Слайд 1Психологическая характеристика периодов эпохи раннего детства
Слайд 2План
Специфика кризиса новорожденности
Особенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности периода
младенчества
Кризис 1 года
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в
период раннего детства
Семизвездье симптомов кризиса 3-х лет
Слайд 3Кризис новорожденности
от рождения до
1,5 – 2 месяцев
Слайд 4Феномен бондинга
Форма раннего контакта с ребенком сразу после рождения (1,5
часа)
Это незримая связь между ребенком и матерью, благодаря которой они
и после рождения ребенка продолжают оставаться единым целым.
Интуитивный, экстрасенсорный тип отношений между матерью и ребенком.
Это не то, чему можно обучить, можно только сделать так, чтобы он имел место.
Это важное условие формирования положительных личностных качеств ребенка.
Слайд 5 Ребенок в момент родов отделяется от матери физически,
но не биологически, так как в основных жизненных функциях еще
долгое время остается биологически несамостоятельным существом.
Всё существование ребёнка занимает промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.
Слайд 6 Специфика социальной ситуации развития новорожденного:
беспомощность
невозможность самостоятельно удовлетворить ни одной
своей потребности
полная зависимость от взрослых
Для индивидуальной психической жизни новорожденного характерны:
преобладание
нерасчленённых переживаний
отсутствие выделения себя из среды
Ведущая деятельность - непосредственно эмоциональное общение со взрослым.
Слайд 7Наследственно закреплённые механизмы приспособления к новым условиям жизни – безусловные
рефлексы,
обеспечивающие работу основных систем организма, - дыхания, кровообращения, пищеварения
и др.: пищевого( сосательный) и вестибулярного сосредоточения и т.п.;
защитные;
ориентировочные;
атавистические: хватательный; опорный; спонтанного ползания; автоматическая походка и т.п.
Слайд 8Первые условные рефлексы
1. Реакция на позу кормления: как только
он оказывается в определённом положении на коленях матери, у него
возникают сосательные движения.
2. Ориентировочный рефлекс.
зрительное сосредоточение (3-5 неделя),
слуховое сосредоточение (2-3 неделя).
- реакция на голос человека (3-4 неделя).
3. Рефлекс на сон и бодрствование, поэтому важен режим.
Слайд 9 «Комплекс оживления» — это специфический акт поведения новорожденного в
отношении взрослого.
Включает три компонента:
Улыбку
Вокализацию (гулит, гукает,
вскрикивает, мычит на встречу взрослого)
Двигательную реакцию
Стадии становления «комплекса оживления»:
1. Улыбка (социальная улыбка или улыбка общения)
2. Улыбка + гуление
3. Улыбка + вокализация + двигательное оживление
Слайд 10 «Комплекс оживления» знаменует собой появление первой социальной потребности
— потребности в познании и общении.
Появление «комплекс
оживления» означает, что в своем психическом развитии ребенок переходит в новый период — собственно младенчество.
Центральные новообразования новорожденности – индивидуальная психическая жизнь (Л. С. Выготский); потребность во впечатлениях (Л. И. Божович); потребность в общении со взрослым (В. С. Мухина).
Слайд 11ПЕРИОД
МЛАДЕНЧЕСТВА
от 1,5-2 МЕСЯЦЕВ
до 1 ГОД
Слайд 12Социальная ситуация развития
Жизнь и поведение младенца опосредуется
взрослым либо реализуется в
сотрудничестве с ним, складывается ситуация «Мы» (Л.С. Выготский)
Она определяется двумя
моментами:
1) Беспомощность младенца обуславливает его зависимость от ухаживающего за ним взрослого, поэтому его отношение к действительности изначально социально.
2) Ребенок лишен основного средства общения — речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное — бессловесное.
Слайд 13Ведущая деятельность
Непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (по Д.Б. Эльконину);
Ситуативно-личностное
общение (по М.И. Лисиной)
Объектом общения является другой человек.
