Слайд 1Произведения искусства
Древнего Египта
Слайд 2Древнее царство – 28-23 в.в. до н.э.
Новое царство –
16-11 в.в. до н.э.
Среднее царство - 21-18 в.в. до
н.э.
Слайд 4Декоративно –прикладное искусство (ДПИ)
Применялось для украшения храмов ,дворцов , жилых
домов и гробниц
Рельеф-вид искусства ,где изображение частично
выступает над плоскостью
Особенности:
*чёткость линий
*сюжетность
*фризовая композиция
*геометрические и растительные мотивы
Слайд 5Рельеф «Медумские гуси»
Это роспись из гробницы сановника Нофермаата
и его супруги Итет — одна из самых древних сохранившихся
росписей эпохи Древнего царства.
В космогонических представлениях древних египтян гусь, «Великий Гоготун», — творец Вселенной. Он снёс Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце — Амон-Ра. Гуся называли также посланцем богов, посредником между Небом и Землёй. Гусь был эмблемой фараонов. При восшествии на трон нового фараона жрецы выпускали в качестве вестников четырёх гусей на четыре стороны света.
Слайд 6Рельеф из гробницы в Саккаре
Слуги усопшего ведут быков, выступающих с
царственной важностью. В нижнем поясе этого же фриза шествуют стайками
гуси и журавли. Движения слуг довольно непринужденны - они нагибаются, оглядываются назад, поглаживают быков по спине.
Слайд 7Изображение людей
Людей в Древнем Египте изображали по строгим
правилам- канонам.
Каноны:
*Лицо и ноги – в профиль. Символ
движения к тому,что ещё неизведано.
*Плечи и туловище – в фас. Статичность- идея вечности .
Слайд 8
СКУЛЬПТУРА
Каноны скульптуры:
*Фронтальность
*Статичность
*Голова прямо
*С чёрными
волосами и в белой одежде
*У мужчин- набедренная повязка
*У женщин –
лёгкий сарафан
*Цвет фигур: мужская- кирпично-красный
женская- светло-жёлтый
*Ценилось портретное сходство
Слайд 9Особенно правдоподобными были глаза скульптур
Считалось, что через глаза душа находит
тело после смерти
для изготовления глаз использовался
лучший горный хрусталь, отшлифованный до идеального состояния
Слайд 10Плита фараона Нармера
Это великолепная шиферная плита с рельефами
на обеих сторонах, содержащими несколько сцен.
Высота палетки — 64 см,
ширина — 42 см. Она является экспонатом Каирского музея.
Сам памятник отличается уже иным, новым характером стиля. Каждая сцена, представляющая законченную композицию, в то же время является частью общего замысла произведения.
Верх плиты с обеих сторон оформлен одинаково: две стилизованные головы богини неба Хатор с лицом женщины и рогами и ушами коровы как бы охраняют имя фараона - Нармер, начертанное на фасаде дворца.
Слайд 11На лицевой стороне фараон сокрушает булавой голову вождя северян, а
Гор – покровитель фараонов держит перед Нармером голову.
На обратной стороне,
наверху, показано торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов; перед ним несут четыре штандарта с изображениями божеств. Внизу - царь в образе быка разрушает вражескую крепость и топчет врага,
Плита состоит из двух частей
Слайд 12Статуя писца Каи
Памятник относится ко времени IV или V династии
(Древнее царство), найден в мастабе Каи в Саккаре. Скульптура изображает
писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.
Слайд 13Статуя Каапера
Статуя царского сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера
в Саккара. Принадлежит к середине 3 тыс. до н. э.
находится в Египетском музее, в Каире
Слайд 14Статуя Рахотепа и его жены Нофрет
Памятник относится ко времени IV
династии (Древнее царство), обнаружен в одной из гробниц в Медуме.
Царевна Нофрет изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой; на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый.
Слайд 15пирамиды
Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес
света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» — Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют
собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник.
Слайд 16Пирамида Хеопса
Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет,
Пирамида Хефрена
вторая по величине
древнеегипетская пирамида.Расположена рядом сВеликим Сфинксом
Пирамида Микерина
Несмотря на небольшие размеры пирамиды (считающиеся
признаком упадка), потенциал строителей пирамиды Менкаура был огромен, как об этом свидетельствует один из монолитов, использованных в заупокойном храме Менкаура
Слайд 17Среднее царство
*Статуи царей воздвигаются не только в усыпальницах, но и
в храмах
*Пирамиды строятся не из камня, а из кирпича-сырца
Слайд 18Статуя фараона Аменехета
Статуя Аменемхета III - единственная полностью сохранившаяся каменная
царская скульптура в собрании Эрмитажа, является ярким образцом древнеегипетского портретного
искусства. Аменемхет III - царь XII династии (19 в. до н. э.), представлен в традиционной позе - сидящим на кубообразном троне, в царском платке-немесе, увенчанном священной коброй. Парадный костюм царя предельно прост и состоит из передника - шендита и пояса.
Слайд 19ДПИ
Остракон – глиняный черепок
Остракон с изображением акробатки
Художники тренировались, рисуя по
памяти чаще всего на глиняных черепках - остраконах. На них
рисовались мотивы, которые могли понадобиться для росписей гробниц, или вариации тех, что уже были в древних гробницах - например, вот этот. Такие рисунки сделаны менее канонично и более эскизно, чем сами росписи.
Слайд 20Новое царство
Пирамиды храмы
полускальные
Заупокойные
храмы
скальные
Слайд 21Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал
Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов
других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.
Слайд 22Храм Рамзеса III
Стены храма иллюстрируют победы Рамзеса III над
ливийцами. Жители Ливии здесь изображены в длинных платьях, с бородами
и короткими баками.
Статуи на территории храма Мединет Хабу преимущественно изображают богов, но среди них есть и изображения фараона Рамзеса III
Стены с внешней стороны храма украшают изображения Людей Моря
Слайд 23Храм Амона Ра в Луксоре
К храму вела мощёная
аллея из сфинксов.Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется
и в значительной мере уже восстановлена.
Северный пилон Луксорского храма несколько отклонен к востоку от общей оси
Слайд 24. В храме отражена и история Египта за годы его
существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие
об исторической славе египетского царства.
Храм Амона Ра в Корнаке
Слайд 25ДПИ
Туалетная ложечка «Плывущая девушка»
Туалетная ложечка из слоновой кости выполнена в
форме изящной фигурки стройной купальщицы, парик сделан из черного дерева.
Окрашенная в розовый цвет коробочка служила для хранения благовоний. Она имеет форму лотоса - священного в Египте цветка. На ногах купальщицы, выше колен, гравировкой нанесено изображение карлика Беса, покровителя женщин, танца, музыки.
Слайд 26Тутанхамон и его жена в саду
Рельеф вырезан на
крышке ларца. На нем изображен фараон Тутанхамон, гуляющий по саду
с женой Анкхесенамун . Супруга угощает царя яблоком
Изображение было найдено в гробнице Тутанхамона в Долине царей (Фивы).
Слайд 27Золотая маска тутанхамона
Даже хорошо сохранившиеся погребения были разграблены
в древности. А вот усыпальница юноши-фараона была заполнена колоссальным количеством
ритуальных изделий. И все же особое место занимала маска - портрет правителя, выкованный из золота. Она покрывала голову и плечи мумии.
На лбу помещены знаки царской власти: коршун Нехебт и змея Буто - эмблемы Верхнего и Нижнего Египта. Заплетенная в косичку борода - символ бога загробного царства Осириса.
Слайд 28Искусству в Др. Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно
было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни