Разделы презентаций


психодиагностика

Содержание

Психодиагностика?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Психодиагностика?

Психодиагностика?

Слайд 3Области применения?

Управление персоналом
Профориентация
Оптимизация обучения и воспитания
Прогнозирования соц.поведения
Судебно-психологических экспертиз
Консультативной помощи
Клинической помощи

Области применения?Управление персоналомПрофориентацияОптимизация обучения и воспитанияПрогнозирования соц.поведенияСудебно-психологических экспертизКонсультативной помощиКлинической помощи

Слайд 4Современное состояние?
Бесконтрольное распространение тестов
Нарушение этических норм
Математические расчеты, оценка качества


Современное состояние?Бесконтрольное распространение тестовНарушение этических нормМатематические расчеты, оценка качества

Слайд 6История становления
психодиагностики

История становленияпсиходиагностики

Слайд 7

Психологическая диагностика

Источник- экспериментальная психология



1879 г.,  В. Вундт основал
в Германии

первую лабораторию экспериментальной психологии. 

Психологическая диагностика Источник- экспериментальная психология 1879 г.,  В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. 

Слайд 8 Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения

Г. Эббингауз (1850-1909) изучал законы памяти

Ф.Гальтон создал

тест – инструмент для измерения индивидуальных различий.


 Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтенияГ. Эббингауз (1850-1909) изучал законы памятиФ.Гальтон создал тест – инструмент для измерения индивидуальных различий.

Слайд 9Развитие психодиагностики в России
М.Я. Басова,
П.П. Блонского,
В.М.Когана,
М.Ю.

Сыркина,
А.М.Шуберта,
А.А. Люблинской,
Л.С. Выготского

Развитие психодиагностики в России М.Я. Басова, П.П. Блонского, В.М.Когана, М.Ю. Сыркина, А.М.Шуберта, А.А. Люблинской, Л.С. Выготского

Слайд 10 Термины «диагноз» и «диагностика» пришли в психологию из медицины.
Термин «психодиагностика»

официально ввел в 1921г. Герман Роршах, «обследование с помощью диагностического

теста».

Л.Ф. Бурлачук дает следующее определение:
Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Термины «диагноз» и «диагностика» пришли в психологию из медицины.	Термин «психодиагностика» официально ввел в 1921г. Герман Роршах, «обследование

Слайд 11 Цель психодиагностики – сбор информации об особенностях человеческой психики, обработка

и систематизация (классификация) полученных данных, выработка психологических рекомендаций и т.п.

Задачи:

анализ, диагноз, прогноз. (Г.С. Абрамова);
− измерение различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях (Н.И. Шевандрин)
− контроль динамики психического развития личности, коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития, выработка рекомендаций (И.В.Дубровина)
Цель психодиагностики – сбор информации об особенностях человеческой психики, обработка и систематизация (классификация) полученных данных, выработка психологических

Слайд 12Требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации психодиагноста :

− обязательное

базовое психологическое образование;
− знание теоретических подходов, методологических принципов диагностики; категорий

нормы;
− знание самих методик, условий их правильного применения, обработки и интерпретации; знание правил организации и проведения психодиагностического обследования;
− знание этапов психодиагностического обследования, основных диагнозов, прогнозов и рекомендаций к ним;
− знание основ и принципов психологической коррекции, консультирования;
− коммуникативная компетентность (создания благоприятной обстановки обследования);
− знание психометрических основ диагностики и методов качественной и математической обработки данных в психологии;
− знание профессионально-этических принципов психодиагностики и границ своей компетентности и ответственности;
− периодическое повышение квалификации (посещение курсов, семинаров, тренингов);
Требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации психодиагноста :− обязательное базовое психологическое образование;− знание теоретических подходов, методологических

Слайд 13Личностных качества:

− высокий уровень интеллекта;
− критичность, оперативность и гибкость мышления;

способность к рефлексии, стремление к самопознанию и саморазвитию;
− свободное владение

речью, грамотность, логичность и аргументированность высказываний;
− развитая интуиция;
− умение слушать и располагать к себе людей;
− общительность;
− эмпатийность, чуткость;
− лабильность, умение учитывать конкретные обстоятельства;
− терпимость к чужим оценкам и мнениям
наблюдательность;
− доброжелательность, уравновешенность;
− высокая общая культура, информированность, обширные фоновые знания во многих областях (не только в психологии);
− оптимизм;
− презентабельный внешний вид.
Личностных качества:− высокий уровень интеллекта;− критичность, оперативность и гибкость мышления;− способность к рефлексии, стремление к самопознанию и

Слайд 14Принципы и Правила:

− принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы

должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни результаты не

наносили ущерба его здоровью или социальному положению;

− принцип беспристрастности. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим и социальным положением;

− принцип конфиденциальности. Материал, полученный в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

− принцип осведомленного согласия.
Принципы и Правила:− принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы должна быть такой, чтобы ни ее процесс,

Слайд 15Требования к разным категориям лиц в соответствии с международными
профессионально-этическими стандартами

Требования к разным категориям лиц в соответствии с международнымипрофессионально-этическими стандартами

Слайд 16Требования к специалистам

1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать

специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры,

экономисты и пр.
2. Специалисты имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости).
Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться .
3. Пользователь должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач.

Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.


Требования к специалистам1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя,

Слайд 17Базовых понятия психометрии

Базовых понятия психометрии

Слайд 18Репрезентативность
(от фр. representatif – показательный, представительный) – свойство выборочной

совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.


Возраст

Репрезентативность (от фр. representatif – показательный, представительный) – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Возраст

Слайд 19Достоверность- характеризует устойчивость измерительной процедуры к возможной фальсификации и линейной

зависимости сопутствующих переменных (случайных обстоятельств, факторов)



Шкалы лжи и шкал

коррекции.
Достоверность- характеризует устойчивость измерительной процедуры к возможной фальсификации и линейной зависимости сопутствующих переменных (случайных обстоятельств, факторов) Шкалы

Слайд 20Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также

устойчивость результатов
теста к действию посторонних случайных факторов получаемых при первичном

и вторичном его применении.
Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатовтеста к действию посторонних случайных факторов

Слайд 21Валидность (от англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) –

комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений

и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним
Валидность (от англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об

Слайд 22Стандартизация (от англ. standard – типовой, нормальный) – унификация, регламентация,

приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.

Стандартизация (от англ. standard – типовой, нормальный) – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок

Слайд 23Тестовые нормы – количественные и (или) качественные критерии.

Примеры

Тестовые нормы – количественные и (или) качественные критерии.Примеры

Слайд 24Для исследования интеллекта:
«Прогрессивные матрицы Равена»
(цветные и черно-белые, в зависимости
от возраста

испытуемого), «Культурно-независимый тест Дж. Кеттелла» GFT (оценка невербального интеллекта); «Тест

интеллекта Д. Векслера» (WISC, WAIS, в зависимости от возраста испытуемого), ШТУР, ГИТ и др.;
Для исследования интеллекта:«Прогрессивные матрицы Равена»(цветные и черно-белые, в зависимостиот возраста испытуемого), «Культурно-независимый тест Дж. Кеттелла» GFT (оценка

Слайд 25Для исследования памяти:
«Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия,
пробы на запоминание

предметов, картинок, геометрических фигур, несмысловых звукосочетаний, «Телевизор», «Пиктограмма» А.Р. Лурия,

«Шкала памяти Д. Векслера», «Тест зрительной и слуховой памяти Р. Мейли», «Опосредованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву и др.;
Для исследования памяти: «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия, пробы на запоминание предметов, картинок, геометрических фигур, несмысловых звукосочетаний, «Телевизор»,

Слайд 26Для исследования внимания:

«Корректурная проба» (тест Бурдона, «Найди и вычеркни»),

«Таблицы Шульте», «Таблицы Горбова-Шульте», «Методика изучения уровня внимания» (П.Я. Гальперин,

С.Л. Кабылицкая), «Тест переплетенных линий А. Рея» («Перепутанные линии» Рисса)
Для исследования внимания: «Корректурная проба» (тест Бурдона, «Найди и вычеркни»), «Таблицы Шульте», «Таблицы Горбова-Шульте», «Методика изучения уровня

Слайд 27Для исследования мышления:

«Методика изучения словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене»,
«Пиктограмма» А.Р.

Лурия,
пробы на обобщение понятий, исключение лишнего, сложные аналогии, выделение

существенных признаков, нахождение недостающих деталей,
нахождение закономерности чисел, рассуждение, складывание фигур, установление последовательности картинок, определение понятий и др
Для исследования мышления: «Методика изучения словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене»,«Пиктограмма» А.Р. Лурия, пробы на обобщение понятий, исключение лишнего,

Слайд 28Опросники личности:
«Личностный опросник темперамента Я. Стреляу», «Личностный опросник PEN

Г. Айзенка», «Характерологический опросник К. Леонгарда», «Патохарактерологический диагностический опросник для

подростков Е.А. Личко»,
Опросник MMPI (или «Мини-мульт»),
«Опросник LSI Плутчика – Келлермана – Конте в адаптации Е.Б. Клубовой»,
«Личностный опросник 16PF Р. Кеттелла», «Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан», «Ценностные ориентации» М. Рокича
Опросники личности: «Личностный опросник темперамента Я. Стреляу», «Личностный опросник PEN Г. Айзенка», «Характерологический опросник К. Леонгарда», «Патохарактерологический

Слайд 29Опросники диагностики эмоциональной сферы:

«САН», «Методика диагностики показателей и форм агрессивного

поведения А. Басса − А. Дарки»,
«Методика оценки агрессивности в

отношениях А. Ассингера»,
«Методика самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина»,
«Тест школьной тревожности Филлипса»,
«Прогноз», «УНП», «Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова»
Опросники диагностики эмоциональной сферы:«САН», «Методика диагностики показателей и форм агрессивного поведения А. Басса − А. Дарки», «Методика

Слайд 30Опросники диагностики социальной адаптации, поведения, коммуникативных особенностей и межличностных отношений:


«Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в

адаптации Т.В. Снегиревой»,
«КОС» (Б.А. Федоршин), «СОП» (А.Н. Орел);
«ДАП-П», «Способы преодоления критических ситуаций» Е. Хейма, «Методика для оценки стратегий и моделей преодолевающего поведения» (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.), «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Дж.Амирхан),
«Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой)
Опросники диагностики социальной адаптации, поведения, коммуникативных особенностей и межличностных отношений: «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и

Слайд 31Опросники диагностики мотивации:
«Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан в модификации

М.Ш.Магомед-Эминова),
«Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерс),


«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан), «Методика диагностики направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая),
«Методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности» (по Д. Макклелланду),
«Методика диагностики мотивов аффилиации» (А. Мехрабиан)
Опросники диагностики мотивации: «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан в модификации М.Ш.Магомед-Эминова), «Методика диагностики личности на мотивацию к

Слайд 32Проективные методики:
«Рисунок человека под дождем»,
«Рисунок человека»,
«ДДЧ»,
«Рисунок

несуществующего животного», «Рисунок семьи»,
«Тест руки» (Handtest),
«Цветовой тест Люшера», «Я

и мой окружающий мир»,
«Пейзаж, который нравится»
Проективные методики: «Рисунок человека под дождем», «Рисунок человека», «ДДЧ», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Тест руки» (Handtest),«Цветовой

Слайд 33Основные этапы

Сбор данных;
Переработка и интерпретация результатов;
Психологический диагноз и

прогноз;
Рекомендации.

Основные этапыСбор данных; Переработка и интерпретация результатов; Психологический диагноз и прогноз;Рекомендации.

Слайд 34Психологический прогноз- предсказание дальнейшему.


Психологический диагноз- конечный результат, описание и выяснение

сущности особенностей, рекомендации.

Психологический прогноз- предсказание дальнейшему.Психологический диагноз- конечный результат, описание и выяснение сущности особенностей, рекомендации.

Слайд 35Согласие
Добровольное участие
Физический и психологический комфорт
Эмпатичное отношение
Положительный мотив

СогласиеДобровольное участиеФизический и психологический комфортЭмпатичное отношениеПоложительный мотив

Слайд 36Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

I. Общая часть заключения
1.

Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц,

которые сопровождали ребенка на консультацию.
3. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным.
4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
5. Сформированность регуляторных функций.
6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

II. Специальная часть заключения
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:I. Общая часть заключения1. Основные паспортные данные ребенка.2. Основные жалобы родителей,

Слайд 37Этапы психодиагностическом исследования


Подготовительный этап
Предполагает тщательную подготовку к проведению

исследования.
– постановка цели исследования;
– выдвижение психодиагностической гипотезы;
– постановка конкретных задач;

определение объекта исследования;
– создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики;
Этапы психодиагностическом исследования Подготовительный этап Предполагает тщательную подготовку к проведению исследования.– постановка цели исследования;– выдвижение психодиагностической гипотезы;–

Слайд 38Основной этап

Ориентирован на непосредственное проведение психодиагностического исследования.
Завершается основной

этап первичным обобщением психологической информации. Одной из возможных форм такого

обобщения может быть составление таблиц или карт индивидуального и группового обследования, в которых систематизируются использованные методики, диагностируемые показатели, группируются обследуемые и т.п.
Составление таблиц по обследованию группы включает в себя также и первичную статистическую обработку: вычисление среднегрупповых значений и стандартных отклонений.
Основной этап 	Ориентирован на непосредственное проведение психодиагностического исследования. 	Завершается основной этап первичным обобщением психологической информации. Одной из

Слайд 39Заключительный этап
Включает в себя интерпретацию полученного материала, сопоставление результатов

с выдвинутой в начале исследования гипотезой.
По завершении последнего этапа

диагност составляет заключение и рекомендации по результатам проведенного исследования.
Заключительный этап 	Включает в себя интерпретацию полученного материала, сопоставление результатов с выдвинутой в начале исследования гипотезой.	 По

