Слайд 1Психогенетика
цели, задачи
Шуклина Анастасия, Векшина Влада,
Кормщикова Ксения, Екимова Анастасия
195505
Слайд 2Психогенетика (генетика поведения)
Междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией и генетикой;
предметом ее исследований являются относительная роль и действие факторов наследственности
и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
Слайд 3Психогенетика или генетика поведения
В западной литературе для обозначения этой научной
дисциплины обычно используется термин «генетика поведения» (behavioral genetics). Однако суть
от этого меняется мало – целью исследования в любом случае является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа. Различия могут быть связаны с тем, какие фенотипические признаки включаются в анализ.
Слайд 4Цель
определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-психологических
различий, а также изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые
влияния на формирование разноуровневых свойств психики.
понимание этиологии и структуры анализируемого признака, выяснение факторов, влияющих на этот признак, выяснение тех характеристик среды, которые оказывают влияние на макро- и микрофункционирование этого признака.
Слайд 5Задачи
Основная - выяснение не только наследственных, но и средовых причин
формирования различий между людьми по психологическим признакам. И она включает
в себя:
1. Выяснение роли наследственности и среды в формировании различий между людьми по психологическим признакам.
2. Определение набора сред, которые приводят к появлению одного и того же фенотипа в разных генотипах (найти маму, у которой родились 10-20 близняшек и поместить их в разные среды – в генетики, не выполнимо).
3. Определение параметров среды, существенных для развития того или иного признака (что влияет на развитие IQ ребенка – например, чтение книг, компьютер, наличие книг).
Слайд 6Методы
Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды
на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами
психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
Слайд 7Метод близнецов
Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют
идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.
При этом члены близнецовых пар
любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
Слайд 8Генеалогический метод
Исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
Для этого необходимо
точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской
линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников.
Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных.
Слайд 9Популяционный метод
Позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в
человеческих популяциях.
Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу
лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
Слайд 10Анализ наследуемости нормальных психологических признаков
Данный метод, взятый изолированно от других
методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями
в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
Слайд 11Метод приёмных детей
Сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком
и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими
его усыновителями — с другой.
Слайд 12История развития генетики
1) 1865—1900 — зарождение генетики поведения человека; Фрэнсис
Гальтон, Чарльз Дарвин;
2) 1900—1924— становление генетики поведения как самостоятельной научной
дисциплины; этап количественных признаков;
3) 3)1924—1960 — накопление эмпирического материала;
4)1960 – 90-е гг.
Смещение акцента с психогенетических исследований на исследования темперамента, особенностей личности, моторики и психофизиологических функций.
Слайд 13Проблемы, которые решает психогенетика.
1. Этиология человеческой индивидуальности.
2. Уточнение структуры
человеческой индивидуальности.
3. Уточнение структуры отдельных психических функций.
4. Выделение разных типов
средовых воздействий.
5. Закономерности онтогенеза, выяснение динамики генотип-средовых соотношений.