Слайд 1Психологическая готовность первоклассников к обучению
в школе
Волгина Г.В. педагог- психолог
высшей категории
МОБУ СОШ №1 им. М.Абдуллина, руководитель РМО психологов
Слайд 3Оценка психологической готовности детей к обучению:
1. Общая ориентация детей в
окружающем мире.
2. Отношение ребенка к обучению в школе.
3. Внимание.
4. Мышление.
5.
Память.
6. Речь.
7. Художественно-изобразительные способности.
8. Трудовые умения и навыки.
9. Мотивация достижения успехов.
10. Личностные качества.
11. Межличностные отношения.
Слайд 4Задачи психодиагностики:
Диагностика (входная, выходная);
Коррекционно- развивающая работа;
Консультирование родителей;
Слайд 5Адаптация первоклассника:
Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе,
предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и
полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Слайд 6Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не
вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его
подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Слайд 7Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на
здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал
усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха;
Слайд 8Три варианта развития 6-7-ми летних детей (А.Л.Венгер) :
Тревожность - бывает
ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает
устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.
Слайд 9«Негативистическая демонстративность».
Демонстративность - особенность личности,
связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе
окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Слайд 10«Уход от реальности».
Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного
развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти
дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Слайд 11Методические рекомендации :
Причиной негативного отношения ребенка к школе могут быть
не только особенности развития его организма, но и условия, в
которых он растет(воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности).
Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение с близкими людьми (воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм).
Слайд 12Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного
времени. Оно многократно окупится. Учение будет для него не тяжелой
обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Формируйте у детей умения преодолевать трудности, создавайте для него ситуации успеха.
Слайд 13
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за
его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости
в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.
Итак, успехов вам и больше веры в себя!