее потребности.
Слайд 26РЕДКИЕ ПРОФЕССИИ:
Урок 27
К редким профессиям в России относится профессия сурдопереводчика.
Чтобы работать по этой специальности, надо знать профессиональный язык жестов,
с помощью которого и происходит общение с глухими людьми.
Слайд 27Урок 27
Оператор станка на спичечном заводе, который наносит серу на
спички, называют осеривателем.
Слайд 28Урок 27
Поля для гольфа поддерживают в порядке люди с редкой
профессией гринкипер
Слайд 29Урок 27
Есть специальная профессия - стригаль коров. Это редкие, но
нужные специалисты
Слайд 30Урок 27
Гондольер - редкая для женщины профессия
Слайд 31Урок 27
В Кельнском университете работает человек, чья профессия – монстролог
Слайд 32Урок 27
Женщина-стеклодув считается экзотической женской профессией
Слайд 33Урок 27
https://youtu.be/USFTEXGSeBY
Слайд 34КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Урок 27
— это соответствие качеств специалиста (работника) требованиям работодателя.
Если
человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции
наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно.
Ваши ресурсы на рынке труда — это:
ваше профессиональное образование
опыт работы,
трудовая мотивация
личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).
Слайд 35Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а
требования к профессионалу жестче.
Урок 27
Если раньше в самой «рыночной» сфере
— торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы.
Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей:
менеджер по закупкам,
менеджер по продажам,
менеджер по сбыту,
менеджер по продвижению,
бренд-менеджер,
менеджер по работе с клиентами,
менеджер по маркетингу,
менеджер по рекламе.
Слайд 36Урок 27
Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего
стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и ситуации на рынке
труда.
По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.
Слайд 37Московский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как
поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь
стать?» от ответов наших ребят.
Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного.
Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ.
Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.
(Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов. – Л., 1990).
Кто, по-вашему, более реалистично подходит к вопросу выбора профессии?
В чем заключается этот реализм?
Урок 27
Слайд 38Урок 27
Профессии в современном мире
Слайд 39Задание № 1, стр. 99
«Я бы в хакеры пошёл…»
В российской экономике наметился рост производств, использующих новые технологии.
По данным Министерства образования и науки, в ближайшие годы прогнозируется потребность в следующих специалистах: (см.таблицу)
Подчеркните направления, которые вам интересны.
Урок 27
Слайд 41Задание № 2, стр. 100
«Мышеловки»
Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда
требует от каждого специалиста не только профессионализма, но и умения
ориентироваться в разных сферах деятельности и приспосабливаться к меняющимся условиям.
При этом надо критично оценивать заманчивые предложения работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Урок 27
Слайд 42Познакомьтесь с некоторыми "мышеловками"
и узнайте, как они работают.
Варианты
заманчивых предложений
Урок 27
1. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$
в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».
Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы.
В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.
Слайд 432. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных
пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)»
Для начала
за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог.
Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев.
Первый — быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама.
Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем.
Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия.
Урок 27
Слайд 443. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата
— от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой».
Урок 27
«Фирма»
устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты.
От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз.
Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов.
Слайд 454. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».
Урок
27
Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале,
высунув язык мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары.
Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено.
Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения. Испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.
Слайд 46Урок 27
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
№ 3, стр. 101
Защитная работа (профессия)
Конспект
урока № 27
ОБЪЯВЛЕНИЯ – «МЫШЕЛОВКИ»
«Почтовая пирамида»
«Сизифов труд»
«Домашний офис»
«Испытательный срок»
Слайд 47Всем спасибо за внимание !!!
Урок 27
Слайд 48Литература:
Г.В.Резапкина, Психология и выбор профессии
Издательство
«ГЕНЕЗИС»
(495) 682-60-51
(495) 682-54-42
www.genesis-book.ru
Урок 1