Слайд 40 Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее

опытной
проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории.
Признаки правильной,

научно состоятельной гипотезы:
– гипотеза должна быть адекватна проблеме, правдоподобна;
– формулировка гипотезы должна быть максимально
точной и сравнительно простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;
– гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т. е. доказуемой экспериментальным путем;
– гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытнойпроверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса

Слайд 411 Психические процессы (когнитивная сфера)

2 Психические состояния (эмоции)

3 Личность (ценности,

интересы, направленность)

4 Общение ( коммуникативной деятельности: взаимодействия со взрослыми, со

сверстниками)
1 Психические процессы (когнитивная сфера)2 Психические состояния (эмоции)3 Личность (ценности, интересы, направленность)4 Общение ( коммуникативной деятельности: взаимодействия

Слайд 42Наиболее известные авторы
А. Анастази,
Л.Ф. Бурлачук,
А.А. Бодалев и

В.В. Столин,
К.М. Гуревич,
Н.И. Шевандрин,
А.Г. Шмелев,
Е.С. Романова

Наиболее известные авторы А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, А.А. Бодалев и В.В. Столин,К.М. Гуревич, Н.И. Шевандрин, А.Г. Шмелев,

Слайд 43Виды диагностических материалов
и
организация диагностического процесса

Виды диагностических материалов и организация диагностического процесса

Слайд 44К.М. Гуревич рассматривает две группы диагностических средств:

методики высокого уровня

формализации
и
методики малоформализованные.

К.М. Гуревич рассматривает две группы диагностических средств: методики высокого уровня формализации иметодики малоформализованные.

Слайд 45 К первой группе он относит тесты, опросники, проективные методики и

психофизиологические методики.

Для методик этой группы характерна:
· жесткая регламентация процедуры обследования

(точное соблюдение инструкции, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и т.п.;
· стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов, например, уровневые критерии и т.п.);
· надежность и валидность.

Такие диагностические средства дают возможность, в первую очередь, получить диагностическую информацию в виде, который дает возможность количественно и качественно (в случае уровневых критериев оценки) сравнивать индивида (группу людей) с другими группами людей по различным выделяемым параметрам.
К первой группе он относит тесты, опросники, проективные методики и психофизиологические методики.		Для методик этой группы характерна:· жесткая

Слайд 46Малоформализованные методики: наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности.

В свою очередь для

них характерно:
Отсутствие каких-либо количественных норм оценки, то есть невозможность применить

в полном объеме стандартизацию, статистическую норму;
Чрезвычайная изменчивость (изменчивость настроения испытуемых, мотивации в различных ситуациях, изменчивость состояния в целом). Низкая возможность объективизации измерения;
Необходимость достаточного профессионального опыта, психологической интуиции исследователя.

В то же время такие методики могут дать ценные сведения о психических состояниях и процессах, которые плохо поддаются стандартизации, но имеют важное значение при исследовании детей.
Малоформализованные методики: наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности.В свою очередь для них характерно:Отсутствие каких-либо количественных норм оценки, то

Слайд 47

(Бурлачук, 2002) два типа методик:

тесты интеллекта
и
методики для

диагностики
собственно личностных особенностей.

(Бурлачук, 2002) два типа методик: тесты интеллекта и методики для диагностикисобственно личностных особенностей.

Слайд 48

Тесты интеллекта:
тесты общих способностей (диагностика уровня интеллектуального развития),
тесты специальных способностей

(измерение уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций),
тесты достижений

(выявление степени овладения определенными знаниями, умениями, навыками).

Личностные методики:
тесты действия (целевые личностные тесты)
ситуационные тесты (в которых испытуемый помещается в какую-либо жизненную ситуацию)
Тесты интеллекта:тесты общих способностей (диагностика уровня интеллектуального развития),тесты специальных способностей (измерение уровня развития отдельных сторон интеллекта и

Слайд 49Диагностическая процедура-
· Форме проведения обследования: индивидуальная или групповая
диагностика;
· Виду диагностического

процесса: скрининговая психологическая
диагностика или углубленная;
· Этапности процедуры обследования: первичная ,

промежуточная, итоговая оценка
· По пролонгированности оценки: мониторинговая оценка и срезовая (единичная);
· По характеру оценки. В данном случае можно говорить об
экспертной оценке (дифференциально-уровневой) и дифференциально-типологической.
Диагностическая процедура-· Форме проведения обследования: индивидуальная или групповаядиагностика;· Виду диагностического процесса: скрининговая психологическаядиагностика или углубленная;· Этапности процедуры

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика