Слайд 1ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для детей старшего дошкольного возраста
«ШАХМАТЕНОК»
Подготовили: воспитатели 1 квалификационной категории
МБДОУ № 19 «Золотая рыбка»
Бондашевская Наталья Александровна
Мищенко Оксана Викторовна
Слайд 3Актуальность дополнительной образовательной программы:
Поиск эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста
всегда актуален. Старшие дошкольники очень любознательны и активны, они удивительно быстро схватывают и запоминают новую, интересную для них, информацию. Шахматы – эффективное средство интеллектуального развития дошкольников, так как способствуют развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, ориентировки в пространстве. Расширяют круг общения детей, развивают все интегративные качества.
Слайд 4
Цель :
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
1. Способствовать
освоению детьми основных шахматных понятий.
2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
3. Активизировать
мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.
4. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Слайд 5Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре
в шахматы в первый год обучения:
- Развитие логического мышления, целостности
восприятия.
- Развитие умения ориентироваться на плоскости.
-На основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура )
- Формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление.
- Формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине, раньше, позже .
- Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам;
- Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического мышления.
- Развитие физической выносливости, физического здоровья.
Слайд 6Основные формы образовательной деятельности:
индивидуальные, групповые.
Структура образовательной деятельности включает в себя
изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических
приёмов.
Слайд 7К концу первого года обучения дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности ; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные шахматные задачи.
Слайд 8 Предметно развивающая среда в группе