Разделы презентаций


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Содержание

АУТИЗМ_РДА_РАСАутизм представляет собой врожденное, нейробиологически обусловленное, патологическое формирование высшей нервной деятельности и психоэмоциональной сферы, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Аутизм

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Слайд 2АУТИЗМ_РДА_РАС

Аутизм представляет собой врожденное, нейробиологически обусловленное, патологическое формирование высшей нервной

деятельности и психоэмоциональной сферы, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального

взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Аутизм – это расстройство развития ребенка, проявляющееся в области социального поведения, вербальной и невербальной коммуникации, познавательной деятельности.
Термин «расстройства аутистического спектра» (РАС) используется для обозначения группы состояний, связанных с нарушениями нейроразвития и характеризующихся качественными отклонениями в реципрокном социальном взаимодействии, вербальной и невербальной коммуникации, а также ограниченными стереотипными или повторяющимися формами поведения, интересами и движениями.
Симптомы РАС проявляются в возрасте до трех лет, чаще в 12-18 месяцев, но в отдельных психических сферах признаки первазивного развития не диагностируются на протяжении, по меньшей мере, еще нескольких лет.

АУТИЗМ_РДА_РАСАутизм представляет собой врожденное, нейробиологически обусловленное, патологическое формирование высшей нервной деятельности и психоэмоциональной сферы, характеризующееся выраженным и

Слайд 3СПЕЦИАЛИСТЫ, ИССЛЕДОВАВШИЕ РДА
Ганс Аспергер
С.С. Мнухин
Лео Каннер 13.06.1894г – 03.04.1981г

Ранний детский

аутизм ( РДА,синдром Каннера) – психопатологический

синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Нарушения в развитии эмоионально-личностной сферы детей и подростков
Ранние варианты синдрома раннего детского аутизма были описаны независимо друг от друга Гансом Аспергером в 1944г. и в СССР С.С. Мнухиным в 1947 году

СПЕЦИАЛИСТЫ, ИССЛЕДОВАВШИЕ РДАГанс АспергерС.С. Мнухин Лео Каннер  13.06.1894г – 03.04.1981гРанний детский аутизм   ( РДА,синдром

Слайд 4Современное состояние данной проблемы характеризуется активным поиском подходов, направленных на

выявление закономерностей формирования аномального развития , изучением факторов патогенеза, актуальных

для построения системы комплексно-коррекционных мероприятий
Современное состояние данной проблемы характеризуется активным поиском подходов, направленных на выявление закономерностей формирования аномального развития , изучением

Слайд 5ОНТОГЕНЕЗ И ДИЗНЕЙРООНТОГЕНЕЗ

ОНТОГЕНЕЗ И  ДИЗНЕЙРООНТОГЕНЕЗ

Слайд 61.Закладка нервных структур опережает закладку остальных органов. 2.С ранних

этапов нервные структуры подчиняют развитие эмбриона системной организации 3.Все

органы с момента закладки навсегда связаны с нервной трубкой 4.Любая психическая функция связана с определенной структурой мозга.

ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1.Закладка нервных структур опережает закладку остальных органов.   2.С ранних этапов нервные структуры подчиняют развитие эмбриона

Слайд 7Нейроонтогенез– генетически запрограммированные структурные и функциональные превращения в нервной системе

от момента зарождения организма до его смерти.

(И.А.Скворцов)

НЕЙРООНТОГЕНЕЗ

Нейроонтогенез– генетически запрограммированные структурные и функциональные превращения в нервной системе от момента зарождения организма до его смерти.

Слайд 8Особое значение имеет закономерность психического развития, описанная И.А. Скворцовым и

Н.А. Ермоленко в монографии «Развитие нервной системы у детей в

норме и патологии»: развитие идет качественными скачками и перед каждым из них ребенок становится наиболее сенситивен (восприимчив к усвоению нового), но вместе с тем теряет часть тех умений, которые приобретены на идущем этапе. Происходит явление, названное И.А. Скворцовым «обнулением». Например, новорожденный ребенок выходит в мир» с большой степенью готовности к адаптации, но одновременно лишается умения поворачивать голову на бок, которое имелось у него внутриутробно. Важной чертой критических периодов развития является не только максимально благоприятное овладение новой функцией, но и определенная декомпенсация других. Развивающаяся вновь функция как бы «обкрадывает» уже имеющиеся в арсенале ребенка. Ярким примером этого может служить так называемый кризис трехлеток, когда бурно развивается мысль и речь, а некоторые навыки поведения ослабевают, что проявляется в капризности, негативных реакциях, психомоторном возбуждении и пр. Ребенок ведет себя так, как дети младшего возраста, хотя его интеллект соответствует возрастным нормативам. Позже аналогичное явление наблюдается в пубертатном возрасте. У подростков возникают вегетативные расстройства, двигательная неловкость, дискоординации, кожные заболевания, например, юношеские угри. Это «плата» за бурное взросление (половое созревание, физическое и психическое возмужание и т.п.). Ослабление или «обнуление» в кризисные периоды прежних достижений развития носит временный характер. Как правило, организм справляется с критической ситуацией, и линия развития выравнивается. По И.А. Скворцову, налицо особое явление — «вираж» развития. Совершенно очевидно, что ориентация в этой и других особенностях развития ребенка необходима родителям и всем специалистам, имеющим дело с детьми.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Особое значение имеет закономерность психического развития, описанная  И.А. Скворцовым и Н.А. Ермоленко в монографии «Развитие нервной

Слайд 9Понятие дизнейроонтогенез
ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ

С ОБЩИМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОЗРЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА В РАННЕМ

ОНТОГЕНЕЗЕ
Клинические проявление дет.аутизма несут дизнейроонтогенетические черты , характерные и для других вариантов нарушений психоневрологического развития – двигательного, перцептивного, речевого и интеллектуального.
И.А.Скворцов с авторами предлагают нетрадиционный концептуальный подход к некоторым механизмам патогенеза аутизма у детей , а именно наличие патологической связи аутизма с нарушением этапа функционального нейроонтогенеза – перехода от генетически обусловленных и относительно независимых от внешней среды поведенческих автоматизмов, обеспечиваемых на пренатальных стадиях развития командными системами нейронов к постнатальным реакциям, зависимым от афферентных систем и направленных на адаптацию организма к средовым условиям. Очевидно, что нарушение перехода приводит к отрыву командных ритмических автоматизмов в пределах различных поведенческих сфер от реальных условий окружающей внешней среды.

Понятие дизнейроонтогенезПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ С ОБЩИМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОЗРЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 10К признакам функционального дизнейроонтогенеза относятся нарушения общей схемы , темпов

и синхронности развития функции. Нарушение нормативной последовательности нарушения и смены

критических периодов.
Отсутствие своевременной редукции устаревших автоматизмов, препятствующих полноценному становлению новых , то приводит к функциональной мозаике с одновременной манифистацией персистентных нередуцированных стереотипий, выработанных на предшествующих стадиях развития, и новых автоматизмов - недоразвитых и деформированных.

К признакам функционального дизнейроонтогенеза относятся нарушения общей схемы , темпов и синхронности развития функции. Нарушение нормативной последовательности

Слайд 11Признаки аутизма

Признаки аутизма

Слайд 12ТЕОРИИ ПРИЧИН АУТИЗМА

ТЕОРИИ ПРИЧИН АУТИЗМА

Слайд 13НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ЭТИОЛОГИИ АУТИЗМА

Вероятность обменных нарушений, касающихся нейротрасмитеров и других медиаторных

систем мозга
Повышение уровня аутоантител к фактору роста нейрона в активном

периоде в течение процесса созревания
Угнетение белкового синтеза в критические периоды онтогенеза приводят к нарушению созревания ГАМК-эргической системы мозга
Нарушение ультра-структуры синаптических контактов в области проекции дофаминовых нейронов на уровне отдельных компонентов синапсов. Изменение соотношения пре и пост синаптических компонентов , а так же аксошипиковых и аксодендридных контактов, что свидетельствует о нарушении регуляции функции дофаминовой системы мозга при аутизме
Возможны нарушения пуринового и пиримидинового метаболизма
Нарушение созревания и миграции клеточных популяций в коре больших полушарий, гиппокампе, базальных ганглиях. Как правило это имеет генетическую патологию , связанную с дефектом генов, кодирующих миграцию и формирование структур нейронов, обеспечивающих межклеточные связи .


НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЭТИОЛОГИИ АУТИЗМАВероятность обменных нарушений, касающихся нейротрасмитеров и других медиаторных систем мозгаПовышение уровня аутоантител к фактору роста

Слайд 14Субстанция Нигра
ДОФАМИНЭРГИЧЕСКИЕ ПУТИ
Главный источник ДА – клетки черной субстанции в

среднем мозге. Восходящие пути из черной субстанции направляются в стриатум

и проецируются на нейронах бледного шара. Данный путь связан с тоническим компонентом двигательного акта. Другие проекции из черной субстанции идут к лимбической области, лобному отделу неокортекса и гипоталамуса. Дефицит ДА приводит к различным патологическим состояниям, как продуктивным так и негативным.

Стриатум

Фронтальная кора

Базальные ганглии

Субстанция НиграДОФАМИНЭРГИЧЕСКИЕ ПУТИГлавный источник ДА – клетки черной субстанции в среднем мозге. Восходящие пути из черной субстанции

Слайд 15Клинико-неврологическое обследование детей с аутистическим синдромом (И.Л.Брин) выявило дефицитарность диэнцефальных

стволовых систем преимущественно правого полушария мозга врожденного характера
Тесная функциональная зависимость

правого полушария с диэнцефальной областью мозга, осуществляющей связь сенсорных, моторных, вегетативных, аффективно-мотивационных систем на базовом лимбико-подкорковом интегративном уровне регуляции организма
Эти структуры обеспечивают возникновение и протекание эмоций. Он обратил особое внимание на существование многочисленных связей между структурами лимбической системы и гипоталамусом. Повреждение одной из структур этого «круга» приводит к глубоким изменениям в эмоциональной сфере психики.

Клинико-неврологическое обследование детей с аутистическим синдромом (И.Л.Брин) выявило дефицитарность диэнцефальных стволовых систем преимущественно правого полушария мозга врожденного

Слайд 16 (неспецифическое образование мозга - объединяет структуры мозга в единую систему)

Ведущим нейропсихологическим нарушением при аутистических расстройствах является дисфункция энергетического структурно-функционального

блока мозга, более выраженное в его лимбико-диэнцефальном звене.
С данным комплексом связано биологическое поведение , в основе которого безусловные рефлексы саморазвития: исследовательская активность, рефлексы сопротивления принуждению(свободы), игровой имитационный рефлекс . Безусловные рефлексы саморазвития обращены к будущему, ориентированы на освоение новых пространственно-временных средств. Исследовательское поведение побуждается самостоятельной потребностью получения информации, т.е.новых стимулов с невыясненным значением. Высокая степень любознательности способствует решению задач, требующих адаптации к тем или иным условиям. У животных и у человека генетически заложена потребность управлять событиями, которая трансформируется в потребность уметь быть компетентным и быть вооруженным в широком смысле слова. Для человека первичными самостоятельными по происхождению являются витальные, социальные и идеальные потребности.

Схема неспецифических структур мозга.

ЛИМБИКО-РЕТИКУЛЯРНЫЙ КОМПЛЕКС

(неспецифическое образование мозга - объединяет структуры мозга в единую систему) Ведущим нейропсихологическим нарушением при аутистических расстройствах является

Слайд 17 По Н.А.Бернштейну, функциональная активность этой области мозга поддерживается простейшими (итеративными,

т.е. равномерно повторяющимися) ритмическими импульсами. К ним относится дыхание, сердцебиение,

перистальтика кишечника и кровеносных сосудов, акты сосания, ползания, ходьбы бега. Не менее важны для организма ребенка простейшие ритмические действия, начиная с самих ранних периодов онтогенеза. В частности, чрезвычайно важно, чтобы акт сосания проходил активно и в течении 1-го года жизни, чтобы осуществлялись активное ползание, ходьба и тд. Недостаток ритмических «допингов» нередко приводит к извращенным способам их «добора». Так, всем известны дети, которые долго сосут палец, пеленку, рукава одежды, грызут ногти, онанируют в младенчестве и прочее.
Следовательно, деятельность таламо-гипоталамического комплекса имеет непосредственное отношение к формированию психики ребенка, составляя важное звено онтогенеза в целом.

По Н.А.Бернштейну, функциональная активность этой области мозга поддерживается простейшими (итеративными, т.е. равномерно повторяющимися) ритмическими импульсами. К ним

Слайд 18 Неспецифические образования формируют энергетический блок.
Энергетический блок имеет три

основные источника обеспечения деятельности организма человека (А.Р. Лурия).






Неспецифические образования формируют энергетический блок. Энергетический блок имеет три основные источника обеспечения деятельности организма человека (А.Р.

Слайд 19Аутизм у детей проявляется в виде комплекса двигательных, перцептивных, интеллектуальны,

речевых, эмоциональных и поведенческих нарушений. В двигательной сфере для ДА

характерны: сочетание активной отрешенности , неприятие внешних сигналов с различными ритмическими стереотипиями в форме от примитивных атетоидно-подобных движений и раскачиваний до более сложных двигательных и поведенческих.
В перцептивной сфере полная сохранность анатомии слуха и зрения. Видит и слышит ,но не фиксирует внимание, не приглядывается, не прислушивается, с предметом знакомится путем сосания, обнюхивания, т.к. с помощью примитивных стереотипных поведенческих реакций.
Тактильная, обонятельная, вкусовая система сохраняются, как наиболее древние, мало меняющиеся в онтогенезе. Некоторых затяжные монотонные однообразные сигналы могут пробиваться через барьер отторжения и нефиксации внимания (льющаяся вода, падающий снег, огонь)
В эмоциональной сфере мимические глазогвигательные системы не работают в ответ на внешнее воздействие. Нет реакции оживления, нет слежения , избегание и страхи перед тем,что нельзя понять.Слитно воспринять, освоить . Осуществляет захват предмета опосредованно рукой матери.
В импрессивной и экспрессивной речи отказ от общения при сохранении внутренних речевых стереотипов, нередко прорывающихся в стереотипные вербализации.
Аутизм у детей проявляется в виде комплекса двигательных, перцептивных, интеллектуальны, речевых, эмоциональных и поведенческих нарушений. В двигательной

Слайд 20В двигательном статусе это проявляется отчетливой ассиметрией тонусно-рефлекторных реакций, особенностями

вращательных движений при стереотипиях, установкой головы, конечностей и позой тела.


Как правило, двигательные стереотипии осуществляются правой рукой ловко и и в высоком темпе. В то же время действия по принуждению ребенок производит левой рукой.
При аутистических расстройствах в детском возрасте страдает экстра-пирамидный компонент двигательных функций преимущественно в его филогенетически древнем звене. Характерные стереотипные двигательные автоматизмы, как правило, относят к низшему уровню регуляции движений относительно более раннего возрастного этапа развития
В старшем возрасте сохраняются симптомы несформированности сложных синергий, что проявляется в особенностях их двигательных функций
Нарушения формирования в онтогенезе межполушарного взаимодействия и недоразвитие высших регуляторных систем мозга подтверждают дизонтогенез левого полушария и связанных с ним функций
В двигательном статусе это проявляется отчетливой ассиметрией тонусно-рефлекторных реакций, особенностями вращательных движений при стереотипиях, установкой головы, конечностей

Слайд 21Нейропсихологические обследования (М.Л.Дунайкин) подтвердили:
*У младенцев с преимущественно правополушарной дисфункцией наблюдается

ослабление потребности во взаимодействии со взрослым
*Психическое развитие имеет асинхронный характер:

часть реакций отставала в своем развитии от возрастных требований, некоторые формировались с опережением.
*В двигательной сфере наблюдались проблемы формирования движений, требующих активности. Отмечалось изменение последовательности становления двигательных навыков (стояние и ходьба формировались ранее,чем сидение и ползание)
*В сенсорной сфере реакции на исчезающий объект были замедленны
*В эмоциональной сфере – выраженное ослабление непосредственных эмоций, избирательность эмоциональных реакций.
*Взаимодействие со взрослыми характеризовалось формальностью, ослабленным зрительным и эмоциональным контактом, прислушиванием к речи, требованием внимания взрослого

Все данные особенности подтверждают правополушарную предпочтительность и у детей с аутизмом это достигало утрированных форм
Нейропсихологические обследования (М.Л.Дунайкин) подтвердили:*У младенцев с преимущественно правополушарной дисфункцией наблюдается ослабление потребности во взаимодействии со взрослым*Психическое развитие

Слайд 22Нарушение подкорковых функций нередко сочетается с рядом корковых нарушений: движения

лишены плавности
Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных расстройств, связанных

с нарушением двигательной тонической регуляцией, и ритмической организацией речи.

При нормализация мышечного тонуса:
*Развитие целенаправленных движений в руках.
*С 6 мес.—самостоятельно сидит
*С 7-8 мес.—ползание, с 9 мес.—встаёт, держась за опору.
*Начальное понимание обращённой речи.

СТРИОПОЛИДАРНЫЙ И ПИРАМИДНО-СТРИАРНЫЙ ПЕРИОД
(ОТ 4 ДО 11 МЕС.)

Нарушение подкорковых функций нередко сочетается с рядом корковых нарушений: движения лишены плавностиНаблюдается прямая связь между характером первичных

Слайд 23ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОВНЯ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ АУТИЗМЕ
При аутизме в

уровневой организации движений сохраняется активность ранних уровней формирования психо-моторных функций
-рубро-спинальный
-мозжечково-паллидарный
-таламо-паллидарный
Более

высокоорганизованные уровни остаются структурно незрелыми, что приводит к однообразным действиям, представляющим собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом. Дети могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую.
Стереотипные движения детей носят аутостимулирующую функцию.

Наблюдаемые своеобразные непроизвольные двигательные перцептивные поведенческие и речевые стереотипии (в частности ритуальные передвижения в помещении, манеризмы, эгоцентрическая речь) свидетельствуют о наличии процесса аномального развития функциональных систем.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОВНЯ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ АУТИЗМЕ При аутизме в уровневой организации движений сохраняется активность ранних уровней

Слайд 24РЕЧЬ И ДИСФУНКЦИЯ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ ПРИ АУТИЗМЕ

Дисфункция правого полушария имеет

большое значение в патогенезе аутизма и развитии «семантически-прагматического синдрома» нарушения

речи (формально артикуляция и синтаксис в норме, проблема с пониманием речи, вербальным мышлением) .
Причиной аутизма является билатеральная-темпоральная дисфункция в результате повреждения миндалины и передней темпоральной коры.

РЕЧЬ И ДИСФУНКЦИЯ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ ПРИ АУТИЗМЕДисфункция правого полушария имеет большое значение в патогенезе аутизма и развитии

Слайд 26МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Слайд 27СУПЕРПОЗИЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ТОМОГРАФИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

СУПЕРПОЗИЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ТОМОГРАФИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Слайд 28По данным исследования: *определяется процентное содержание массы активных нейронов коры

больших полушарий, а так же их метаболизм и функциональная активность

относительно возрастной нормы
*скорость первичной и вторичной обработки информации
*сформированность речевых программ в правом и левом полушарии
*объем оперативной и долговременной памяти
*анатомические особенности срединных структур мозга
*состояние ликворо-динамики
*плотность белого вещества
*сформированность нейро-медиаторных систем мозга
*показатели состояния шейного отдела позвоночника и плотность кровотока по шейным сегментам
*математическая обработка данных, ожидания роста функциональной активности мозга в предстоящий год жизни

Суперпозиционная электромагнитная томография гм

По данным исследования: *определяется процентное содержание массы активных нейронов коры больших полушарий, а так же их метаболизм

Слайд 31КТ исследования выявили морфологические изменения ствола мозга и мозжечка с

преимущественной гиперплазией червя. Одновременно с нарушением в мозжечке обнаруживают нарушение

созревания нейронов во фронтальной коре и значительное увеличение боковых желудочков. Указанные структурные изменения возникают вследствие дизнейроонтогенеза в пренатальном и перинатальном периоде. При дизнейроонтогенезе , обусловленном распространенным поражением перивентрикулярной области, возникают диффузные изменения в мозге с нарушением межнейрональных контактов, комиссуральных и ассоциативных связей .
Т.о. КТ-исследование выявили морфологические изменения мозжечка, гиперплазию червя мозжечка и ствола мозга.
Мозжечок –активный посредник между корой головного мозга и стволовыми образованиями в т.ч.стволовой ретикулярной формации. В настоящее вр.достаточно изучены нисходящее влияние по структурам корково-мосто-мозжечкового пути – и восходящие мозжечково-таламо-картикальные. Однако корково-мозжечковое взаимодействие этим не ограничивается. Мозжечок имеет прямое или ассоциативные связи с ассоциативными корковыми полями, лимбической системой и другими вегетативными центрами.
Современные методы нейровизуализации выявляют изменения функциональной активности мозжечка при различных когнитивных процессах.
Сопоставление результатов позитронно-эмисиионной и магнитно-резонансной томографии головного мозга у детей с аутизмом свидетельствуют о наличии нарушений нейрональной миграции в мозжечке.
Нарушение развития клеток Пуркинье, структур червя, их связей со стволовыми ядрами, корой большого мозга и подкорковыми образованиями – определяют нарушение развития высших психических и коммуникативных функций.
Важное патогенетическое значение имеет функцильнальная недостаточность серотонин- эргическая система мозга. Возникающие дизгенезии и дисплазии мозжечка могут быть обусловлены первичным нарушением программы его формообразования или возникать вторично на разных стадиях фетального развития, как следствие дисплазии или поражения перивентрикулярной области мозга.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ

КТ исследования выявили морфологические изменения ствола мозга и мозжечка с преимущественной гиперплазией червя. Одновременно с нарушением в

Слайд 32ЭЭГ
По данным И.Л.Брин М.Л.Дунайкина 2009г.»: « детей с аутистическим синдромом

ирритативные изменения с резко сниженным порогом судорожной готовности в правом

полушарии отражалось в:
ослаблении потребности во взаимодействии со взрослыми,
затруднениях при захвате предмета, сенсорной реакции на локализацию звука и на исчезающий объект были замедленны,
в эмоциональной сфере отмечалось ослабление непосредственных эмоций или высокая избирательность,
взаимодействие со взрослым имело формальный характер, был ослаблен зрительный эмоциональный контакт, прислушивание к речи, требования внимание взрослого
Тесная функциональная зависимость правого полушария с диэнцефальной областью мозга осуществляющая связь сенсорных, моторных, вегетативных, аффективно мотивационных систем проявлялось в разнообразном нарушении сенсорного синтеза, восприятии, вегетативных дисфункциях, иммунологической уязвимости. Следствием этого являлось нарушение формирования ВНД ,сложных регуляторных и операциональных систем , связанных с премущественной ролью правого полушария»
Как правило отмечается межполушарная асинхрония в теменно-затылочных областях и фактически у всех детей – неустойчивость регуляторных влияний лимбических областей мозга.
ЭЭГПо данным И.Л.Брин М.Л.Дунайкина 2009г.»: « детей с аутистическим синдромом ирритативные изменения с резко сниженным порогом судорожной

Слайд 33ЭЭГ исследование показало, что особенности психической деятельности у этих детей

коррелируют, в основном, с уровнем бетаактивности. Именно этот уровень связан

со степенью выраженности интеллектуальных нарушений.
Кроме того, индекс бета 1 и бета2 активности оказался связанным со временем начала заболевания. Существенно, что по данным ЭЭГ наиболее серьезные изменения (низкие показатели по психологическим параметрам и более высокий индекс бетаактивности) наблюдались при начале заболевания ранее 36 месяцев жизни.
По данным Панюшкиной С.В, изменения в бетаполосе частот коррелируют с нарушениями дофаминергического и норадренергического обмена . Это позволяет предположить, что основным общим звеном, определяющим изменения нарушений психической деятельности у больных шизофренией с расстройствами аутистического спектра, является нарушение нейромедиаторного обмена, коррелирующего с высоким уровнем бета1 и бета2 активности. Как было показано ранее, эти нарушения усиливаются во время обострения процесса и уменьшаются в ремиссии . Сходство этих нарушений с таковыми при эндогенных патологических процессах в мозге может пролить свет на патогенез шизофрении.
В целом характерны:
-снижение амплитуды колебаний
-увеличение индекса бета-активности
-сглаженность зональных различий
-снижение реактивности на действие раздражителей

ЭЭГ исследование показало, что особенности психической деятельности у этих детей коррелируют, в основном, с уровнем бетаактивности. Именно

Слайд 34Образец ээг пациента с аутизмом
На ЭЭГ наблюдаются определенные нарушения в

амплитудной частотной структуре основных ритмов. У всех групп выявлены повышенная

неуправляемая двигательная активность, что коррелирует с нарушениями в структуре сенсо-моторных ритмов, что объясняется дефицитом систем тормозящего контроля моторной деятельности со стороны лобной коры. Это приводит к ослаблению тормозных влияний на подкорковые структуры , что является причиной появления выраженной тетта-активности частоты 5-7 Гц. Он максимально представлен у детей с наиболее выраженными моторными нарушениями.
Образец ээг пациента с аутизмомНа ЭЭГ наблюдаются определенные нарушения в амплитудной частотной структуре основных ритмов. У всех

Слайд 35СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СОМАТОСЕНСОРНЫХ , ПРАКСИЧЕСКИХ И ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СОМАТОСЕНСОРНЫХ , ПРАКСИЧЕСКИХ И ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Слайд 36ФОРМИРОВАНИЕ СОМАТОСЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЕ СОМАТОСЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 37НЕЙРООНТОГЕНЕЗ сенсорной системы

НЕЙРООНТОГЕНЕЗ сенсорной системы

Слайд 3810 месяцев
10 – 12 месяцев
2 – 3 года
4

года

10 месяцев 10 – 12 месяцев 2 – 3 года4 года

Слайд 39ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ПРАКСИСА

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ПРАКСИСА

Слайд 41Высшие психические функции (ВПФ) - сложные динамические системы, осуществляются благодаря

деятельности разноуровневых структур мозга
Формируются прижизненно
Опосредованы речью
Произвольны по способу осуществления
Компоненты ВПФ:
Нейродинамический

(энергетическая основа ВПФ) – I блок мозга (блок регуляции тонуса и бодртвования)
Операциональный (функции специализированных зон мозга) –II блок мозга (блок приема. Хранения и переработки информации)
Регуляторный – III блок мозга (блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности)

Структуры 1го блока мозга:
Нижние и средние отделы ствола мозга
Средний мозг (таламус, гипоталамус)
Лимбические отделы (гиппокамп, миндалина)
Кора больших полушарий мозга (медиобазальные отделы лобных и височных долей)

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

При аутизме нарушается формирование :
-Высших Психических Функций (ВПФ)
-сложных регуляторный систем
-операциональных систем
При наследственной предрасположенности к расстройствам шизоидного характера может реализоваться болезненным протеканием физиологических возрастных кризов.

Высшие психические функции (ВПФ) - сложные динамические системы, осуществляются благодаря деятельности разноуровневых структур мозгаФормируются прижизненноОпосредованы речьюПроизвольны по

Слайд 42АДАПТАЦИЯ И ДИЗАДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ  И ДИЗАДАПТАЦИЯ

Слайд 43Социальная адаптация и реабилитация
Социальная адаптация- (от лат. adapto - приспособляю)

- активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и

принятия целей, ценностей, норм и стилей повеления, принятых в обществе
Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Социальная адаптация и реабилитацияСоциальная адаптация- (от лат. adapto - приспособляю) - активное приспособление к условиям социальной среды

Слайд 44Володя 11 лет 5 мес
Володя проходил психологическое обследование в Центре

нейрокогнитивных исследований (МЭГ – центре) МГППУ. Обследование заключалось в тестировании

уровня развития интеллектуальных способностей с помощью теста K-ABC II (Kaufman&Kaufman, 2004) и уровня развития операций внимания с помощью «Теста произвольного внимания» (Обухова, Строганова, 2006). Тестирование проводилось в течении двух сессий.
Результаты тестирования уровня интеллектуального развития:
Владимир получил следующие результаты:
1. по шкале «общий интеллект» (суммарная) – 101 (96-106),
2. по шкале «сукцессивная обработка информации» - 88 (81- 97),
3. по шкале «симультанная обработка информации» - 111 (102- 118).
4. по шкале «обучаемость» - 94 (87 – 101),
5. по шкале «планирование» - 111 (101- 119)
Среднее значение оценок по всем шкалам – 101.
Таким образом, оценки по всем шкалам соответствуют диапазону средних значений, что свидетельствует о соответствии уровня когнитивного развития возрасту.
Среднее значение оценок по шкалам позволяет определить индивидуальный профиль когнитивных способностей, оцениваемых в данном тесте. Володины оценки по шкалам указывают на наличие существенных различий между ними.
Максимальная оценка (и значимо более высокая, чем среднее значение) была получена по шкале симультанной (целостной) обработки информации. Шкала включает задания «Треугольники» (собирание из треугольников фигуры по образцу) и «Ровер». В «Ровере» ребенку необходимо найти собаки Ровера минимальный по количеству шагов путь между двумя точками на поле клеток размером 4*4 или более. Необходимо соблюдать два правила: не наступать на клетки, закрашенные другим цветом, и засчитывать перемещение на клетку с нарисованной цифрой 2 за двойной шаг. С обоими заданиями Володя справился одинаково успешно.
Низкие, по сравнению со средним значением, оценки были получены по шкалам «сукцессивная обработка информации» и «обучаемость».
Шкала «Обучаемость» включает субтесты «Имена» и «Ребус». Задания направлены на оценку способности запоминать и использовать новую информацию. В «Именах» необходимо правильно сопоставлять бессмысленные названия с конкретными изображениями рыб, растений и раковин. Первый раз каждая из картинок предъявляется отдельно и называется ее «имя». Затем предъявляется лист, на котором изображено 7 и более картинок, и ребенка просят показать среди них по очереди обладателей определенного «имени». В «Ребусе» перед ребенком ставиться противоположная задача: соотнести абстрактные картинки («пиктограммы») со словом. В набор слов входят конкретные и абстрактные существительные, глаголы движения, вспомогательные слова: предлоги и союзы, а также в более сложных пробах – дополнительные значки для обозначения множественного числа и прошлого и будущего времен. Из пиктограмм составляются значимые по смыслу фразы, что создает возможность использовать правила языка в качестве дополнительной подсказки для расшифровки значков. Эта особенность составления последовательности картинок не озвучивается, и ребенок может ею воспользоваться, только если сам догадается о логике построения последовательности.


