Разделы презентаций


Психологическая характеристика периодов эпохи раннего детства

Содержание

ПланСпецифика кризиса новорожденностиОсобенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности периода младенчестваКризис 1 года Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период раннего детстваСемизвездье симптомов кризиса 3-х лет

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологическая характеристика периодов эпохи раннего детства

Психологическая характеристика периодов эпохи раннего детства

Слайд 2План
Специфика кризиса новорожденности
Особенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности периода

младенчества
Кризис 1 года
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в

период раннего детства
Семизвездье симптомов кризиса 3-х лет

ПланСпецифика кризиса новорожденностиОсобенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности периода младенчестваКризис 1 года Социальная ситуация развития и

Слайд 3Кризис новорожденности от рождения до 1,5 – 2 месяцев

Кризис новорожденности от рождения до  1,5 – 2 месяцев

Слайд 4Феномен бондинга
Форма раннего контакта с ребенком сразу после рождения (1,5

часа)
Это незримая связь между ребенком и матерью, благодаря которой они

и после рождения ребенка продолжают оставаться единым целым.
Интуитивный, экстрасенсорный тип отношений между матерью и ребенком.
Это не то, чему можно обучить, можно только сделать так, чтобы он имел место.
Это важное условие формирования положительных личностных качеств ребенка.


Феномен бондингаФорма раннего контакта с ребенком сразу после рождения (1,5 часа)Это незримая связь между ребенком и матерью,

Слайд 5 Ребенок в момент родов отделяется от матери физически,

но не биологически, так как в основных жизненных функциях еще

долгое время остается биологически несамостоятельным существом.
Всё существование ребёнка занимает промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.
Ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически, так как в основных

Слайд 6 Специфика социальной ситуации развития новорожденного:
беспомощность
невозможность самостоятельно удовлетворить ни одной

своей потребности
полная зависимость от взрослых
Для индивидуальной психической жизни новорожденного характерны:
преобладание

нерасчленённых переживаний
отсутствие выделения себя из среды
Ведущая деятельность - непосредственно эмоциональное общение со взрослым.
Специфика социальной ситуации развития новорожденного:беспомощностьневозможность самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребностиполная зависимость от взрослыхДля индивидуальной психической

Слайд 7Наследственно закреплённые механизмы приспособления к новым условиям жизни – безусловные

рефлексы,
обеспечивающие работу основных систем организма, - дыхания, кровообращения, пищеварения

и др.: пищевого( сосательный) и вестибулярного сосредоточения и т.п.;
защитные;
ориентировочные;
атавистические: хватательный; опорный; спонтанного ползания; автоматическая походка и т.п.

Наследственно закреплённые механизмы приспособления к новым условиям жизни – безусловные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма, -

Слайд 8Первые условные рефлексы
1. Реакция на позу кормления: как только

он оказывается в определённом положении на коленях матери, у него

возникают сосательные движения.
2. Ориентировочный рефлекс.
зрительное сосредоточение (3-5 неделя),
слуховое сосредоточение (2-3 неделя).
- реакция на голос человека (3-4 неделя).
3. Рефлекс на сон и бодрствование, поэтому важен режим.
Первые условные рефлексы 1. Реакция на позу кормления: как только он оказывается в определённом положении на коленях

Слайд 9 «Комплекс оживления» — это специфический акт поведения новорожденного в

отношении взрослого.
Включает три компонента:
Улыбку
Вокализацию (гулит, гукает,

вскрикивает, мычит на встречу взрослого)
Двигательную реакцию
Стадии становления «комплекса оживления»:
1. Улыбка (социальная улыбка или улыбка общения)
2. Улыбка + гуление
3. Улыбка + вокализация + двигательное оживление
«Комплекс оживления» — это специфический акт поведения новорожденного в отношении взрослого.  Включает три компонента: УлыбкуВокализацию

Слайд 10 «Комплекс оживления» знаменует собой появление первой социальной потребности

— потребности в познании и общении.
Появление «комплекс

оживления» означает, что в своем психическом развитии ребенок переходит в новый период — собственно младенчество.
Центральные новообразования новорожденности – индивидуальная психическая жизнь (Л. С. Выготский); потребность во впечатлениях (Л. И. Божович); потребность в общении со взрослым (В. С. Мухина).
«Комплекс оживления» знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в познании и общении.

Слайд 11ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА от 1,5-2 МЕСЯЦЕВ до 1 ГОД

ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА от 1,5-2 МЕСЯЦЕВ  до 1 ГОД

Слайд 12Социальная ситуация развития
Жизнь и поведение младенца опосредуется
взрослым либо реализуется в

сотрудничестве с ним, складывается ситуация «Мы» (Л.С. Выготский)
Она определяется двумя

моментами:
1) Беспомощность младенца обуславливает его зависимость от ухаживающего за ним взрослого, поэтому его отношение к действительности изначально социально.
2) Ребенок лишен основного средства общения — речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное — бессловесное.
Социальная ситуация развитияЖизнь и поведение младенца опосредуетсявзрослым либо реализуется в сотрудничестве с ним, складывается ситуация «Мы» (Л.С.

Слайд 13Ведущая деятельность
Непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (по Д.Б. Эльконину);
Ситуативно-личностное

общение (по М.И. Лисиной)
Объектом общения является другой человек.
Основное содержание общения

– обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, звуков и слов, жестикуляции, телесного контакта.

Ведущая деятельность Непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (по Д.Б. Эльконину);Ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной)Объектом общения является другой

Слайд 14Средства общения — экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Стадии развития

общения в младенчестве
непосредственное общение (общение ради общения);
общение по поводу

предметов;
общение как совместная деятельность.


Средства общения — экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции). Стадии развития общения в младенчественепосредственное общение (общение ради общения);

Слайд 15Если ребенок лишен общения и внимания или ограничен в контактах

со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость –

госпитализм.
Проявления госпитализма :
запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы;
резкое отставание в овладении речью;
эмоциональная обедненность;
бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.).

Если ребенок лишен общения и внимания или ограничен в контактах со взрослыми, то развивается глубокая физическая и

Слайд 16Психологические новообразования:
Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний
Предметное восприятие
Автономная речь
Ходьба
Мотивирующие представления.

Ребенок становится субъектом желания и действия.

Психологические новообразования: Дифференциация ощущений и эмоциональных состоянийПредметное восприятиеАвтономная речьХодьбаМотивирующие представления. Ребенок становится субъектом желания и действия.

Слайд 17Кризис 1 года связан со всплеском самостоятельности.
Поведенческий симптом кризиса —

появление особых аффективных состояний — гипобулических реакций, протекающих по типу

эмоционального взрыва (Л.С. Выготский). Возникают, когда взрослые не понимают его или не выполняют то, чего он хочет.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка.
Наблюдаемые нарушения:
биоритма (например, соотношения сна — бодрствования);
удовлетворения витальных потребностей (чувства голода);
эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).


.

Кризис 1 года связан со всплеском самостоятельности.Поведенческий симптом кризиса — появление особых аффективных состояний — гипобулических реакций,

Слайд 18ПЕРИОД РАННЕГО ВОЗРАСТА от 1 года до 3 лет

ПЕРИОД РАННЕГО ВОЗРАСТА от 1 года до 3 лет

Слайд 19Социальная ситуация развития — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком,

«ребенок — предмет — взрослый».
Основное содержание — усвоение общественно

выработанных способов употребления предметов.
Форма общения — ситуативно-деловое общение, т.е. практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами.
Средства общения — это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.
Социальная ситуация развития — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, «ребенок — предмет — взрослый». Основное содержание

Слайд 20Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно важны действия:


Орудийные - действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией

и общественно выработанным способом их использования.
Соотносящиеся – действия, приводящие два или несколько предметов в определенное пространственное взаимоотношение.
Ребенок должен научиться действовать не «в логике руки», а в логике самого орудия, когда нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.
Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно важны действия: Орудийные - действия с предметом-орудием в соответствии

Слайд 21Новые виды деятельности:
1. Игра
Развивается по схеме:
1. Предметная (многократное

воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование значений предмета )
2.

Сюжетно-отобразительная (воспроизведение в действиях собственные наблюдений повседневной жизни)
3. Предпосылки сюжетно-ролевой игры (воспроизведение действия (роли) конкретного взрослого из своего окружения)
2. Рисование - это знаковая, символическая деятельность.
Развивается по схеме: 1) каракули; 2) узнавание предмета по сочетанию линий ; 3) собственно изобразительная деятельность

Новые виды деятельности: 1. Игра Развивается по схеме:1. Предметная (многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование значений

Слайд 22Психологические новообразования:
Овладение предметными действиями
Символическое, замещающее действие
Предметная, сюжетно-отобразительная игра
Начальные этапы изобразительной

и других видов продуктивной деятельности
Активная речь
Наглядно – действенное мышление
«Сознание «Я

сам»
Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними
Психологические новообразования:Овладение предметными действиямиСимволическое, замещающее действиеПредметная, сюжетно-отобразительная играНачальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельностиАктивная речьНаглядно –

Слайд 23Кризис 3-х лет
это разрушение, пересмотр старой системы социальных

отношений, кризис выделения своего «Я» (Д.Б. Эльконин);
это перестройка социальных отношений

ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей.
Э.Келер, Л.C.Выготский описали «семизвездье симптомов», характеризирующих кризис 3-х лет.
Кризис 3-х  лет это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (Д.Б. Эльконин);это

Слайд 241. Негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже

вразрез с собственным желанием. Главный мотив действия – сделать наоборот.
2.

Упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.
1. Негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием. Главный мотив действия

Слайд 253. Строптивость – реакция направленная не против конкретного взрослого, а

в целом против всей системы отношений, норм воспитания, образа жизни,

который сложился до трех лет. «Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях.
4. Своеволие, своенравие — гипертрофированное проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому.
3. Строптивость – реакция направленная не против конкретного взрослого, а в целом против всей системы отношений, норм

Слайд 265. Протест - бунт — постоянная готовность ребенка к ссоре,

раздражению, конфликту с окружающими. Ребенок воюет со всем миром сразу,

даже с теми, кого раньше любил.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что требования взрослых, которые раньше беспрекословно выполнялись, начинают нарушаться.
7. Деспотизм – ребенок заставляет взрослых делать все, что он требует, особенно остро проявляется по отношению к матери. В семьях с несколькими детьми – проявляется как ревность.
5. Протест - бунт — постоянная готовность ребенка к ссоре, раздражению, конфликту с окружающими. Ребенок воюет со

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика