Слайд 1Прощать нельзя наказывать?!..
педагог-психолог: Асельборн Ю.А.
педагог-психолог: Субботина С.Н.
МАОУ СОШ № 211
им. Л.И. Сидоренко
Слайд 2Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а
внутри виновного, - и Вы дойдете до идеала нравственного воспитания.
Николай
Пирогов
Слайд 3Какие виды наказания существуют и какое дает наилучший результат.
Что категорически
запрещено делать в момент наказания.
12 условий для бережного наказания ребёнка.
Слайд 4Наказание
важный элемент воспитательного процесса. Но правильный эффект от наказаний возможен
только при комплексном подходе, когда родители понимают роль наказания в
жизни ребёнка и видят чёткую взаимосвязь с другими аспектами воспитания.
Слайд 5Поразмышляйте над важными вопросами:
Чем наказание отличается от жестокого обращения с
ребёнком?
Как наказывать ребёнка, чтобы не травмировать его психику и не
разрушить близкие отношения?
В каких случаях наказания работают, а в каких лишь ухудшают ситуацию?
Слайд 6Виды наказаний:
Все способы наказать ребёнка можно обобщить в 4 категории:
Физическое
насилие
Эмоциональное насилие
Ограничения
Метод естественных последствий
Слайд 7Физическое насилие
Самый простой и быстрый способ повлиять на поведение
ребёнка.
Рано или поздно перестает работать
Страх от физического насилия исключает
открытые, доверительные отношения
Ребёнок не усваивает урок от наказания и продолжает поступать по своему.
Во взрослой жизни становится зависимым , тревожным , не имеет своего мнения, боится критики.
Слайд 8
Эмоциональное насилие
Это не только оскорбление прямого характера, когда вы унижаете
и обзываете ребёнка за плохое поведение.
Это так же проявление
эмоционального шантажа.
Слайд 9Чем эмоциональное насилие может закончиться для детей и родителей?
Ребёнок верит
в оскорбление, в то, что он такой и есть.
Ребёнок обесценивает
источники информации о собственной никчемности, т.е. родителей.
Слайд 10Ограничения
Ограничения со знаком «-»
Ограничения со знаком «+»
Слайд 11Ограничения со знаком «-»
Вы тотально контролируете все жизненные зоны
ребёнка
В спорных ситуациях принимаете сторону обидчика
Лишаете ребёнка участия в семейных
ситуациях
Демонстративно не интересуетесь его жизнью
Отграничиваете физический контакт с вами- не обнимаете, не целуете
Лишаете слов любви и поддержки
Ограничиваете ребёнка в совместном проведении времени с вами
Лишаете ребёнка возможности высказать свое мнение
Слайд 12Нельзя
ограничивать удовлетворения базовых потребностей !
Слайд 13Самый эффективные из всех способов наказания:
ограничение свобод и материальных благ
Метод
естественных последствий
Слайд 14Принципы применения метода естественных последствий:
Наступающие последствия должны быть безопасны для
ребёнка и окружающих.
Чем младше ребёнок, тем быстрее естественные последствия должны
наступить
Не напоминайте ребёнку о том, что он должен делать. Перестаньте предупреждать ребёнка.
Слайд 15Принципы применения метода естественных последствий:
4. Не злорадствуйте и не говорите:
«Я же предупреждал!»
5. Последствия должны быть явными, полностью понятными ребёнку
6.
Метод применятся только тогда, когда у ребёнка есть возможность избежать наступления последствий
Слайд 17Запрещено:
наказывать до 2,5 лет
наказывать в состоянии эмоционального возбуждения
наказывать без предупреждения
Слайд 18Важно понимать
Предупреждение
это не запугивание и угрозы.
Предупреждение
это напоминание
о том, что если ребёнок будет себя вести таким образом,
его ждёт наказание.
Слайд 193 вопроса, которые помогут понять наказывать или нет
Слайд 20Понимаешь ли ты, какое правило ты сейчас нарушил?
Понимаешь ли ты,
зачем тебе это правило соблюдать?
Понимаешь ли ты, что произойдет в
случае нарушения правил?
Слайд 22Не наказывайте при третьих лицах
Наказывайте «Для того чтобы…», а не
«Потому что…»
Наказывайте один раз
Наказывайте и прощайте
Перед наказанием дайте шанс исправиться
Наказывайте,
но уважайте
Слайд 237.Наказывайте, но сохраняйте отношения
8. Наказание должно заканчиваться на положительной ноте
9.
Наказание должно соответствовать возрасту
10. Наказывать нужно за поступки
11. Наказывая, лучше
лишить хорошего, чем сделать плохое
12. Наказывая, учитывайте мотивы
Слайд 24Литература:
Д. Карпачёв «Как дать ребёнку всё, без денег и связей».
С.И.
Семенака «Поощрять нельзя наказывать?!..»