Слайд 1МОУ « Средняя общеобразовательная школа им.Дм.Батиева» с.Гам
Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
« ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Слайд 2Нормативно-правовая основа программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Закон РФ «Об
образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся
Слайд 3При создании программы
Мы исходили из конкретных возможностей школы, проанализировали
психологическую готовность учащихся к работе , индивидуальные особенности учащихся, материальное
и методическое обеспечение , учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления школы: духовно- нравственное и здоровьесберегающее
Слайд 4Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :
* Пояснительная
записка
* Цель и задачи
Основные направления
Содержание духовно- нравственного развития учащихся
начальной школы
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
Планируемые результаты
Критерии эффективности функционирования программы духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников
Слайд 5Программа духовно-нравственного развития и воспитания - это
Теоретические положения +
методические
рекомендации
по формированию уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную,
внешкольную, семейную деятельность.
Ведущая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу
Слайд 6Цель духовно-нравственного развития и воспитания
Цель- воспитание,
развитие и становление
высоконравственного,
ответственного,
инициативного и
компетентного гражданина
России
Слайд 7Задачи духовно-нравственного развития и воспитания
В области формирования личностной культуры;
В области
формирования социальной культуры;
В области формирования семейной культуры
Слайд 8Базовые национальные
ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд
и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 9Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития
1.«Мое Отечество»- воспитание
патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и обязанностям человека
Ценности:любовь к
России, к своему народу, к своему краю, уважение своего народа, любовь к близким, долг перед старшим поколением, семьей, доверие к людям.
2. « Мир человеческих отношений»- формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье
Ценности:правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье.
3. « Мир культурного наследия» – воспитание духовно- нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики
Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история села, района, края, национальные герои и важнейшие события истории коми края
4. « Мир твоей души»- формирование духовно нравственного отношения к жизни через самопознание
Ценности:нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, культура миропонимания, жизненные ценности
Слайд 10Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
1. « Мое
Отечество» -беседы» Россия -Родина моя» и Символы Российского государства» ,
чтение литературных произведений Алексеева и С. Баруздина, экскурсии:: « Мое село»,2 уровень : игра-путешествие « С чего начинается Родина», « Права и обязанности человека», выставка рисунков, поход по родному краю «Край родной , навек любимый»3 уровень : участие в праздниках « День народного единства»,акциях « Подари букет ветерану» , « Земля- мой дом» , музейные уроки « Юные герои войны», встречи с интересными людьми.
2. « Мир человеческих отношений»- 1 уровень : беседа « Золотые правила этикета» , « Моя семья» , игра- путешествие « В страну волшебных слов», чтение и обсуждение произведений В. Осеевой, Л. Пантелеева 2 уровень : занятия- практикумы» Я – пассажир», « Идем в гости», часы общения» Что такое хорошо!» , « Давайте говорить друг другу комплименты»; 3 уровень: « Акция добрых дел», праздник « Рыцарский турнир вежливости», концерт для родителей « От всей души».
«Мир культурного наследия»-1 уровень : беседа» традиции семьи» чтение сказок и былин, экскурсии в краеведческий музей: 2 уровень :игра-путешествие « о чем рассказывают сказки», « Деревня моя, деревянная, дальняя »,конкурс пословиц и поговорок, знакомство с народным календарем «Месяцеслов»;
3 уровень- посиделки « Иван да Марья», народный праздник « Русская березка», « Масленица».
4. « Мир твоей души»-беседа « Я и мое имя», « Спеши делать добро», чтение книг; 2 уровень- игра – практикум» Подари другу радость» , « Взаимоотношения, « час общения « От улыбки солнечной одной», « Что такое характер?»; 3 уровень : тренинг « научись управлять собой», диспут « Легко ли быть настоящим другом», « Что такое счастье», акция « Поможем детскому дому» , праздник добрых сердец.
Слайд 11Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности
Цель-повышение педагогической культуры
родителей
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей должно отражать содержание основных
направлений духовно-нравственного воспитания учащихся
Формы взаимодействия школы и семьи:
-родительские собрания
индивидуальные консультации
родительский лекторий
семейная гостиная
родительские недели
В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, психологи, работники правоохранительных органов, представители общественности.
Слайд 12Планируемые результаты
1. « МОЕ ОТЕЧЕСТВО»- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам , свободам и обязанностям человека
Воспитать –ценностное отношение к России,
к соей малой родине, государственной символике, русскому языку, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
Элементарное представление о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2» МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» -- формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье
Воспитать - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;
Уважительное отношение к традиционным российским религиям
Первоначальное умение видеть красоту в поведении, поступках людей.
3.» МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» – воспитание духовно- нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики
Воспитать – ценностное отношение к народной культуре;
Элементарные знания о традициях своей семьи, школы и бережное отношение к ним
4. « МИР ТВОЕЙ ДУШИ» – формирование осознанного духовно- нравственного отношения к жизни через самопознание
Воспитать – неравнодушие к жизненным проблемам других людей , сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации
Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим
Слайд 13Критерии Эффективности функционирования программы духовно- нравственного развития и воспитании младших
школьников
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно- нравственного развития и воспитания
младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно- нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля- совести.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании психолого- педагогических исследований: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов
Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В. Соловьевым и М.И. Шиловой:
- Методика» Магазин» – изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива
- Методики « Психологическая атмосфера в коллективе» , «Диагностика развития духовно- нраственных качеств обучающихся» , « Диагностика нравственной самооценки», « Диагностика этики поведения»
Анкета « Необычный остров» и др.
Слайд 14Воспитательные результаты
Духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той
или иной деятельности:
Приобрёл знание
Приобрёл опыт самостоятельного действия
Пережил и перечувствовал нечто
как ценность
Слайд 15Уровни воспитательных результатов
I уровень – приобретение социальных знаний.
Педагогические условия –
взаимодействие с учителями как носителями положительного социального знания и повседневного
опыта
Слайд 16Уровни воспитательных результатов
II-получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Педагогические условия
– взаимодействие обучающихся в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает подтверждение социальных знаний
Слайд 17Уровни воспитательного результата
Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия
Педагогические условия
– взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
ОУ
Слайд 18Воспитательный эффект -
Последствия результата, того, к чему привело достижение
результата:
Развитие личности обучающегося
Формирование его социальной компетентности
Слайд 19Структура программы
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего
образования
1. Пояснительная записка.
2. Цель и общие задачи духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования .
3. Ценностные основы, основные направления, и планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
4. Принципы духовно-нравственного развития обучающихся
5. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
7. Задачи педагогического коллектива по достижению результатов программы
8. Планируемые результаты
9. Контроль и оценка качества воспитания
10. Литература.
Слайд 20I. Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит теоретические
положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и
целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Нормативно-правовой и документальной основой программы
на ступени начального общего образования являются
Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России (далее — Концепция).
Слайд 21Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся начальной школы направлена
на
достижение национального воспитательного идеала.
В Концепции обоснован
национальный воспитательный идеал
и
сформулирована высшая цель образования —
высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Слайд 22Традиционными источниками
нравственности и базовыми национальными ценностями являются:
• патриотизм —
любовь к Родине, своему краю, своему народу,
служение Отечеству;
• социальная
солидарность — свобода личная и национальная;
уважение и доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества; справедливость,
равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством,
правовое государство, гражданское общество,
закон и правопорядок, поликультурный мир,
свобода совести и вероисповедания,
забота о благосостоянии общества;
В Концепции приведена
система базовых национальных ценностей
Слайд 23• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка,
равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
забота о старших и
младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни,
внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство,
любовь к жизни и человечеству, мудрость,
способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и
созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к
познанию и истине, научная картина мира;
Слайд 24
• традиционные религии — представления о вере, духовности,
религиозной жизни человека,
ценности религиозного мировоззрения,
толерантности,
формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство
и литература — красота, гармония,
духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и
уважение культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Слайд 25 Цель и общие задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на
ступени начального общего образования
На основе национального воспитательного идеала
формулируется
основная педагогическая
цель —
воспитание,
социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного,
ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России.
Слайд 26- в области формирования личностной культуры,
- в области формирования социальной
культуры,
- в области формирования семейной культуры.
На основе национального воспитательного идеала,
важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания,
приведённых в Концепции,
а также с учётом «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования»,
установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования:
Слайд 27В разделе указываются современные особенности развития
и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования
и существующие негативные тенденции.
Уклад школьной жизни
Уклад
школьной жизни интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка:
урочную, внеурочную, внешкольную, семейную
Слайд 28
Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося
организуется педагогическим коллективом
школы
при активном и согласованном участии иных субъектов
развития и
воспитания
(семьи, учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта, традиционных религиозных и
общественных организаций).
Уклад школьной жизни
Слайд 29Принципы,
лежащие в основе программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
и организуемого в
соответствии с ней
уклада школьной жизни
принцип определенного значения детско-взрослой общности
принцип совместной деятельности педагога и школьника
принцип системности организации воспитания
принцип опоры на педагогический авторитет.
Слайд 30III. Основные направления, ценностные основы
и планируемые результаты
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования
Подробно прописываются
направления достижения национального идеала.
Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение
Отечеству, правовое государство, гражданское общество,
закон и правопорядок, поликультурный мир,
свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Слайд 31
Воспитание нравственных чувств и этического
сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство;
уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность, щедрость,
забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере,
духовной культуре и светской этике.
Слайд 32Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Ценности: уважение к труду;
творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлённость
и
настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Слайд 33Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная
земля; заповедная природа;
планета Земля; экологическое сознание.
Формирование ценностного отношения
к здоровью и
здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Слайд 34 Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об
эстетических идеалах
и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир
человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Слайд 35• воспитательных результатов —
тех духовно-нравственных приобретений,
которые получил обучающийся
вследствие участия в той или иной
деятельности (например, приобрёл, участвуя
в каком-либо мероприятии,
некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия,
пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата,
того, к чему привело достижение результата
(развитие обучающегося как личности,
формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
В данном разделе фиксируется,
что в результате реализации программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования
должно обеспечиваться достижение обучающимися:
Слайд 36
В программе закрепляется, что воспитательные
результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися
социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества,
социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком
(см. приложение № 1)
Слайд 37С переходом от одного уровня результатов к другому
существенно возрастают
воспитательные эффекты:
• на первом уровне
воспитание приближено к обучению,
при
этом предметом воспитания как учения являются
не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия
для участия обучающихся в нравственно ориентированной
социально значимой деятельности.
Слайд 40V. Примерные виды деятельности и формы занятий
с обучающимися на
ступени начального общего образования
Слайд 43VI. Совместная деятельность образовательного учреждения,
семьи и общественности по духовно-нравственному
развитию и воспитанию обучающихся
Слайд 44 проведение совместных мероприятий по направлениям
духовно-нравственного развития и
воспитания.
Формы взаимодействия:
участие представителей в проведении отдельных мероприятий
в
рамках реализации направлений программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
реализация педагогической работы указанных организаций и объединений
с обучающимися, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и
одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
Слайд 45Задачи педагогического коллектива
по достижению результатов программы