Слайд 1«КАССОВЫЕ» РЕВИЗИИ
с 19 февраля 2012 года налоговики будут проводить «кассовые»
ревизии. ФНС осуществляет госфункции по осуществлению контроля и надзора за
полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у ИП, который утвержден приказом Минфина от 17 октября 2011 г. № 133н.
Слайд 2 Предмет государственного контроля (надзора)
Предметом государственного контроля (надзора) является установление
факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у
индивидуальных предпринимателей.
В целях Административного регламента к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители (далее - проверяемые объекты).
Слайд 3
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля
1) беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным
контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;
3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;
Слайд 44) получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности,
заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым
чекам;
5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;
6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;
7) взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.
Специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции обязаны соблюдать положения Административного регламента.
Слайд 5
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по
контролю (надзору)
Проверяемые объекты, в отношении которых исполняется Государственная функция, имеют
право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от специалистов Инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов Инспекции;
4) обжаловать действия (бездействие) специалистов Инспекции, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Слайд 6
Проверяемые объекты, в отношении которых исполняется Государственная функция, обязаны:
1) обеспечивать
специалистам Инспекций беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и документации, связанной
с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);
3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
4) предоставлять в Инспекции по запросам специалистов Инспекции информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Слайд 7 Сроки исполнения Госфункции
Срок исполнения Госфункции в отношении проверяемого объекта
в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции, не
может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции на исполнение Государственной функции, данного специалистам Инспекции (далее - поручение на исполнение Гос функции).
Слайд 8Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к
порядку их выполнения
При исполнении Государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:
а)
предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции;
б) рассмотрение специалистами Инспекции документов, необходимых для исполнения Государственной функции;
в) проверка полноты учета выручки денежных средств;
г) оформление результатов исполнения Государственной функции.
Слайд 9
Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции
Основанием для начала
административной процедуры по предъявлению проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной
функции является решение руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Специалисты Инспекции предоставляют проверяемому объекту, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору), поручение на исполнение Государственной функции и служебные удостоверения.
Факт предъявления поручения на исполнение Государственной функции фиксируется подписью проверяемого объекта, с указанием должности и даты предъявления в поручении на исполнение Государственной функции.
Отсутствие либо уклонение проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения на исполнение Государственной функции отражается специалистами Инспекции в поручении на исполнение Государственной функции.
Максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать 2 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.
Слайд 10Рассмотрение специалистами Инспекции документов, необходимых для исполнения Государственной функции
Основанием для
начала административной процедуры по рассмотрению специалистами Инспекции документовявляется предъявление проверяемому
объекту поручения на исполнение Государственной функции и служебных удостоверений специалистов Инспекции.
Специалистами Инспекции рассматриваются документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники.
В случае если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, то специалистам Инспекции представляются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности.
В случае если формирование документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, то специалистам Инспекции представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.
В случае если проверяемый субъект, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), то специалистам Инспекции представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Слайд 11При исполнении Государственной функции в зависимости от проверяемого периода и
особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами Инспекций рассматриваются следующие документы:
а)
журнал кассира-операциониста;
б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
е) приходные и расходные кассовые ордера;
ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
з) авансовые отчеты;
и) кассовая книга;
к) справка-отчет кассира-операциониста;
л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
о) акт приемки бланков строгой отчетности;
п) книга учета бланков строгой отчетности;
р) акт о списании бланков строгой отчетности;
с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;
т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;
ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы Инспекции для исполнения Государственной функции.
Максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать 1 рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.
Слайд 12
Проверка полноты учета выручки денежных средств
Основанием для начала административной
процедуры по проверке полноты учета выручки денежных средств является окончание
рассмотрения специалистами Инспекции документов, необходимых для исполнения Государственной функции. Специалистами Инспекции определяется объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники; документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информации из автоматизированных систем о выпущенных документах , документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, а также по проверке соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар .
Слайд 13В ходе проверки специалисты Инспекции получают от проверяемого объекта необходимые
письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе
проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.
При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты.
В ходе исполнения Государственной функции специалистом Инспекции в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах.
Слайд 14Перед началом осуществления Государственной функции кассиром предоставляется расписка об отсутствии
или наличии в денежном ящике контрольно-кассовой техники личных денег, о
представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники. Проверка полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.
Слайд 15
Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов контрольно-кассовой техники сверяются заводские
номера этих машин, а также их регистрационные номера и идентификационный
номер налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации контрольно-кассовой техники.
На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.
Слайд 16По фискальному отчету контрольно-кассовой техники и журналу кассира-операциониста, актам о
возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным
кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
В случае если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным проверяемого объекта, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).
Слайд 17
Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам
бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных
бланков документов.
При проверке полноты учета выручки денежных средств у проверяемых объектов, применяющих бланки строгой отчетности, определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта.
Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности, хранящихся у проверяемого объекта.
В случае если проверяемый объект, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции. Результатом указанной административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного (полного) учета выручки денежных средств.
Слайд 18
Оформление результатов исполнения Государственной функции
Основанием для начала административной процедуры
по оформлению результатов исполнения Государственной функции является установление (выявление, фиксация)
фактов неполного (полного) учета выручки денежных средств.
Специалистами Инспекции по результатам проверки полноты учета выручки денежных средств составляется Акт проверки в двух экземплярах, подписывается специалистами Инспекции и проверяемым объектом.
Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц, в нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста Инспекции и проверяемого объекта.
Слайд 19В Акте проверки указываются:
1) дата составления Акта проверки специалистами Инспекции;
2)
полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта,
его идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;
3) фамилии, имена, отчества (при наличии) специалистов Инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования Инспекции;
4) дата и номер поручения на исполнение Государственной функции;
5) перечень документов, полученных Инспекцией в ходе проверки;
6) период, за который проведена проверка;
7) даты начала и окончания проверки;
8) адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;
9) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.
В случае если проверяемый объект уклоняется от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте проверки, и Акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.
Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.
Слайд 20
Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к
исполнению Государственной функции, а также принятием решений специалистами Инспекций
Текущий контроль
за соблюдением и исполнением специалистами Инспекции положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции, осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Управления.
Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами Инспекции положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции.
Слайд 21
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и
качества исполнения
Контроль за полнотой и качеством исполнения специалистами Инспекции Государственной
функции осуществляется в формах проведения проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) специалистов Инспекции. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Управления. При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением Государственной функции (комплексные проверки), или отдельные вопросы, связанные с исполнением Государственной функции (тематические проверки). Проверка также проводится по конкретной жалобе. Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) специалистов Инспекции.
Слайд 22Ответственность специалистов Инспекции за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые)
ими в ходе исполнения Государственной функции
По результатам проведенных проверок, в
случае выявления нарушений соблюдения положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, виновные специалисты Инспекции несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения Государственной функции.
Персональная ответственность специалистов Инспекции закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
О мерах, принятых в отношении специалистов Инспекции, виновных в нарушении положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции, в течение десяти рабочих дней со дня принятия таких мер Управление сообщает в письменной форме проверяемым объектам, права и (или) законные интересы которых нарушены.
Слайд 23
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением
Государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений
и организаций
Требованиями к порядку и формам контроля за исполнением Государственной функции являются:
1) независимость - при осуществлении контроля они независимы от специалистов Инспекции, в том числе не имеют родства с ними;
2) профессиональная компетентность - при осуществлении контроля за исполнением Государственной функции он обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
3) должная тщательность - состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим разделом Административного регламента.
Слайд 24
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа
исполнительной власти, исполняющего Государственную функцию, а также его должностных лиц
Проверяемые
объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС России, Управления, Инспекции, а также принимаемых ими решений при исполнении Государственной функции в досудебном (внесудебном) порядке.
Проверяемые объекты в досудебном (внесудебном) порядке могут обжаловать действия (бездействие) специалистов Инспекции, а также принимаемые ими решения при исполнении Государственной функции руководителю Управления.
Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС России, Управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов Инспекции, нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов.
Проверяемый объект в своем обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет обращение (жалобу), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также наименование, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (жалобы), излагает суть обращения (жалобы), ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.
Обращение (жалоба), поступившее в ФНС России, Управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней с момента его регистрации.
Слайд 25В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в
Управление, Инспекцию о представлении дополнительных документов и материалов, а также
в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения (жалобы) документов и материалов руководитель, заместитель руководителя ФНС России, Управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, при этом уведомив о продлении срока проверяемый объект, который направил обращение (жалобу). Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения (жалобы), направляется проверяемому объекту.
ФНС России, Управление при получении обращения (жалобы), в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу специалиста, а также членов его семьи, оставляет указанное обращение (жалобу) без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщает проверяемому объекту, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.
Если ответ по существу поставленного в обращении (жалобе) вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, проверяемому объекту, направившему обращение (жалобу), сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении (жалобе) вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, проверяемый объект вправе вновь направить обращение (жалобу) в ФНС России, Управление.