Володя 11 лет 5 месВолодя проходил психологическое обследование в Центре нейрокогнитивных исследований (МЭГ – центре) МГППУ. Обследование

Слайд 45Оба субтеста Володя выполнил на одинаковом уровне. При выполнении каждого

из них с определенного момента Володя начинал жаловаться на то,

что картинок «слишком много». Особенно явно это было при выполнении субтеста «Имена», где на одном листе расположено множество картинок. Володя пытался осуществить разные стратегии борьбы с этой проблемой: предлагал зачеркивать уже названные им картинки, пробовал закрывать названия картинок руками – однако, понимал, что это против правил и делать этого нельзя. В «Ребусе» Володя всегда согласовывал окончания слов в соответствии с грамматическим контекстом (что не является обязательным условием). Допущенные ошибки заключались в трудностях формирования ассоциаций между пиктограммой и словом, если картинкой шифровался предлог.
Шкала «сукцессивная обработка информации» включает субтесты «Повторение услышанной последовательности цифр» и «Воспроизведение порядка слов». В первом случае необходимо повторить услышанную цепочку из цифр, сохраняя порядок. Во втором субтесте ребенок должен в правильном порядке показать в ряду силуэтных картинок только на те, которые были названы. Во время перечисления названий картинки закрыты. В обоих случаях Володя начинал допускать ошибки в порядке последовательностей, включающих более 4х элементов.
Высокая оценка была получена по шкале «планирование», однако она не может рассматриваться как надежное отражение уровня данной когнитивной способности из – за разрыва в баллах, полученных по входящим в нее субтестам «Восполнение пропусков в истории» (1) и «Восполнение пропусков в логической последовательности» (2). В первом субтесте каждое задание представляет историю, «рассказанную» в картинках. Часть картинок уже нарисована в альбоме, а часть содержится в прилагаемом наборе. Ребенку нужно заполнить пропуски (от 1 до 4) в ряду картинок карточками из выданного набора. Во втором задании, в соответствии с логикой построения ряда из абстрактных картинок, необходимо выбрать для заполнения 1 пропуска в ряду одно из 6 нарисованных ниже изображений.
Володя получил низкую оценку по субтесту (1). Ошибки наблюдались в сложных пробах, где в истории необходимо было заполнить 4 пропуска, а сама история разбивалась на 6 эпизодов и более. Все истории были из разряда житейских ситуаций с участием 2 – 4 человек. Следует отметить, что при выполнении заданий данного субтеста у Володи также наблюдалась четкая стратегия действий. Сначала он откладывал не относящихся к делу карточки в сторону (здесь Володя ни разу не допустил ошибки), затем раскладывал оставшиеся карточки на места и рассказывал историю вслух, глядя на картинки. В случае ошибочного выполнения, рассказанная история также не соответствовала замыслу авторов теста. Таким образом, судя по всему, ошибка в раскладывании карточек заключалась именно в расшифровке логики происходящих событий.
Результаты прохождения Теста произвольного внимания указывают на наличие у Володи существенных трудностей регуляции внимания. Подчеркнуты значения, резко отклоняющиеся от значений, характерных для детей старше 5 лет 
Оба субтеста Володя выполнил на одинаковом уровне. При выполнении каждого из них с определенного момента Володя начинал

Слайд 46Рисунки Володи

Рисунки Володи

Слайд 47Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) определяется В. В. Емельяновым, как

«комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного

аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося». В основе системы координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач, подходе. Основан на объективно существующих факторах голосообразования: биологической целесообразности, энергетической экономичности, акустической эффективности, обеспечиваемые саморегуляцией, самонастройкой, самообучением человека на базе его мозговой активности.
В. В. Емельянов сформулировал основные принципы фонопедического метода развития голоса (ФМРГ):
Принцип «генетически исходного».
Принцип развития режимов работы гортани
«Фонопедический метод развития голоса», направлен на оздоровление голосового аппарата, и его физиологических функций, способствует улучшению психо- эмоционального фона человека.

СИСТЕМА (ФМРГ), КАК ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) определяется В. В. Емельяновым, как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию

Слайд 48Фонопедический метод развития голоса

Фонопедический метод развития голоса

Слайд 49Новые возможности адаптации

Новые возможности адаптации

Слайд 50СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика