Слайд 1Психологическая подготовка боксеров-юношей
Буторов Алексей 1псо12
Слайд 2Введение
В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что
физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на
одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше психологически подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, уровень развития психомоторных процессов, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником.
Бокс предъявляет чрезвычайно высокие требования к психологической стабильности игрока, т.к. в этом виде спорта психические нагрузки особенно влияют на успешность соревновательной деятельности.
Соревнования - это всегда стресс. Стрессовые состояния в спортивном процессе не возникают естественным образом. Они зарождаются на стадии подготовки. Весь предсоревновательный процесс связан не только в совершенствовании своего технического мастерства, но и в каждодневной физической и психической подготовки. Режим дня, правильное и особое питание до и во время соревнований, умение восстанавливаться после многочасовых турниров и готовить себя к следующим испытаниям и т.д.
Основополагающий момент психологической подготовки - саморегуляции спортсмена-боксера. Уровень физической подготовленности и психических качеств может оказывать как решающее, так и второстепенное, положительное или отрицательное влияние на ход соревнований, способствовать победам или явиться причиной поражений.
Слайд 3Психологическая подготовка - важный раздел в подготовке спортсменов к соревновательной
деятельности. Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской
психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и до этого в учебно-тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.
Слайд 4Сущность и значение психологической подготовки спортсмена
Результат выступления спортсмена на соревнованиях
зависит от эффективности построения интегральной подготовки: технической, тактической, физической и
психологической. Рассмотрим более подробно вопрос психологической подготовки в бильярдном спорте.
В ходе соревнований величина стрессов, которые испытывает спортсмен, постепенно увеличивается, особенно при достижении достаточно высоких результатов. Спортсмены, у которых тревога выражается в непосредственных агрессивных действиях, обычно не добиваются высоких спортивных показателей. Это относится и к индивидам, которые не способны владеть собой и управлять своим эмоциональным и физическим состоянием во время стресса
Для регуляции эмоционального состояния спортсмена используется психологическая подготовка.
Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них
Слайд 6Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту
или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние
психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели
Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.)
Слайд 7Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному
соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена
универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения.
Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию
Слайд 8Ниже перечислены основные виды деятельности психолога в процессе психологической подготовки
-
оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика);
- разработка индивидуальной программы
воздействий (программирование психологической подготовки);
- организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика);
- применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция);
- создание адекватного психического состояния (настройка);
- управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование);
- компенсация негативных последствий (восстановление).
Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции
Слайд 10Направления психологической подготовки боксеров
Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие
требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической
и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой
Особенностью психологической подготовки в единоборстве являются:
ответственность перед коллективом за личные действия;
большое количество сильных сбивающих факторов во время соревнований;
сильно выраженные компоненты спортивного мастерства и их взаимодействия для достижения цели (техника, тактика, физическая и психологическая подготовки);
сложности турниров (перерывы между боями не дают возможности полностью восстановить организм, большое количество турниров, контроль над массой тела, профилактика травм и др.).
Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, вовремя боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Наоборот, если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он и при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т. п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. Не надо забывать, что боксер, участвуя в турнире, который длится до 12 дней, имеет три-четыре боя и должен быть психологически готов к каждому из них.
Слайд 11При психологической подготовке боксера на первый план выдвигаются его индивидуальные
качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудирован в области психологии,
педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития [2, с.12].
Важную, а может даже решающую роль в этом аспекте играет тренер. Именно он должен следить за состоянием спортсмена и по мере поступления проблем решать их сообща.
Условно психологическую подготовку бойца можно разделить на два этапа:
1) Подготовка на регулярных тренировках (общая подготовка)
Основные задачи общей психологической подготовки]:
Воспитание моральных черт и качеств личности спортсмена.
Формирование спортивного коллектива и психологического климата команды.
Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких как «чувство дистанции», «чувство партнера», «чувство ринга», «чувство времени».
Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.
Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать боевую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия.
Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самого боя.
Слайд 12Развитие волевых качеств.
Важной задачей любого тренера привитие боксёру постоянного стремления
к совершенству. Только в этом случае можно достигнуть действительно больших
высот. Боксёр должен осознавать, что, только достигнув совершенства, он сможет стать лучшим. Отрабатывая на тренировках различные техники, тренер должен чётко указывать на сильные и слабые стороны, чтобы боксёр понимал, над чем ему предстоит поработать, а что является его коронкой. Зная свои силы, спортсмен будет более уверен в себе, а это хорошо сказывается на эмоциональном состоянии.
Выработка волевых качеств у боксеров - одна из основных задач тренера. В связи с этим необходим творческий подход к обучению спортсменов, способствующий развитию целеустремленности, настойчивости, инициативности, сознательной дисциплины. Волевой боксер быстрее и успешнее совершенствует свои физические качества и спортивное мастерство. Волевая подготовка - процесс двухсторонний: с одной стороны, спортсмен является объектом воспитательного воздействия тренера и коллектива, с другой - активным субъектом этого процесса. Уверенное ведение боя, решительность в действиях, неожиданные и смелые атаки - основа боевых действий боксера. Тренеру следует развивать у воспитанников сильный характер. Нередко на ринге встречаются бойцы со схожей технической и тактической подготовленностью, встречу выигрывает тот, у кого сильнее воля. Без сильной воли нельзя добиться высоких спортивных результатов. Следует помнить, что психологическая подготовка спортсменов должна быть связана с физической, технической и тактической
Слайд 13Специальную психологическую подготовку боксеров к конкретным соревнованиям можно условно разделить
на пять этапов:
1 психологическая подготовка на предсоревновательном этапе тренировки;
2 психологическая
подготовка к бою;
3 психологическое воздействие во время боя;
4 психологическое воздействие на протяжении всего турнира;
5 психологическое воздействие после окончания соревнований.
