Слайд 1Психофизиология как наука
Лекция 1
Слайд 2Литература
1 Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учебное пособие / Т. В.
Алейникова; под ред. Г. А. Кураева. - 2-е изд., доп.
- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 285, с.
2 Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И Александрова. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
3 Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для студентов вузов / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
4 Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 400 с.
Слайд 31 Предмет психофизиологии,
ее задачи и методы
Психофизиология (от греч. psyche
— «душа», physis — «природа» и logos — «учение») —
это наука о физиологических и нейрофизиологических механизмах психических явлений, о психогенезе.
Слайд 5Предмет психофизиологии — структура психофизиологических факторов (биологических и социальных) и
особенности их влияния на процесс исторического и индивидуального развития человека.
Цель психофизиологии - показать человека во всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений.
Слайд 6Задачи психофизиологии
исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном,
нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях;
изучение нейрофизиологических механизмов организации высших
психических функций человека.
Слайд 7Классификация методов исследования
Для изучения центральной нервной системы применяют методы:
непосредственного раздражения
коры мозга (электрического, химического);
методы непрямой стимуляции коры (метод условных рефлексов,
метод вызванных потенциалов, метод навязывания ритмов);
метод вживленных электродов;
применение фармакологических средств;
исследование спонтанной биоэлектрической активности;
изучение сенсомоторных реакций;
методы реографии и компьютерной томографии, и т.п.
Слайд 8Для изучения вегетативной нервной системы обычно используются такие методы, как
регистрация
кожно-гальванической реакции (КГР);
изучение деятельности сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной (ДС) систем;
электрокардиография
(ЭКГ);
пневмография;
спирометрия;
оксигемометрия.
Слайд 9Изучение деятельности двигательной нервной системы:
исследование общей двигательной активности путем наблюдения
за пантомимикой;
изучение спонтанной мышечной активности;
- тремометрия;
- изучение графических движений;
- изучение
скоростно-силовых параметров движений (мышечный тонус, динамометрия, измерение времени простой сенсомоторной и дизъюнктивной реакции, определение реакций на движущийся объект, теппинг-тест);
- электромиография.
Слайд 10Этапы психофизиологического исследования
постановка проблемы,
выбор «опорной» концепции,
планирование,
собственно эксперимент,
обработка,
интерпретация и
формулировка выводов,
включение полученных данных в общенаучную систему знаний.
Слайд 11Направления психофизиологии
возрастная психофизиология;
дифференциальная психофизиология;
когнитивная психофизиология;
сравнительная психофизиология;
психофизиология профессиональной деятельности.
Слайд 122 Ключевые проблемы психологии и психофизиологии
1. Психофизическая проблема — место
психического в природе, соотношение психического и физического;
2. Психофизиологическая проблема —
соотношение психических и физиологических (нервных) процессов: существует ли нервный субстрат психического;
3. Психогностическая проблема — познаваемость вещей и явлений с помощью психики (насколько адекватно отражает психика окружающую среду, каковы механизмы отражения);
4. Психосоциальная — каково соотношение между индивидуальными и социальными (групповыми) психическими явлениями). Здесь связь с психофизиологией заключается в том, что процесс происхождения индивидуальных и групповых психических явлений подчиняется одним и тем же законам.
Слайд 13Проблема границ между психическим и физиологическим:
Физиологические раздражения — психическое ощущение;
Физиологические
реакции — психическое состояние;
Движения — действие;
Свойства нервной системы — темперамент;
Задатки
— способности.
Слайд 143 История становления психофизиологии как науки
В 1829 французский философ Николас
Массиас (1764-1848) впервые употребил термин «психофизиология».
Массиас рассматривал психофизиологию как
дисциплину философии, предметом которой являлось философское решение проблемы психофизиологической проблемы.
Слайд 15В 1879 г. Вильгельм Вундт - немецкий психолог, физиолог и
философ открыл первую психологическую лабораторию.
Предложил выделить в психологии отрасли:
физиологическая психология;
психология
народов.
Слайд 17Бехтерев Владимир
Михайлович
(1857-1927)
Слайд 18Ухтомский
Алексей Алексеевич (1875-1942)
Слайд 19Лурия
Александр Романович (1902-1977)
Слайд 204 Основные методы психофизиологического исследования