Слайд 1Психофизиологическая и социально-психологическая составляющие компенсации дефекта
Слайд 2Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций,
сложный, многообразный процесс приспособляемости организма при врожденных или приобретенных нарушениях
развития или его отставания.
Слайд 3Психофизиологическая составляющая
Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней
и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние
изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде.
Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.
Слайд 4В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются неравномерно — вначале адаптационные
процессы обгоняют компенсаторные, затем последние догоняют адаптационные, уравниваются с ними;
по мере старения сначала ослабевают адаптационные, а за ними и компенсаторные.
Чем сложнее живая система, тем больше ее эффективность, как и вероятность внутренних «сбоев» в ее работе.
Сущность процессов компенсации
— в поддержании определенного уровня надежности системы и ее компонентов.
В результате первичного нарушения в организме возникают различного рода перестройки и замещения функций на основе мобилизации резервных возможностей ЦНС.
У человека процессы компенсации заключаются в формировании способов действий и усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.
Слайд 5Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Выготский пришел к выводу о
двустороннем характере последствий дефекта:
с одной стороны, происходит недоразвитие функций,
непосредственно связанных с органическим дефектом;
с другой — возникают компенсаторные механизмы.
Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов, а в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.
Слайд 6Компенсация может осуществляться во внутрисистемной и межсистемной форме
При внутрисистемной компенсации используются сохранные
нервные элементы пострадавшей функции. При этом значительную роль играет коррекция
первичного дефекта, например, развитие остаточного зрения, слуха.
Использование механизмов внутрисистемной компенсации наблюдается у дальтоников: при нарушениях цветоразличения развиваются различные способы косвенного визуального наблюдения.
Тенденция использовать — даже при значительных поражениях органов — функции поврежденной системы, сохранять сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе динамические системы связей проявляет инертность нервной системы.
Слайд 7Однако при значительных повреждениях органов чрезмерное использование их функций может
привести к декомпенсации, к возникновению вторичных нарушений, задержке формирования компенсаторных
процессов.
Так, частично видящие всегда стремятся пользоваться даже самыми незначительными остатками зрения при чтении, письме, передвижении в пространстве. Однако не всегда этот способ является рациональным в силу фрагментарности восприятия, более медленной скорости переработки зрительной информации.
Поэтому детей, у которых зрительные функции не являются надежным средством в выполнении названных функций, учат пользоваться двойной сигнализацией — осязанием, слуховой ориентировкой и др.
Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме невключаемых в функциональную систему.
Слайд 8Л. Пожар предложил различать в связи с этим первичную и
вторичную компенсацию.
Первичная протекает в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры
проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например, очки, слуховые аппараты и др.
Значительно сложнее вторичная компенсация, предполагающая формирование и развитие высших психических функций, и прежде всего психической регуляции поведения. Здесь нельзя говорить о каком-то автоматическом механизме, каждый раз начинающем действовать при возникновении дефекта. Так, если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде, это не означает, что слух у него лучше, чем у зрячего, и он может благодаря этому компенсировать последствия слепоты.
Слайд 9Психологическая компенсация
— это процесс, направленный на достижение или восстановление чувства
внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в
тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой.
Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности — «преодоление». Здесь компенсация — поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний со своими способностями.
Слайд 10На каждом этапе компенсации Л.И. Солнцева выделяет структурные образования, позволяющие
компенсировать дефекты зрения:
на первом этапе:
— комплексные двигательно-кинестетические восприятия, осязание,
слух, образование глобальных межфункциональных и внутрифункциональных связей в процессе общения и предметной деятельности;
на втором этапе:
— речь, включение которой в общение и предметную деятельность позволяет корригировать отставание в моторном развитии незрячего ребенка, возникшее из-за отсутствия зрительного контроля за действиями рук; подражание взрослым в воспроизведении речевого материала и музыкального ритма позволяет использовать и подражание в мануальной деятельности, используя кинестетический контроль;
Слайд 11На каждом этапе компенсации Л.И. Солнцева выделяет структурные образования, позволяющие
компенсировать дефекты зрения:
на третьем этапе:
— развиваются и появляются
образы и представления, укрепляются их связи с предметным миром, появляется возможность представлять
предметы в их отсутствие, что создает предпосылки для возникновения творческой игры;
четвертый этап:
— характеризуется активным включением речи, памяти, мышления как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение незрячим ребенком внешнего мира.
Слайд 12Компенсация и коррекция
Компенсация не является стабильным состоянием, она очень уязвима
к различным патогенным факторам.
Теория компенсации развивалась
в тесной взаимосвязи с с развитием специального обучения, и уже в ЗО-е гг. XX в. Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:
- включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;
- применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе со вторичными отклонениями;
- включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в
общество;
- уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой — внешними социальными условиями.
Слайд 13Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с
конца XIX в., но первоначально относился лишь к детям с
нарушением интеллекта.
Коррекция отклоняющегося развития
— это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.
Слайд 14В коррекционном воздействии выделяют два направления:
исправление отдельных дефектов и их
последствий;
целостное влияние на личность ребенка.
В целом
коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой.
Слайд 15Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях,
поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а
охватывают весь учебно-воспитательный процесс.
Как уже отмечалось, коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными, и приспособление происходит прежде всего за счет интенсивного использования сохранных анализаторов. Так, при нарушениях слуха ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы, опирается на тактильно-вибрационную и температурную чувствительность.
Слайд 16Коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем и ближе к первопричине.
Так,
у глухих детей нарушения произношения наиболее тесно связаны с их
дефектом Произношение развивается и совершенствуется при обязательном участии слухового контроля над собственной речью в условиях ее сравнения с речью окружающих.
Таким образом, достичь совершенно нормальной внятности речи без слуха невозможно. Но накапливать словарный запас, овладевать грамматическим строем речи можно и не имея слуха, через овладение письмом, а также зрительное восприятие устной речи. Однако положительных результатов в овладении произношения достичь невозможно.
Слайд 17
В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной
направленности обучения, то есть специальных методов работы с аномальными детьми
позволяют развить их познавательные возможности.
Так, в процессе обучения слепых добиваются повышения осязательного и слухового восприятия, в той или иной степени замещающих зрение.
Слайд 18Специальные технические средства, применяемые при обучении отдельных групп детей, также
ведут к расширению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. Коррекция
достигается в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях — логопедических, лечебной гимнастики и др.
Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации.
Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.
Слайд 19К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:
— ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;
— правильно
организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе
применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;
— использование принципа соединения обучения с трудом;
— хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;
— правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;
— чередование методов обучения учащихся;
— использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.
Слайд 20Общие и специфические закономерности развития
Базовые понятия:
критический или сензитивный период (возраст)
– избирательная чувствительность; наибольшая восприимчивость к обучению.
Гетерохронность развития – разновременность
формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим (при нормальном развитии).
Асинхрония развития - нарушение гетерохронности (при аномальном развитии).
Слайд 21Основные проявления асинхронии:
1 - ретардация – незавершенность отдельных периодов развития
(при НИ и ЗПР);
2 - акселерация – патология развития отдельных
функций (N: чрезвычайно раннее развитие речи при раннем детском аутизме (РДА);
3 - сочетание ретардации и акселерации (сочетание раннего речевого развития с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сфер, при РДА).
Выготский считал, что развитие аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитие детей нормальных.
Слайд 22
Общие закономерности:
Психическое развитие имеет поэтапный, последовательный характер;
каждый этап развития
завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств;
психические
свойства развиваются на основе формирования новых качеств;
неравномерность и иерархичность психического развития;
пластичность нервной системы и основанная на этом, способность к компенсации.
Слайд 23Чем младше ребенок, тем большими резервами пластичности и компенсаторными возможностями
обладает его нервная система, следовательно, в процессе психического развития ребенка
сочетаются процессы эволюции и инволюции – то, что развивается, на предыдущем этапе отмирает или преобразуется.
Слайд 24Закономерности аномального развития:
Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию
информации (возможно на протяжении длительного времени или в определенный период
онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет).
Трудности словесного опосредствования. Например, дети с нарушением интеллекта в начальных классах не умеют пользоваться приемами опосредствованного, осмысленного запоминания и с трудом запоминают логически связанный материал.
Замедление процесса формирования понятий. (N: дети с нарушением интеллекта дошкольного возраста не могут осуществить группировку по форме, цвету геометрических фигур, что указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям), так же обстоит дело и с классификацией предметов.
