Слайд 1Внеурочная и коррекционная работа с детьми в начальной школе
Слайд 2Внеурочная деятельность школьников
эта деятельность, включающая в себя все виды
деятельности обучающегося, кроме учебной.
цель внеурочной деятельности – содействие интеллектуальному, духовно–нравственному
и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности
Слайд 3Внеурочная деятельность, правильно организованная учителем, в начальной школе, позволяет:
благоприятно адаптироваться
учащемуся в классе;
урегулировать нагрузку по учебе;
создать благоприятные условия развития ребенка;
учитывать
индивидуальные, психологические и возрастные особенности
Слайд 4Во внеурочной деятельности, можно выделить такие задачи, как:
мотивация школьников к
участию в мероприятиях внеурочной деятельности;
обучение школьников способам овладения различными видами
внеурочной деятельности;
помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;
формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.
Слайд 5мотивация
Через познавательные проблемы;
учитывает и формирует индивидуальные образовательные запросы и интересы
ребенка;
дает свободу в выборе времени и места проведения, позволяет
варьировать содержание;
дает возможность учителю использовать широкий спектр форм деятельности учащихся, а ребенку позволяет осуществить осознанный выбор наиболее приемлемой формы для решения поставленной задачи
Слайд 6Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из
форм организации свободного времени учащихся
кружковая работа по изобразительной деятельности способствует
выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённом направлении изобразительной деятельности
Слайд 7Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из
форм организации свободного времени учащихся
индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность
отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, конкурсных работ, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д., что позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует знания индивидуальных особенностей учащихся, выявляющихся путём проведения бесед, анкетирования, изучения интересов учащихся
Слайд 8Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из
форм организации свободного времени учащихся
формы массовой работы принадлежат к числу
наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого
Слайд 9Беседа
диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательного продуманной
системы вопросов подводит учащегося к пониманию нового материала или проверяет
усвоение им уже изученного. Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений
Слайд 10Лекция
это устное изложение материала, они могут проводиться как самим учителем,
так и приглашенным специалистом-искусствоведом, художником, архитектором и т.д. Содержание лекций
для учащихся начальной школы может включать в себя получение знаний о современных видах искусства, особенностях работы художников разных направлений искусства и т.д. Для учащихся начальных классов лекции, как форму организации можно сочетать с мастер – классом
Слайд 11проектная и исследовательская деятельность
доклад – это публичное, развёрнутое, официальное сообщение
по определённому вопросу. Доклад, как правило, делают сами учащиеся. Темы
подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом проведенных с детьми исследований или выполненных проектов; конференция – это мероприятие, целью которого является обсуждение актуальных проблем
Слайд 12Экскурсия
это коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной
целью
Слайд 13Выставка
это специально созданная и художественно преобразованная предметно-пространственная среда, предназначенная для
публичного показа с определенными социальными целями
Слайд 14сценическое искусство
формирование зрительской культуры, которая складывается из:
знания особенностей
театрального искусства; умения адекватно реагировать на сценическое действие;
понимания роли
зрителя в процессе создания театрального художественного образа;
владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия
Слайд 15пленер
- это работа на открытом воздухе
это возможность приятно провести время
наедине с природой, отдохнуть и попробовать выразить на бумаге свои
впечатления об окружающем пейзаже. Пленер, также можно сочетать с мастер – классом, где художник раскроет приемы и способы работы с натуры на свежем воздухе
Слайд 16творческие конкурсы
- это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа
его участников.
Участие в конкурсах создает особую соревновательную атмосферу, если победа
в них позволяет участвовать в конкурсе более высокой ступени. Однако, очень важно, контролировать, чтобы в системе организации творческих конкурсов и мероприятий преобладали развивающие цели. Участие в конкурсах должно быть добровольным и привлекательным. Конкурсы надо организовывать так, чтобы они становились событием в школьной жизни и чтобы участие в них было престижным
Слайд 17исследование
Исследование, это такая форма деятельности, при которой овладение учебным материалом
напоминает исследовательскую деятельность, поэтому воспитывает у детей интерес, сообразительность, активность,
самостоятельность и ответственность.
Занятие, проводимое в форме исследования, дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний
Слайд 18Внеурочные занятия должны быть разнообразными и увлекательными
Выбирая формы внеурочной деятельности
и формы проведения внеурочных занятий по изобразительной деятельности в начальной
школе, определяем, что они очень разнообразны. Все формы в изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей у учащихся, если эта деятельность приносит ему удовольствие и положительные эмоции
Слайд 19творческая деятельность может сыграть в коррекционной деятельности и развитии ребенка
с проблемами в развитии по причине своей доступности
Продукты изобразительной деятельности
ребенка (рисунки, поделки и др.) - это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение
Слайд 20Важной особенностью детей нуждающихся в помощи является незрелость эмоционально-волевой сферы,
социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению
замедленный темп развития
психики, который выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, неустойчивостью внимания, сниженном объеме памяти, преобладанием игровых интересов, быстрой утомляемостью и пресыщаемостью
Слайд 21роль искусства в коррекционной работе
художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное
развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия,
произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации
Слайд 22Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку
источник новых позитивных
переживаний ребенка, рождение новых креативных потребностей и способ их удовлетворения,
развитие познавательных процессов.
Активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства
Слайд 23основные задачи коррекционной педагогики и психологии:
разработка коррекционно-направленной системы художественного развития,
формирование основ художественной культуры;
разработка содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства;
осуществление
средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.
Слайд 24Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности
для умственного, эмоционально-эстетического и волевого
развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти,
мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.
Слайд 25у детей наблюдается
несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких
компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность
нарушение пространственных ориентировок
сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе
Слайд 26у детей наблюдается
ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное
рисование, лепку, аппликацию
несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое
изображение с образцом и давать вербальную оценку
Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).
Слайд 27задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:
воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств,
эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
развитие способности понимать их содержание,
его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;
формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;
Слайд 28задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:
формирование навыков и умений занятиями
рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;
развитие у детей моторного
алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;
развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.
Слайд 29для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и
аппликацией. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам
изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело