Слайд 1Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, теория Портера-Лоулера
Выполнила студентка
группы
УКб-4801-01-00
Ржавитина Виктория
Слайд 2План
Сущность процессуальных теорий мотивации
Теория ожиданий В. Врума
Теория справедливости Дж. Адамса
Комплексная
теория мотивации Портера-Лоулера
Слайд 3Сущность процессуальных теорий мотивации
Процессуальные теории мотивации – анализируют то, как
человек распределяет свои усилия для достижения цели, и какой вид
поведения при этом выбирает.
Можно сказать, что они больше ориентированы на процесс достижения цели (потому и называются процессуальными теориями), а не на содержание цели (как содержательные теории мотивации).
Но при этом процессуальные теории вовсе не отвергают роль потребностей в мотивации человеческой деятельности, просто согласно им не менее важны и условия удовлетворения потребностей: ожидаемое вознаграждение и справедливая оценка результата проделанной работы.
Слайд 4К процессуальным теориям мотивации относятся:
теория ожиданий В. Врума;
теория
справедливости Дж. Адамса;
комплексная теория мотивации Портера-Лоулера;
Слайд 5ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ ВРУМА
Теория ожиданий (Expectancy Theory) - говорит о том,
что наличие у человека потребности не является единственным условием для
возникновения у него мотивации к достижению данной цели (обусловленной потребностью). Важным условием является ожидание человеком того, что выбранный им тип поведения и предпринимаемые действия действительно приведут к получению желаемого.
Слайд 6Автор теории ожиданий – американский ученый Виктор Врум. Впервые изложил
свою теорию в книге «Труд и мотивация» (1964).
Слайд 7Врум, в своей теории ожиданий, выделяет три ключевых фактора влияющих
на мотивацию:
Ожидание того, что затраченные усилия приведут к желаемому результату
(цели);
Ожидание того, что достижение результата будет вознаграждено (то есть достижение результата – основной инструмент для получения вознаграждения);
Ожидание того, что вознаграждение будет ценным (валентным).
Слайд 8Мотивация по Вруму представляет собой произведение 3-х факторов; если хотя
бы один из факторов отсутствует (равен нулю), то и общее
произведение (мотивация) будет равно нулю
Слайд 9Чем сильнее каждый из этих трех факторов, тем выше мотивация
работника. Если хотя бы один из факторов будет отсутствовать, то
и мотивация будет нулевой.
Недостаток теории ожиданий В. Врума в том, что она не говорит о том, какое вознаграждение обладает большей валентностью: заработная плата, продвижение по службе, признание заслуг и т.д.
Слайд 10ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ АДАМСА
Еще одна довольно распространенная процессуальная теория мотивации, это
теория справедливости или теория равенства. Ее предложил в 1963 году
американский психолог Джон Стейси Адамс.
Слайд 11Теория справедливости Адамса (Equity Theory) – утверждает, что люди всегда
субъективно оценивают соотношение между полученным вознаграждением и затраченными на его
достижение усилиями, а также сравнивают его с соотношением других работников, выполняющих аналогичную работу.
То есть люди часто склонны считать, что они работают много, а получают мало, в то время как их коллеги работают меньше, а получают больше! Если человек так считает, то он чувствует несправедливость.
Слайд 12Джон Адамс выделил шесть возможных реакций работника на несправедливость:
Сокращение прикладываемых
усилий («Я не намерен вкалывать за такие гроши!»);
Попытка добиться
увеличения вознаграждения за свой труд («Босс, без меня Вы пропадете! Хочу прибавку к зарплате и личный кабинет с секретаршей!»;
Снижение самооценки («Мне платят так мало, потому что я неудачник…»);
Попытка повлиять на зарплату или нагрузку других работников («Всю работу выполняю я один! Пусть Вася тогда возьмет на себя дополнительные обязанности или не получает премию!»);
Выбор другого объекта для сравнения («Ну конечно Петр Васильевич получает больше меня, он ведь сын начальника. Зато я получаю больше дяди Коли»);
Попытка перейти в другой отдел, цех или организацию («Меня здесь не ценят, уйду к конкурентам!»).
Слайд 13Реакции работника на чувство несправедливости в теории Джона Адамса могут
быть различными: от снижения уровня прилагаемых усилий, до попытки перейти
на работу в другую фирму; и зависят от индивидуальных особенностей работника
Слайд 14КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА
Комплексная мотивационная теория, объединяющая в себе элементы,
как теории ожиданий, так и теории справедливости, является теория, предложенная
в 1968 году Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером. Не путать с теорией конкурентных преимуществ М. Портера!!
Слайд 15Теория Портера-Лоулера основана на утверждении, что на мотивацию человека влияет
целый ряд факторов, важнейшими из которых являются: затраченные усилия, полученный
результат, вознаграждение, его восприятие и степень удовлетворенности.
Слайд 16В модели Портера-Лоулера на мотивацию работника влияет не только ожидание
вознаграждения или чувство справедливости, но все эти факторы и иные
в совокупности.
Слайд 17Рассмотрим эти факторы модели Портера-Лоулера подробнее:
Затраченные усилия – уровень приложенных
работником усилий зависит от ожидаемого вознаграждения и уверенности в том,
что вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям.
Полученный результат – эффективность работы зависит не только от приложенных работником усилий, но и от его способностей, особенностей личности, осознания им своей роли в общем деле и т.д.
Вознаграждение и его восприятие – работник сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями и решает справедливое оно или несправедливое. Если вознаграждение воспринимается как справедливое, это повышает мотивацию работника и наоборот.
Степень удовлетворенности – как итог внешнего (премия, похвала) и внутреннего (чувство собственной значимости, самовыражение) вознаграждения и мерило его ценности.
Слайд 18Важный вывод из теории Портера-Лоулера – именно результативный эффективный труд
ведет к удовлетворению работника, а не наоборот.
Слайд 19Источники информации
Галяутдинов Р.Р. Процессуальные теории мотивации: краткий обзор // Сайт преподавателя
экономики. [2014]. URL: http://galyautdinov.ru/post/processualnye-teorii-motivacii