Психологическая подготовка на предсоревновательном этапе тренировки
Продолжительность этого этапа соответствует промежутку времени от начала предсоревновательного сбора до сообщения результатов жеребьевки на соревнованиях.
Слайд 14К числу основных задач этапа следует отнести следующие:
1.Осознание боксерами особенностей
и спортивных задач предстоящих соревнований.
Весьма важным в этот период является
формирование общественно значимых и личных мотивов успешного результата выступления. Под влиянием тренера и всего коллектива (сбора) боксер должен подлинно, а не формально осознать важность успеха в соревнованиях для всей страны, республики, города, спортивного и трудового коллектива, своей семьи.
2.Изучение конкретных условий соревнований.
В начале сбора тренерский состав должен сообщить о сроках, положении и месте проведения соревнований, количественном составе участников, об основных претендентах среди команд соперников, о климатических и временных условиях, реакции болельщиков и др.
3.Изучение особенностей будущих соперников и их учет в тренировке.
На предстоящие национальные, а иногда и международные соревнования дается определенная информация о соперниках. С этой целью обычно тренеры и боксеры ведут постоянно пополняющийся учет о всех ведущих или перспективных спортсменах в интересующих их весовых категориях [20]. В случае, если тренер уже видел выступления соперника, он сможет дать конкретные советы по поводу тактики ведения боя, а так же информировать о способностях и слабых сторонах оппонента. В этой ситуации крайне важно придерживаться золотой середины. Нельзя приуменьшать достоинств соперника с целью поднятия боевого духа и придания уверенности в себе подопечному, так как будет риск недооценки соперника, что приведёт к нежелательному результату. Однако, не нужно и восхвалять его, иначе боксёр выйдет на ринг уже морально побеждённым. В информативной манере разъяснить сложившуюся ситуацию и путём анализа выработать правильную тактику - вот оптимальный вариант для правильного психологического настроя бойца. В случае, если соперник - новая фигура, о которой нет никакой информации, подготовиться морально сложнее .
Если же по каким-то причинам соперники неизвестны, то необходимо всеми возможными способами узнать о них как можно больше. Для этого необходимо встретиться с тренерами и боксерами, которые участвовали в различных соревнованиях, где выступали предполагаемые соперники. Необходимо узнать, что собой представляет соперник, его особенности, манеру ведения боя, техническую подготовленность, «психологическую устойчивость», излюбленные приемы, применяемые им в бою, недостатки и слабые стороны подготовки.
Слайд 154.Формирование уверенности в своих силах.
Влияние психических состояний боксера на его
действия определяется перестройкой психологических и физиологических процессов в организме. В
одних случаях боксеры испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, что повышает готовность организма к выполнению предстоящих спортивных действий, в других - возникает перевозбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения, которые снижают готовность и возможности спортсмена.
5.Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предсоревновательной подготовкой и соревнованиями.
В процессе предсоревновательной деятельности на боксера действуют различные стрессоры, связанные с максимальной нагрузкой, травмой и заболеванием, эмоциональным воздействием и т.д]
Психологическая подготовка вовремя секундирования. В перерыве между раундами у тренера есть возможность вносить коррективы в действия боксёра, основываясь на наблюдениях во время боя. В данной ситуации очень важно внушать боксёру уверенность, как бы не обстояли дела на самом деле. Заставить бойца поверить в свои силы и давать грамотные наставления по поводу того или иного аспекта боя. Тренер должен быстро и чётко донести до подопечного, какие слабости он увидел в противнике, и как можно их использовать. Уверенность и профессионализм тренера обязательно благотворно повлияют на психологическое состояние боксёра. В случае победы над соперником, обязательно нужно закрепить успех похвалой, для того, чтобы в будущих встречах с этим оппонентом боец уже имел психологическое превосходство. Если же боксёр проиграл бой, нужно подбодрить его, но в обязательном порядке разобрать все ошибки, которые он допустил, чтобы он понял, что их устранение приведёт к победе [17].
Итогом психологической подготовки боксера должно явиться состояние психической готовности, которое находит свое выражение в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях.
Слайд 16Заключение
Доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от
высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и
от его психологической готовности.
Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.
Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.
Слайд 17Соревновательная деятельность - это особый вид деятельности человека, который может
осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.
Организация психологической
подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.
Велико значение произвольной саморегуляции при подготовке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижающей его работоспособность.
Задача тренера - подготовить ученика к тому этапу его спортивной деятельности, когда спортсмен высокой квалификации может самостоятельно оценить сложившуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием.
Произвольная саморегуляция помогает спортсмену справиться с эмоциональным возбуждением.
Он должен научиться сознательно контролировать собственные проявления психики и определять причины их возникновения, переключать внимание и концентрировать его на необходимом, отвлекаться от отрицательных раздражителей и использовать словесные формулировки, специальные приемы, способствующие созданию оптимального состояния.
По возможности следует привлекать специалистов-психологов к проведению занятий со спортсменами групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
При правильном использонии приемов саморегуляции психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;
боевым духом спортсмена.
Единство этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой уверенности.