Слайд 1
Процесс и этапы МИ (формулировка проблемы)
Слайд 2Процесс МИ – что это ?
В процессе МИ нужно ответить
на следующие вопросы:
Кого или что следует исследовать? Нужно определить, что
будет объектом .
Какая информация должна собираться? Виды и объемы нужной информации определяются тем, как компания сформулировала задачи.
Кто собирает данные?
Какие методы сбора данных следует использовать? Четыре основных
метода сбора первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация.
Сколько будет стоить исследование? Издержки исследования следует сравнить с его результатами.
Как будут собираться данные? Определить необходимый персонал, в том числе его возможности, квалификацию и подготовку.
Насколько длительным будет период сбора данных? Определить продолжительность исследования. Возможны несопоставимость ответов.
Когда и где собирать информацию? Даты, время и место проведения исследования должны быть определены.
Надо соразмерить срочность и удобство исследования с желанием изучить труднодоступные группы («поиск под фонарем»).
Слайд 3Этапы маркетинговых исследований
Процесс МИ имеет ряд этапов:
Определение (формулировка) проблемы
Проектирование
исследований
Сбор данных
Анализ и интерпретация данных
Подготовка отчета
Слайд 4Этапы маркетинговых исследований
Процесс МИ включает ряд этапов:
определение проблемы (наиболее важная
ступень исследования).
Возможны при заказе исследований ошибки двух родов:
- ошибки заказа
(вопросы провоцируют желаемые ответы);
- ошибки пропуска (ключевые вопросы не задаются).
планирование исследования (выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана выборки; выбор способа связи с аудиторией)
анализ вторичной информации;
получение первичной информации;
анализ данных (составление таблиц, графиков; определение средних уровней распределения частотности, дисперсии; обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения)
интерпретация результатов;
рекомендации;
использование результатов.
Слайд 5Определение проблемы
Маркетинговые исследования всегда начинаются с проблемы менеджмента ( у
заказчика).
С другой стороны, цель не должна предопределять результаты исследования.
Многие исследования терпели неудачу из-за того, что исполнители пытались согласовать результаты с существующими взглядами заказчика.
Слайд 6Определение проблемы
Пример связи проблемы менеджмента с исследовательской проблемой
Слайд 7Определение проблемы
Типовые управленческие проблемы
и их связь с МИ
Слайд 8Определение проблемы
Для проведения исследований важно:
знать, как принимаются решения.
Отсюда станут ясными истоки проблемы и то, что надо изменить.
В противном случае исследование будет проведено впустую;
учитывать ограничения по временным и денежным ресурсам и находить компромисс между полнотой, достоверностью и стоимостью исследований;
анализировать результаты исследования и давать рекомендации.
Слайд 9Определение проблемы
В формализованном виде процесс МИ выглядит как задача.
Дано:
Решение
принимается для достижения определенной цели.
Существуют по крайней мере два пути
для достижения этой цели.
Для каждого пути возможны по крайней мере два исхода, оцениваемые значением критерия – степенью достижения поставленной цели.
Существуют оценки вероятностей каждого исхода при выборе каждого из путей.
Слайд 10Определение проблемы
Требуется: выбрать путь достижения цели, дающий наилучший ожидаемый результат
с точки зрения выбранного критерия.
Если задача не может быть
сформулирована так, как изложено выше, то для принятия решения недостаточно информации, и формулируется задача предварительных исследований.
Если вероятности исходов равны для всех вариантов выбора, то выбор наилучшего решения не имеет смысла.
Слайд 11Определение проблемы
Задача предварительных исследований
Начинать следует с определения всех возможных альтернативных
способов действий.
Необходимо убедиться, что рассмотрены все альтернативы, даже на
первый взгляд неочевидные.
Определение целей лица, принимающего решения.
Типична ситуация, когда он не может сразу их четко сформулировать.
Кроме того, у руководителей может быть разное (более того, изменяющееся во времени) отношение к риску.
Выявление целей даст уверенность, что «лечится болезнь, а не ее симптомы»
Рассмотрение возможных последствий альтернативных действий и их оценка.
Это обычно и составляет главную исследовательскую проблему.
Слайд 12Определение проблемы
Задача предварительных исследований
Примеры формулировки
проблемы исследований
Слайд 13Принятие решения о проведении исследований
Когда четко выявлена проблема менеджмента и
встал вопрос о проведении исследований, следует оценить ожидаемый экономический эффект
от полученной в результате исследований информации.
Если окажется, что цена исследований выше, чем даваемый эффект, то проводить их нецелесообразно.
Выяснение этого вопроса базируется на теории принятия решений.
Часто используется метод построения дерева решений.
Этот метод начинается с выделения конечного множества альтернатив и состояний среды.
Хотя это значительное упрощение, оно делает множество рассматриваемых ситуаций обозримым, а главное – позволяет ясно увидеть последовательность событий, полностью раскрыть проблему прежде, чем приниматься за ее решение.
Слайд 14Типы МИ
В МИ существует специализация: различают несколько самостоятельных типов, каждый
из которых выполняет самостоятельные функции:
Поисковые ( разведочные) исследования, предшествующие разработке
программы основного исследования, они предпринимаются для сбора предварительной информации, освещающей проблему и позволяющей выдвинуть гипотезы и выбрать соответствующую методику анализа (иногда их совмещают с пробным маркетингом);
Описательное (дескриптивное) исследование, имеющее целью констатацию реальных фактов, событий, показателей, полученных в результате сбора информации (оно дает материал для размышления и неформальных оценок, позволяющих безотлагательно принять решение);
Казуальное, или причинно-следственное исследование, проводимое для выявления причинно-следственной связи каких- либо показателей, с целью проверки выдвинутой гипотезы. Основной метод проведения причинно-следственных исследований - эксперимент.
Слайд 15Типы МИ: взаимосвязь
Различия между типами МИ не являются абсолютными. Конкретный
проект МИ может включать несколько типов исследования. Комбинация типов исследования
зависит от характера проблемы.
Когда мало известно о проблеме, желательно начать с поискового исследования. Проблема была определена более точно, выделены альтернативные направления действия, разработаны гипотезы МИ и выделены ключевые переменные, — как зависимые, так и независимые.
Поисковое исследование — первоначальный шаг в логике проведения МИ. Описательное и причинно-следственное исследования, как правило, следуют за ним. Так, гипотезы, разработанные в поисковом исследовании, нужно статистически проверить, используя поисковое или причинно-следственное исследования.
Не обязательно начинать проект с поискового исследования. Это зависит от четкости определения проблемы и уверенности маркетолога в подходе к проблеме. План исследования может также начинаться с описательного или причинно-следственного исследования. Так, нет необходимости в том, чтобы ежегодный опрос удовлетворенности потребителей начинался с выполнения поисковой фазы.
Слайд 16Принятие решения о проведении исследований
Пусть, например, перед фирмой стоит проблема
выбора цены нового товара.
Возможны три альтернативы: высокая, средняя и
низкая цена.
Покупатели (окружающая среда) характеризуются тремя возможными взаимоисключающими состояниями: малым, средним и высоким спросом на новый товар.
Для того, чтобы определить, каким будет спрос, можно провести тестовый маркетинг.
Таким образом, требуется принять два решения: проводить или не проводить тестовый маркетинг и какую цену товара выбрать (высокую, среднюю или низкую).
Хотя спрос зависит от цены, в данном случае рассматриваются ситуации высокого, среднего и низкого спроса при высокой, средней и низкой цене (всего 9 вариантов).
Слайд 17
Принятие решения о проведении исследований
Слайд 18Принятие решения о проведении исследований
Следует рассмотреть дерево полностью, оценить все
возможные последствия каждого из решений.
Первое решение, которое следует принять
– проводить ли пробный маркетинг.
Если его не проводить, то сразу надо принимать решение о цене товара.
Если же пробный маркетинг проводится, то он дает три возможных результата:
высокий (Z1) спрос;
средний (Z2) спрос;
низкий (Z3) спрос.
Слайд 19Принятие решения о проведении исследований
Следует отметить, что результаты пробного маркетинга
не всегда совпадают с последующим состоянием спроса, но считается, что
они достаточно точно его предсказывают.
Для различных результатов исследования принимается решение о цене товара.
Далее, в зависимости от спроса на товар, возможны различные последствия принятых решений.
Эффект от использования полученной при исследованиях информации заключается в том, что выбирается то решение (в данном случае та цена), которая наилучшим образом соответствует предсказанному спросу.
Слайд 20Принятие решения о проведении исследований
Очевидно, что альтернативы принимаемых решений требуется
как-то сравнить и выбрать наилучшие.
Для сравнения требуется присвоить каждой
ветви, выходящей из квадрата, свой вес.
Определение весов – наиболее сложная часть метода.
Очень удобно присваивать решениям веса в соответствии с ожидаемыми результатами – прибылями (положительные значения) или убытками (отрицательные).
Слайд 21Принятие решения о проведении исследований
Тогда наилучшему решению будет соответствовать ветвь
с максимальным весом.
Вес ветви, соответствующей решению проводить исследование (V
res) , должен учитывать стоимость этого исследования.
Если вес данной ветви все же остается больше, чем вес альтернативной ветви (V), то исследование проводить целесообразно.
Исследования могут проводиться:
силами самой фирмы, которой они нужны, особенно если в ней есть маркетинговая служба;
сторонними специалистами или специализированной исследовательской фирмой.
Слайд 22Заключение договора
на проведение исследований
В пользу привлечения специалистов со стороны
говорит следующее:
собственные специалисты как правило загружены неравномерно, поэтому «раздувание» их
штата нецелесообразно;
для исследований могут понадобиться знания в различных, иногда специальных, областях. Можно выбрать специализированную или многопрофильную исследовательскую фирму;
если исследования ведет исследовательская фирма, то заказчик может остаться анонимным.
Слайд 23Заключение договора
на проведение МИ
Хорошо, если имеются несколько предложений от
разных фирм, которые можно сравнить:
по ценам предлагаемых исследований;
по планируемым объемам
работ;
по репутации фирм.
Этапы постановки исследовательской задачи:
Выбора исполнителя
Уточнение задач исследования
Подготовка документов для договора
Заключение договора
Слайд 24Заключение договора
на проведение МИ
При заключении договора на проведение исследования
составляется ряд документов:
Договор на проведение исследований
Протокол соглашения о договорной цене
Календарный
план
Техническое задание
Акт приемки-сдачи работ по этапу
Акт приемки-сдачи работ по договору
Слайд 25Заключение договора
на проведение МИ
Обязательными элементами договора на проведение исследований
являются:
наименование договора;
дата и место подписания;
полное наименование контрагентов, под которыми они
внесены в единый реестр Государственной регистрации;
условные сокращенные наименования, под которыми контрагенты в дальнейшем фигурируют в тексте документа;
полное и подробное указание должностных лиц, подписывающих договор, их фамилии, имена и отчества;
наименование документа, из которого вытекают полномочия каждого должностного лица на подписание договора;
предмет договора;
права и обязанности сторон;
Слайд 26Заключение договора
на проведение МИ
Обязательными элементами договора на проведение исследований
являются:
способ исполнения обязательств каждой из сторон (порядок действий, их последовательность
и сроки).
срок действия договора;
ответственность сторон;
способы обеспечения обязательств (меры имущественного воздействия на виновную сторону);
основания расторжения договора и порядок действия сторон при одностороннем расторжении договора;
условия конфиденциальности информации по договору;
порядок разрешения споров по договору между сторонами.
реквизиты сторон;
количество экземпляров договора;
перечень приложений.
особые условия.
Слайд 27Заключение договора
на проведение МИ
В техническом задании должно быть четко
указано следующее:
Общие сведения:
наименование исследований;
номер договора;
наименование Исполнителя и Заказчика и их
реквизиты;
перечень документов, на основании которых проводятся исследования;
плановые сроки начала и окончания выполнения работ, порядок их финансирования;
источники информации.
Назначение и цели проведения маркетинговых исследований: действия, которые будут проведены на основе исследования, требуемая для этого информация и способ ее использования руководством фирмы;
Характеристика объекта исследований, условия проведения исследований;
Слайд 28Заключение договора
на проведение МИ
В техническом задании должно быть четко
указано следующее:
Требования к исследованиям:
требования к исследованиям в целом: достоверность, надежность,
временные и стоимостные ограничения, состав и квалификация аудитории пользователей результатов исследований, конфиденциальность, целевые группы, от которых требуется собрать информацию;
специальные требования к отдельным этапам исследований. Каждая часть исследований должна иметь четко определенный смысл;
требования к информационному обеспечению: назначению и составу информации; ее структуре; способам сбора, организации, обработки, представления данных; информационной совместимости.
Порядок осуществления контроля хода исследований и приемки результатов.
Требования к документальному оформлению результатов исследований.