Слайд 1Психологическая адаптация обучающихся начальных классов при переходе в среднее звено.
Все
наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться.
В.А.Сухомлинский
МБОУ
«СОШ №5»
Ханты-Мансийск 2019г
Слайд 2Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна
из педагогически наиболее сложных проблем.
Слайд 3Наблюдения , общение с учащимися в этот период показывают, что
они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с
педагогами, какие требования обязательны для выполнения –
к школьнику их предъявляется так много и от разных людей.
Слайд 4Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
проблемы
со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность,
даже противоречивость требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Слайд 5В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. С классным
руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и
на редких, к сожалению, классных часах.
Слайд 6 Реакции организма учеников 5 класса, ведущие к снижению
успеваемости.
Физиологические изменения.
Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических
изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Снижается иммунитет.
Слайд 7Неуверенность в себе.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть
повышенная тревожность, давление со стороны родителей , их излишняя требовательность,
боязнь не оправдать ожиданий. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь.
Слайд 8Личные проблемы.
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными
проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и
т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста.
Слайд 9Отсутствие интереса.
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому
что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие
отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что материал, изучаемый в школе, ему в жизни не пригодиться.
Слайд 10Рекомендации.
учителю 4 класса:
1.Во 2 полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе
с целью изучения организации учебной деятельности.
2. Постоянно поддерживать контакт с
классным руководителем и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
3. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем.
Слайд 11Классному руководителю 5 класса
На первом родительском собрании необходимо представить
новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
Поддерживайте контакт с
родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т.д.).
Постоянно поддерживайте контакт с психологом
Совместно участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.
Познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка
Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Поддерживайте тесный контакт со всеми участниками образовательного процесса.
Изучить систему внеклассной работы и работы с родителями
Слайд 12Учителям-предметникам
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе
терминологии, подборе методических приёмов.
Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними
заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
Налаживайте эмоциональны контакт с родителями учащихся.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.
Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика (Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.
Слайд 13Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
Не создавайте психотравмирующих
ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и
т.д., выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.).
Используйте систему поощрений, а именно:, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях.
Не допускайте педагогического манипулирования.
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.
Слайд 14
Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева,
но он может и должен улучшать плоды своего сада.