Слайд 1ПРОГРАММА «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», АДАПТИРОВАННАЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Слайд 2Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ - основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа адаптирована в соответствии с требованиями ФГОС (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Слайд 3В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и
образования ребенка дошкольника. При разработке учитывалась продолжительность пребывания детей в
ДОУ, режим работы, объем образовательной деятельности. Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Слайд 4Цели программы:
— создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня
и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы;
— создание условий для формирования основ базовой культуры личности;
— подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Слайд 5Задачи:
— обеспечить охрану и укрепления физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечить условия для равных
возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
— создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— обеспечить формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
— обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
— обеспечить формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
— обеспечить психолого-педагогическую поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Слайд 6ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ПЯТЬ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП:
группа раннего
возраста – от 2-х до 3-х лет;
младшая группа –
от 3-х до 4-х лет;
средняя группа – от 4-х до 5-х лет;
старшая группа – от 5 до 6 лет;
подготовительная группа – от 6 до 7 лет
Слайд 7В Программе комплексно представлены образовательные области, обеспечивающие развитие личности, мотивацию
и способностей детей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Слайд 8Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 9Основные цели и задачи:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Ребёнок
в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Образ Я
Семья
Детский
сад
Родная страна
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Воспитание КГН
Самообслуживание
Общественно полезный труд
Уважение к труду взрослых
Труд в природе
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе
Безопасность на дорогах
Безопасность собственной жизнедеятельности
Слайд 10
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 11Основные цели и задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
первичные представления об
объектах окружающего мира
сенсорное развитие
проектная деятельность
дидактические игры
Приобщение
к социокультурным ценностям
Формирование элементарных математических представлений
количество
величина
форма
ориентировка в пространстве
ориентировка во времени
Ознакомление с миром природы
сезонные наблюдения: осень, зима, весна, лето
Слайд 12Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 13Основные цели и задачи:
Развитие речи
Развивающая речевая среда
Формирование словаря
Звуковая культура речи
Грамматический
строй речи
Связная речь
Подготовка к обучению грамоте
Художественная литература
Слайд 14Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 15Основные цели и задачи:
Приобщение к искусству
Изобразительная деятельность
рисование
предметное рисование
сюжетное рисование
декоративное рисование
лепка
декоративная лепка
аппликация
прикладное творчество
работа с бумагой и картоном
работа с тканью
работа с природным материалом
Конструктивно-модельная деятельность
Конструирование из строительного материала
Конструирование из деталей конструкторов
Музыкальная деятельность
Слушание
Пение
Песенное творчество
Музыкально-ритмические движения
Развитие танцевально-игрового творчества
Игра на музыкальных инструментах
Слайд 16Физическое развитие
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 17Основные цели и задачи:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Физическая культура
Подвижные игры
Слайд 18В содержании Программы учтены характеристики особенностей развития детей раннего и
дошкольного возраста, для комфортной реализации развития в общении, игре, познавательно
– исследовательской деятельности, являющихся сквозными механизмами развития ребенка:
— в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
— в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
— для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Слайд 19В Программе отражены основные аспекты образовательной среды для развития ребенка:
1)
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия
с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Слайд 20
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ
Основные цели и задачи
Основные направления
и формы взаимодействия с семьёй:
Взаимопознание и взаимоинформирование: стенды.
Непрерывное
образование родителей: семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей: семейные художественные студии, семейные праздники, семейный театр, семейный абонемент, семейная ассамблея, проектная деятельность, семейный календарь.
Пособия для занятий с ребёнком дома
Слайд 21Предметно-пространственная развивающая образовательная среда:
— обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения;
— обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей;
— является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон (центров, уголков), оснащенных большим количеством развивающих материалов .Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Слайд 22Характер взаимодействия со взрослыми:
— предусматривает и обеспечивает возможность общения со
взрослыми в игровой, продуктивной, познавательной, художественной деятельности.
Характер взаимодействия с другими
детьми:
— осуществляется через различные формы работы с детьми: образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, режимные моменты, а также в процессе взаимодействия с семьями детей
Слайд 23Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе:
формируется
комплексно, опираясь на культурные практики.
Культурные практики выражены в совместной работе
детей и воспитателя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Их исключительная роль – восполнение недостающего детского опыта в разных жизненных сферах ( игровой, бытовой). В практиках происходит важнейшие изменения в детских действиях: они осознаются самим ребенком. Практики – «полигон» для опробования найденных детьми способов действий, необходимое условие их проверки и использования.
Слайд 24КОРРЕКЦИОННАЯ и ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности
Особенности организации
образовательного процесса:
Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра
Принципы построения образовательного процесса
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
Формы получения образования для детей с ОВЗ
Адаптированная образовательная программа
Организация деятельности групп комбинированной направленности
Мониторинг инклюзивного образовательного процесса
Слайд 25Целевые ориентиры образовательной программы.
Слайд 26Целевые ориентиры образования в младенческом
и раннем возрасте:
• ребенок интересуется окружающими
предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия
с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Слайд 27
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
— игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Слайд 28• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Слайд 29Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые
ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.