Слайд 1Процессы коммуникации, влияния и принятия решений
Слайд 2Процесс коммуникации
1.Понятие коммуникации
2.Процесс коммуникации
3.Коммуникационные сети.
4.Коммуникационные стили.
Слайд 3Коммуникация
это процесс обмена информацией между двумя и более людьми, группами
и организациями.
Вербальная коммуникация
Невербальная коммуникация
Слайд 5Модель коммуникационного процесса
Слайд 6Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном
процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Слайд 7Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает
строить коммуникационное взаимодействие с другими.
Слайд 8ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ
1.Понятие власти и влияния. Источники власти.Авторитет.
2. Лидерство.
Отношения управления менеджера и лидера
3. Стиль руководства
Чтобы вести людей за
собой, иди за ними.
Лао-Цзы
Слайд 9
ВЛАСТЬ - способность того или иного лица оказывать влияние на
поведение людей с целью подчинения их своей воле.
ВЛАСТЬ КАК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС:
1.власть — это потенциал ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
2.между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
3.тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Слайд 10Формы власти
власть, основанная на принуждении
власть, основанная на вознаграждении
экспертная власть
эталонная власть
законная
(традиционная) власть
Слайд 11ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ
ЛИЧНОСТНАЯ ОСНОВА
Источники власти:
Экспертная власть Власть примера Право на
власть Власть информации Потребность во власти
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА
Источники власти:
Принятие решения
Вознаграждение
Принуждение
Власть над ресурсами Власть связей
Взаимоотношения между источниками власти
Слайд 12ВЛИЯНИЕ — это поведение одного индивида, которое вносит изменение в
поведение другого.
ВЛИЯНИЕ
эмоциональные
рассудочные
Заражение
Подражание
Подкуп
Приказ
Угроза
Просьба
Внушение
Убеждение
Слайд 13АВТОРИТЕТ — заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего
руководства и коллег по работе.
ИСТОЧНИКА АВТОРИТЕТА
официальный
реальный
Слайд 14ЭФФЕКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО
Работа по схеме «лидер-последователи»
Гибкость управления на основе предвидения проблем
Объединение
интересов людей и организации
Формулирование перспективных и общезначимых целей
Доверие к лидеру
Доверие
к людям
Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.
формальный лидер
неформальный лидер
Слайд 15Условия эффективного лидерства
Наиболее эффективное сочетание
всех имеющихся
источников власти
в данной ситуации
Должностные
источники
власти
Поведение лидера
усилия
по влиянию
на других
Результат
•высшая удовлетворенность
•высшее качество
•высший уровень
выполнения работы
Личностные
источники
власти
Слайд 16Ключевые слова эффективного лидерства
Слайд 17ОТНОШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА И ЛИДЕРА
Слайд 18ПОДХОДЫ
Личностный подход
Поведенческий подход
Ситуационный подход
существует определенный набор личностных качеств руководителя, который
определяет эффективность руководства.
существует один наиболее эффективный стиль руководства, основанный на
определенном поведении руководителя
Определение влияния различных факторов на действия руководителя в зависимости от управленческой ситуации
Р.Стогдилл, К.Бэрд,Р.Манн и др.
Ф.Фидлер,В.Врум,Т.Митчел,П.Йеттон,П.Херси,К.Бланшард и др.
Д.Мак-Грегор,К.Левин,Р.Лайкерт,П.Блейк, Д.Мутон и др.
Слайд 19Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
Слайд 20Концепции лидерского поведения
1.три стиля руководства;
2.исследования Университета штата Огайо;
3.исследования Мичиганского университета;
4.системы
управления (Ликерт);
5.управленческая сетка (Блейк и Моутон);
6.концепция вознаграждения и наказания.
Слайд 21
Исследования Университета штата Огайо
Высокое
Высокое
Низкое
Низкое
Внимание отношениям в структуре
Внимание структуре отношений
Слайд 22Исследование Мичиганского университета
концентрация внимания лидера на работе
концентрация внимания лидера
на работниках
Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об
эффективном лидере:
1.имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
2.использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
3.устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.
Слайд 24Концепция вознаграждения и наказания
Четыре типа лидерского поведения в зависимости от
применения вознаграждения или наказания
…в связи с ситуацией
ИЗМЕНЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЯ…
...без связи с ситуацией
…наказание
ИЗМЕНЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ…
…вознаграждение
Слайд 25Концепции ситуационного лидерства
1.модель ситуационного лидерства Фидлера;
2.модель «путь — цель» Хауза
— Митчелла;
3..модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда;
4.ситуационная модель принятия
решения Врума — Йеттона
Слайд 26Модель ситуационного лидерства Фидлера
Слайд 28Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла
Слайд 29Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Слайд 31Ситуационная модель принятия решения Врума — Йеттона — Яго.
Слайд 33Форма выражения власти руководителя отражает его СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, проявляющийся в
устойчивых приемах и методах, используемых в процессе управления организацией.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Авторитарный
стиль
Демократический стиль
Либеральный стиль
Слайд 36В рамках этой классификации выделены следующие основные стили руководства:
1,1 —
нищета управления: занимая позицию стороннего наблюдателя, он не форсирует события,
не проявляет инициативы и не ждет этого от подчиненных, начинает проявлять активность только при возникновении угрозы собственному положению;
9,1 — власть руководителя: такой руководитель строг и требователен к подчиненным, принимает единоличные решения, болезненно относится к критике со стороны подчиненных;
1,9 — организация как «загородный клуб»: такой руководитель основное внимание уделяет поддержанию дружеских отношений между сотрудниками, пусть даже в ущерб потребностям производства, он внимателен к людям, приятен в общении, легко получают поддержку и одобрение подчиненных, но далеко не всегда находит понимание со стороны руководства;
5,5 — «золотая середина»: такой руководитель ориентируется либо на общепринятое мнение, либо на мнение руководства, поэтому проявляет только одобряемую инициативу, в работе с подчиненными легко сочетает похвалу и критику;
9,9 — работа командой: такой руководитель стремится заинтересовать сотрудников в достижении целей организации, поощряет их участие в ее делах, что обеспечивает хороший морально-психологический климат и высокую эффективность работы, сам он уверен в себе и всегда стремится к нововведениям.
Слайд 37Принятие решений
1.Содержание и виды управленческих решений
2.Основные требования, предъявляемые к решению
3.Рациональная
организация процесса принятия решения
4.Методы, используемые в процессе принятия решений
Менеджером можно
назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»
Слайд 38Управленческое решение - результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и
выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
ВЫРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ:
-выработку и постановку цели;
-изучение проблемы на основе объективной информации;
-возможность последствий;
-обсуждение со специалистами возможных вариантов;
-формулировку оптимального решения;
-выбор решения;
-конкретизацию решения для его исполнения.
Слайд 39Универсальный подход к принятию решений
Б. Рапопорта
1.Перед тем как принимать
решение, получите всю информацию, относящуюся к данному решению.
2.Если у вас
есть запас времени, не принимайте решение сразу, изучите все материалы дела и «проживите» с ними несколько дней, дайте решению «вызреть» в голове, думайте о проблеме постоянно, но не нервничайте.
3. Старайтесь быть логичным, принимая решение.
4. Не старайтесь выбирать такой вариант решения, когда все довольны, - это невозможно.
5. Пересмотрите все возможные варианты решений, относясь к каждому из них положительно, не выделяя ни одного из них.
6. Умейте разумно рисковать, но будьте осторожны.
7. Не бойтесь сделать ошибку.
Слайд 44Хороший опыт приобретается благодаря принятию правильных решений. Правильные решения принимаются
на основе правильных оценок, а правильные оценки делаются на основе
негативного опыта — так называемых ошибок.
Ицхак К. Адизес
Слайд 48ТРЕБОВАНИЯ
соответствие полномочиям
ответственность
целевая направленность
обоснованность
непротиворечивость
своевременность
эффективность
Слайд 49Последовательность этапов рационального принятия решений
Слайд 50Методы, используемые в процессе принятия решений
Парето-анализ - Cогласно закону Парето,
20 обстоятельств (причин) генерируют 80 последствий, и наоборот.
Эта зависимость
проявляется практически во всех сферах человеческой деятельности. Известно, что только 20 % продукции приносят 80 % прибыли, остальные 80 % продукции — только 20 % прибыли. Доказано, что примерно 80 % происшествий случаются с 20 % людей, примерно 80 % продаж обеспечивают 20 % сотрудников фирмы, около 20 % покупателей создают организации около 80 % безнадежных долгов и т.н.
Слайд 51Моделирование — это метод познания системных свойств объекта управления, не
требующий эксперимента над самим объектом
Целями моделирования являются:
1.выявление знаний о структуре
и законах функционирования объекта, изучение сложных связей между его элементами;
2.использование полученных знаний для прогнозирования поведения системы или процесса и принятия управленческих решений.
Слайд 52Метод аналогий
Опыт
Эвристическое рассуждение
Метод сценария решения проблемы
Системный анализ
Ассоциативное
мышление
Визуальное мышление
неформальные (эвристические)
Слайд 53Совещание
Дискуссия
Генерация идей («мозговой штурм», «мозговая атака»)
Метод Дельфы
Метод кольцевого
принятия решения
Метод 635
Групповые методы
Слайд 54«Мозговой штурм» , «мозговой атаки»
выработка решения путем свободной генерации идей
участниками процедуры.
Проблема
группа
идеи
фиксация
анализ
решение
Слайд 55Метод Дельфи
организация нескольких этапов анонимного анкетирования экспертов с поэтапной
обработкой результатов
Слайд 57На первом этапе проблема описывается в целом, далее разбивается (структурируется)
на частные компоненты, влияющие на общее решение.
Затем для каждого
компонента выдвигаются альтернативные решения и выбираются лучшие из них.
Данные описываются в виде матрицы «компоненты проблемы — варианты решения», анализируется приемлемость каждого из вариантов решений для определенного компонента проблемы и на этой основе выбирается решение проблемы.
Морфологический метод заключается в разложении рассматриваемой проблемы на структурные компоненты.
Слайд 58Метод дерева решений — это графическая схема того, к какому
результату в будущем приведет принятое решение.
Дерево решений по направлениям
Дерево
решений при оценке факторов замены оборудования
Слайд 59Метод причинно-следственной диаграммы, или диаграммы «рыбьи кости», является разновидностью метода
дерева решений. Его автор — Каори Ишикава
«Голова» диаграммы — это
сформулированная существующая проблема.
«Скелет» — причины, обусловившие проблему.
Причинно-следственная диаграмма качества продукции
Слайд 60Балансовый метод применяют, если при выборе решения из нескольких альтернатив
необходимо сопоставить выгоды и недостатки каждого варианта.
Слайд 61Ранжирование проблем или вариантов решений — наглядный и эффективный метод,
используемый в процессе принятия решений. Проблемы или варианты их решения
располагают в порядке значимости (по рангу), что позволяет выбрать наиболее существенные из проблем или самые эффективные из решений.
Диаграмма приоритетов как метод ранжирования проблем позволяет выявить приоритеты (ранги) на основе факторов важности и срочности.