Слайд 25Факторы развития аномального ребенка
Степень и качество первичного дефекта существенно влияет
на развитие ребенка. Известны тотальные и парциальные дефекты при сенсорных
нарушениях, которые отличают глухих от слабослышащих, слепых от слабовидящих. Между ними имеется ряд переходных состояний – остатки слуха у глухих, остатки зрения у слепых, разная степень снижения слуха при тугоухости, снижения зрения при слабовидении. Подобное наблюдается при любом виде аномалий. Чем тяжелее и глубже первичный дефект, тем больше могут нарушится зависящие от него функции и психическое развитие в целом, тем больше требуется усилий для его коррекции.
Срок возникновения первичного дефекта. Чем позже он возникает, тем меньше выражен дефицит психического развития. (Например, меньше нарушено психическое развитие у ребенка, потерявшего зрение в подростковом возрасте, чем у слепорожденного.
Наличие и ранний срок применения по отношению к аномальному ребенку воспитывающих и обучающих воздействий. При отсутствии специального обучения или его позднем начале тормозится психическое развитие аномального ребенка, усиливаются вторичные дефекты, углубляется отставание от сверстников, потенциальные компенсаторные способности могут остаться нереализованными. Положительная динамика развития аномальных детей зависит также от адекватных условий воспитания в семье.
Слайд 26Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое часто оказывается малоэффективным.
Вторичные же дефекты в значительной степени поддаются педагогическому воздействию, коррекции.
Выготский Л.С.: «Чем дальше вторичный дефект отстоит от первичного, тем больше он поддается воспитательному воздействию».
Труднее корригировать низшие процессы, непосредственно связанные с дефектом, чем ВПФ (высшие психические функции), которые связаны с первичным дефектом лишь опосредованно (например, труднее корректировать недостатки произношения глухих детей, нуждающегося в акустическом контроле, чем их словарный запас, грамматический и семантический строй речи).
Слайд 27Общие и специфические закономерности психического развития
К таким закономерностям прежде всего
относят:
- последовательность, поэтапность стадий развития психики;
- наличие сенситивных периодов в
развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов;
- роль деятельности в психическом развитии;
- роль речи в формировании высших психических функций;
- ведущая роль обучения в психическом развитии.
Слайд 28Понятие «зона ближайшего развития» в специальной психологии
В основу концепции о
соотношении обучения и умственного развития ребенка легко положение о зонах
актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.
Слайд 29Уровни психического (умственного) развития
Зона актуального развития (ЗАР)
характеризуется тем, какие задания
ребенок может выполнить самостоятельноАУА
Зона ближайшего развития (ЗБР)
характеризуется тем, что ребенок
не может выполнить самостоятельно, но справляется с небольшой помощью.
ЗБР
ЗАР
обучаемость
воспитуемость
развиваемость
развитость
воспитанность
обученность
Слайд 30 Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к
возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения ЗАР ребенка
и его зоны ближайшего развития.
Обучение, создавая ЗБР, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Слайд 31Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе
созревания. ЗБР связана с возникновением и развитием ВПФ, соотношением обучения
и умственного развития.
ЗБР – следствие становления ВПФ, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
«Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития».
Слайд 32Под закономерностью понимают
- объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между
явлениями.
Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений,
и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.
Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей.
Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
Слайд 33Закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:
1. Темп психического
развития отличается неравномерностью и гетерохронностью, в разные периоды происходит ускорение
или замедление;
2. Созревание психических функций происходит в определенной последовательности, и в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование;
3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания, и от общения со взрослыми;
Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Ребенок в нем постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Общение - главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.
4. Формирование и развитие психики ребенка происходит в различных видах деятельности.
Слайд 34 Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями
в развитии и без отклонений являются действия с предметами и
игра.
Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
Слайд 35Одна из первых закономерностей, объединяющих всех детей с различными аномалиями
развития, была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том,
что:
наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития;
Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей.
Слайд 36 Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от
степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем
более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора.
Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
Слайд 37 2. затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях
связей с окружающим миром и, прежде всего, с людьми. Аномальные
дети испытывают трудности во взаимодействии с людьми и окружающей средой.
По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.
В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Слайд 38Следствием перечисленных особенностей является тенденция
3. замедление темпов развития мышления, в
частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у
аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий.
Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывается необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.