Слайд 1Психические расстройства детского и подросткового возраста
Выполнил: Дуйсенов Ильяс
Слайд 2Особенности детского и подросткового периода
Важнейшую особенность детского и подросткового возраста
составляет непрерывный, но вместе с тем и неравномерный процесс развития
и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы.
Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом.
Слайд 3Особенности детского и подросткового периода
Психическое развитие происходит в результате непосредственного
контакта ребенка и подростка с окружающей средой. В связи с
этим, симптомы психических расстройств, возникающие при психических заболеваниях, представляют собой интегративное выражение нарушений биологического и психического (социального) созревания.
Слайд 4Психическое развитие
Психическое развитие протекает не равномерно, поступательно, а поэтапно и
скачкообразно.
Отдельные этапы разграничены временными рамками, когда происходят наиболее бурные,
качественные изменения в психике. Эти периоды получили название возрастных кризов.
Различают 1 (2-4 г), 2 (6-8 лет) детские возрастные кризы и подростковый (12-18 лет) криз.
В эти периоды в связи с нарушением физиологического и психологического равновесия часто возникают различные психопатологические симптомы, т.е. нарушения психического развития. Эти нарушения могут быть вызваны, как биологическими, так и средовыми факторами или их сочетаниями.
Слайд 5Психический дизонтогенез (нарушение психического развития):
проявляется в нарушении темпов, сроков развития
психики в целом и отдельных функциональных систем.
Слайд 6Психический дизонтогенез (нарушение психического развития):
Клиническим выражением тотальной психической ретардации является
общее психическое недоразвитие (олигофрения). Парциальная ретардация- незрелость отдельных психических процессов
- речи, внимания, школьных навыков, сюда же относятся проявления инфантилизма и невропатии.
Слайд 7Психический дизонтогенез (нарушение психического развития):
Второй тип дизонтогенза психики - асинхрония
- диспропорциональное, искаженное развитие психики. Характеризуется выраженным опережением развития одних
психических функций и запаздывание других.
Искаженное развитие проявляется в симптоме детского аутизма и гебоидном синдроме в подростковом возрасте.
Случаи, при которых одна или несколько функциональных систем, развиваются значительно обгоняя типичную для них хронологию, обозначаются термином акселерация.
Слайд 8уровни патологического нервно-психического реагирования
Соматовегетативный уровень реагирования (0-3г) ему свойственны
различные варианты невропатического синдрома, психические заболевания проявляются нарушениями со стороны
внутренних органов, преимущественно желудочно-кишечного тракта, нарушением сна, вегетативными расстройствами.
Слайд 9уровни патологического нервно-психического реагирования
Психомоторный уровень реагирования (4-7 лет), к
нему относятся синдром гиперактивности, неврозоподобные двигательные расстройства (тики, заикание, мутизм).
Выделение данного уровня для детей дошкольного и школьного возраста объясняется тем, что с 6 до 12 лет происходит дифференциация функций двигательного анализатора и к 7 годам ядро корковой части двигательного анализатора приобретает структуру сходную с архитектоникой у взрослых.
Слайд 10уровни патологического нервно-психического реагирования
Аффективный уровень патологического реагирования (5-10 лет),
для него характерны симптомы страхов, уходов и бродяжничества, повышенной аффективной
возбудимости.
Появление этих расстройств связано с началом формирования самооценки и самосознания.
Слайд 11уровни патологического нервно-психического реагирования
Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (11-17 лет). Психические
расстройства возникают на основе сверхценных образов, к которым склонны подростки.
Это суицидальные реакции, ипохондро-дисморфофобические расстройства, синдромы сверх ценных интересов и увлечений и философской интоксикации.
Слайд 12В детской психиатрии есть ряд особенностей, отличающих ее от психиатрии
взрослого возраста.
Значение возраста ребенка. То, что в 3х летнем
возрасте считается вариантом нормы (ночное недержание мочи), является патологией в 7 лет.
Ребенок чаще всего неспособен выразить свои переживания, ощущения, настроение в словесной форме. Поэтому данные о психическом состоянии базируются в основном на сведениях, получаемых от родителей, родственников, учителей или на результатах наблюдения за ребенком.
В лечении детей гораздо меньшее место занимает лекарственная терапия. Упор делается на то, чтобы изменить отношение родителей, успокоить ребенка, помочь ему восстановить необходимые знания и умения.
Слайд 13Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста.
Умственная отсталость.
Общие расстройства
развития (психозы детского возраста)
Специфические расстройства развития (расстройства развития речи, расстройства
чтения, счета, других школьных навыков). Расстройства развития двигательных функций.
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (гиперкинетические расстройства, расстройства поведения, тревожные расстройства, фобические расстройства, тикозные расстройства, неорганический энурез, заикание).
Слайд 14Этиология
Значение имеет наследственность, соматические заболевания (психические нарушения были выявлены у
12% физически больных детей).
Особое значение имеет мозговые расстройства –
распространенность психических нарушений достигает 34%.
Минимальная мозговая дисфункция частая причина психических расстройств. При этом не наблюдается структурных нарушений в головном мозге, присутствуют гиперактивность, расстройства внимания, поведения, снижение способности к усвоению новых знаний. Причиной ММД являются патология беременности и родов ( преждевременные роды, асфиксия при рождении).
Слайд 15Этиология
Факторы окружающей среды.
Семья. Неблагоприятные взаимоотношения в семье, утрата родителей,
длительная разлука, дисгармоничное воспитание, наличие определенных заболеваний или расстройств личности
у одного из родителей.
Социальные и культуральные факторы.
Слайд 16Обзор основных синдромов
Эмоциональные расстройства:
Тревожное расстройство в связи с разлукой.
Фобические расстройства.
Соматизированные расстройства.
Обсессивно-компульсивные расстройства
Слайд 17Обзор основных синдромов
Поведенческие расстройства.
Гиперкинетическое расстройство.
Расстройства речи и языка. (заикание)
Функциональный
энурез.
Тикозные расстройства.
Слайд 18Специфические (изолирование) нарушения развития
Расстройство навыков чтения (дизлексия).
Специфическое расстройство навыков
счета.
Специфическое двигательное расстройство.
Слайд 19Особенности психозов в детском возрасте.
Шизофрения с дебютом в детском
возрасте отличается более злокачественным течением и преобладанием негативной симптоматики.
Ранние
дебюты чаще наблюдаются у мальчиков. Бредовые идеи и галлюцинации бывают редко.
Преобладают расстройства двигательной сферы и поведения: кататоническая и гебефренная симптоматика, расторможенность влечений, или, наоборот пассивность и равнодушие.
Нередко дети подбирают для игр неподходящие предметы (провода, ложки, обувь), пренебрегают игрушками. Изредка отмечаются формы заболевания, при которых предшествующее манифестации шизофрении психическое развитие происходит ускоренными темпами: дети рано начинают говорить, читать интересуются книгами, не соответствующими их возрасту.
В пубертатном возрасте часто в дебюте шизофрении наблюдается дисморфоманический синдром и деперсонализация.
Слайд 20 Аффективные психозы.
в раннем детском возрасте не возникает.
Аффективные приступы
появляются впервые в возрасте 12-14 лет. Дети редко жалуются на
чувство тоски. Чаще наблюдаются соматовегетативные расстройства, нарушения сна, аппетита, запоры. Дети становятся вялыми, медлительными, отказываются от игр.
Маниакальные состояния более заметны для окружающих. Проявляются активностью, непоседливостью, непослушностью.