Основное содержание общения
– обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, звуков и слов, жестикуляции, телесного контакта.
Слайд 14Средства общения — экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Стадии развития
общения в младенчестве
непосредственное общение (общение ради общения);
общение по поводу
предметов;
общение как совместная деятельность.
Слайд 15Если ребенок лишен общения и внимания или ограничен в контактах
со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость –
госпитализм.
Проявления госпитализма :
запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы;
резкое отставание в овладении речью;
эмоциональная обедненность;
бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.).
Слайд 16Психологические новообразования:
Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний
Предметное восприятие
Автономная речь
Ходьба
Мотивирующие представления.
Ребенок становится субъектом желания и действия.
Слайд 17Кризис 1 года связан со всплеском самостоятельности.
Поведенческий симптом кризиса —
появление особых аффективных состояний — гипобулических реакций, протекающих по типу
эмоционального взрыва (Л.С. Выготский). Возникают, когда взрослые не понимают его или не выполняют то, чего он хочет.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка.
Наблюдаемые нарушения:
биоритма (например, соотношения сна — бодрствования);
удовлетворения витальных потребностей (чувства голода);
эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).
.
Слайд 18ПЕРИОД
РАННЕГО ВОЗРАСТА
от 1 года до 3 лет
Слайд 19Социальная ситуация развития — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком,
«ребенок — предмет — взрослый».
Основное содержание — усвоение общественно
выработанных способов употребления предметов.
Форма общения — ситуативно-деловое общение, т.е. практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами.
Средства общения — это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.
Слайд 20Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно важны действия:
Орудийные - действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией
и общественно выработанным способом их использования.
Соотносящиеся – действия, приводящие два или несколько предметов в определенное пространственное взаимоотношение.
Ребенок должен научиться действовать не «в логике руки», а в логике самого орудия, когда нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.
Слайд 21Новые виды деятельности:
1. Игра
Развивается по схеме:
1. Предметная (многократное
воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование значений предмета )
2.
Сюжетно-отобразительная (воспроизведение в действиях собственные наблюдений повседневной жизни)
3. Предпосылки сюжетно-ролевой игры (воспроизведение действия (роли) конкретного взрослого из своего окружения)
2. Рисование - это знаковая, символическая деятельность.
Развивается по схеме: 1) каракули; 2) узнавание предмета по сочетанию линий ; 3) собственно изобразительная деятельность
Слайд 22Психологические новообразования:
Овладение предметными действиями
Символическое, замещающее действие
Предметная, сюжетно-отобразительная игра
Начальные этапы изобразительной
и других видов продуктивной деятельности
Активная речь
Наглядно – действенное мышление
«Сознание «Я
сам»
Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними
Слайд 23Кризис 3-х лет
это разрушение, пересмотр старой системы социальных
отношений, кризис выделения своего «Я» (Д.Б. Эльконин);
это перестройка социальных отношений
ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей.
Э.Келер, Л.C.Выготский описали «семизвездье симптомов», характеризирующих кризис 3-х лет.
Слайд 241. Негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже
вразрез с собственным желанием. Главный мотив действия – сделать наоборот.
2.
Упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.
Слайд 253. Строптивость – реакция направленная не против конкретного взрослого, а
в целом против всей системы отношений, норм воспитания, образа жизни,
который сложился до трех лет. «Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях.
4. Своеволие, своенравие — гипертрофированное проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому.
Слайд 265. Протест - бунт — постоянная готовность ребенка к ссоре,
раздражению, конфликту с окружающими. Ребенок воюет со всем миром сразу,
даже с теми, кого раньше любил.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что требования взрослых, которые раньше беспрекословно выполнялись, начинают нарушаться.
7. Деспотизм – ребенок заставляет взрослых делать все, что он требует, особенно остро проявляется по отношению к матери. В семьях с несколькими детьми – проявляется как ревность.