Слайд 1Прогнозирование в менеджменте
Слайд 2Прогнозирование – функция управления; специализированная деятельность по разработке прогноза. В
узком значении – целенаправленное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо
явления
Прогнозирование применяется на стадии разработки планов и способствует выработке основных концепций на плановый период, а также играет важную роль на стадии осуществления плана, в оценке состояния дел и в поиске возможностей и направлений дополнительных управленческих воздействий, предназначенных для ликвидации отклонений от намеченной планом траектории развития.
Слайд 3Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру
рынка.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной
оценке изменений объема производства, спроса и предложения
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
Слайд 5Основные подходы и задачи прогнозирования
Исторический подход
Комплексный подход
Генетическом подход
Слайд 6Пять типов прогнозирования:
экономическое прогнозирование используется для предсказания общего состояния экономики
или состояния конкретной организации;
технологическое прогнозирование направлено на возможное предсказание того,
разработку каких новых технологий можно ожидать в будущем;
прогнозирование сбыта имеет широкую сферу действия, связано со всем спектром проблем, возникающих в связи с реализацией продукции организации, и часто рассматривается как главный и основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации;
прогнозирование развития конкуренции направлено на предсказание возможных изменений стратегии и тактики конкурентов;
социальное прогнозирование направлено на предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом.
Слайд 7Существуют два основных подхода к прогнозированию.
Количественные прогнозы используют варианты математических
моделей, чтобы на основе прошлых данных и/или случайных переменных прогнозировать
спрос.
Субъективные, или качественные, прогнозы включают важные факторы, такие как интуицию принимающих решения, эмоции, личный опыт и систему ценностей, обогащающих прогноз. Одни фирмы используют один подход, другие используют другой, но на практике
комбинация, или
смешивание, двух
стилей является
обычно наиболее
эффективной.
Слайд 8Рассмотрим четыре разные техники качественного прогнозирования.
Жюри из мнений исполнителей.
Этот метод базируется на мнениях малой группы менеджеров высокого уровня,
часто в комбинации со статистическими моделями, результатом чего является групповая оценка спроса.
Усиление продаж. В этом подходе каждое лицо, продающее товар, оценивает, какие продажи будут в его регионе; прогнозы затем рассматриваются, чтобы гарантировать их реалистичность.
Метод Дельфи. Этот итеративный групповой процесс позволяет экспертам, которые могут занимать различные позиции, создавать прогнозы. Существуют три различных типа участия в процессе метода Дельфи: принимающие решения, штатный персонал и ответственные.
Обзор рынка покупателей. Это метод получения данных от покупателей или потенциальных покупателей, рассматривающих будущие планы своих покупок. Это может помочь не только в разработке прогноза, но также в продвижении проектируемого товара и планировании новых товаро
Слайд 9Далее обращаемся к методам количественного прогнозирования.
Модели временных серий. Они предсказывают на
базе предположения, что будущее есть функция прошлого. Другими словами, мы
видим, что случилось за истекший период времени и используем серию прошлых данных, чтобы сделать прогноз. Если мы предсказываем недельные продажи газонокосилок, мы используем прошлые недельные продажи газонокосилок, делая прогноз.
Причинные модели. Линейная регрессия, причинная модель, объединяет в модели переменные, или факторы, которые могут влиять на количество в будущем периоде. Причинная модель для продаж газонокосилок может включать такие факторы, как новое начавшееся строительство домов, затраты на рекламу и цены конкурентов.
Слайд 10Восемь шагов системы прогнозирования.
1. Определение пользы прогноза, т. е. какие
объекты мы рассматриваем.
2. Отбор объектов, которые будут прогнозироваться.
3. Определение временных
горизонтов прогноза – является он краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.
4. Отбор модели (моделей) прогнозирования.
5. Сбор данных, необходимых для прогноза.
6. Обоснование модели прогнозирования.
7. Выполнение прогноза.
8. Отслеживание результатов.
Слайд 11Временные интервалы прогнозирования
Временные серии базируются на последовательности равных промежутков (недельных, месячных,
квартальных и т. д.) между точками данных. Данные временных серий
прогнозирования подразумевают, что будущие объемы определяются только прошлыми объемами и что другие переменные – не более, как потенциально существующие – игнорируются.
Анализ временных серий ведется посредством разбивания прошлых данных на компоненты и затем проецированием их вперед. Временные серии обычно имеют четыре компоненты: тренд, сезонность, циклы и случайные вариации.
Слайд 12График контроля трекингового сигнала