Слайд 1Психологические барьеры профессионального развития личности
Эльвира Эвальдовна Сыманюк
Слайд 2Барьер -
это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов,
понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления
жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.
Слайд 3Функции психологических барьеров:
стабилизации (останавливают движение, придают ему статику);
коррекции (столкнувшись с
препятствием, движение меняет свое направление);
энергетизации (энергия движения накапливается под влиянием
удерживающего ее барьера);
дозирования (препятствия дозируют движение, определяют его меру);
мобилизации (живые организмы, столкнувшись с препятствием, мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий);
развития (изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество);
торможения (барьер замедляет движение, сдерживает активность);
подавления (постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные возможности).
Слайд 4Виды психологических барьеров:
кризисы профессионального развития личности;
индивидуально-психологические качества личности (ригидность, низкая
толерантность, агрессивность и др.);
ухудшение профессионально-психологического здоровья;
профессиональные деструкции.
Слайд 5Кризисы профессионального развития личности -
это непродолжительные периоды жизни, сопровождающиеся
кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой деятельности.
Слайд 6Детерминанты кризисов:
изменения ведущей деятельности (смена ведущей деятельности, изменение способа выполнения
деятельности, совершенствование способа выполнения деятельности и стереотипизация деятельности);
изменения социальной ситуации
развития (ухудшение социально-экономической ситуации, неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных планов, случайные события);
субъектность личности (повышение социально-профессиональной активности, неудовлетворенность потребностей личности, снижение социально-профессиональной активности, неготовность к профессиональному самоопределению, стремление к саморазвитию и самореализации, субъективное чувство остановки в развитии, возрастные психофизиологические изменения).
Слайд 7Признаки кризисов профессионального развития:
потеря смысла в выполняемой деятельности;
потеря чувства нового;
субъективное
чувство остановки в развитии;
преобладание негативных эмоций в отношении работы;
раздражительность или
апатия.
Слайд 8Кризис учебно-профессиональной ориентации (1415 или 1617лет) на стадии оптации
Факторы:
невозможность
реализовать профессиональные намерения.
Выбор профессии без учета индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических
свойств.
Ситуативный выбор профессионального учебного заведения.
Способы преодоления:
- Психологически компетентное профессиональное консультирование.
- Коррекция профессиональных намерений.
Слайд 9Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 1921 год) на стадии
профессионального образования
Факторы:
Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой.
Изменение социально-экономических условий
жизни.
Перестройка ведущей деятельности.
Способы преодоления:
Активизация учебно-познавательной деятельности.
Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности.
Коррекция выбора профессии
Слайд 10Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 2123 года) на стадии
профессиональной адаптации
Факторы:
Трудности профессиональной адаптации.
Освоение новой ведущей деятельности.
Несовпадение профессиональных
ожиданий и реальной действительности.
Способы преодоления:
Активизация профессиональных усилий.
Коррекция мотивов труда и
Я-концепции.
Смена специальности и профессии
Слайд 11Кризис профессионального роста (3033 года) на стадии первичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями
занимаемой должности и своим профессиональным ростом.
Потребность в профессиональном самоутверждении
и трудности ее удовлетворения.
Способы преодоления:
Повышение социально-профессиональной активности и квалификации.
Смена места работы и вида деятельности.
Слайд 12Кризис профессиональной карьеры (3840 лет) на стадии вторичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность своим
социально-профессиональным статусом, должностью.
Новая доминанта профессиональных ценностей.
Кризис возрастного развития.
Способы
преодоления:
Повышение социально-профессиональной активности.
Выработка индивидуального стиля деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности.
Освоение новой специальности, повышение квалификации.
Переход на новую работу
Слайд 13Кризис социально-профессиональной самоактуализации (4850 лет) на стадии мастерства
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями реализовать
себя в сложившейся профессиональной ситуации.
Недовольство своим социально-профессиональным статусом.
Психофизиологические изменения и
ухудшение состояния здоровья.
Способы преодоления:
Переход на инновационный уровень выполнения деятельности.
Сверх нормативная социально-профессиональная активность.
Смена профессиональной позиции
Слайд 14Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) на стадии утраты профессии
Факторы:
Уход
на пенсию и новая социальная роль.
Сужение социально-профессионального поля.
Психофизиологические
изменения и ухудшение состояния здоровья.
Способы преодоления:
Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности.
Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров.
Вовлечение в общественно полезную деятельность.
Слайд 15Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие (по определению
ВОЗ).
Профессиональное здоровье - возможность организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы,
обеспечивающие работоспособность во всех условиях и на всех этапах профессиональной деятельности (В.А.Пономаренко).
Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности (Г.С.Никифоров).
Слайд 16Факторы, детерминирующие психологическое здоровье:
резкие социально-экономические изменения (обостряют социальную незащищенность,
угнетают чувство безопасности);
особенности организации и содержание деятельности;
условия труда;
удовлетворенность трудом;
удовлетворенность межличностными
отношениями;
стиль руководства коллективом;
социально-психологический климат;
количество и характер профессиональных стрессов;
мотивация труда;
адаптивность личности.
Слайд 17Признаки профессионального неблагополучия:
негативный субъективный статус (самочувствие, активность, настроение);
наличие болевого синдрома
( в том числе и психоэмоционального –«болит душа»);
снижение или полная
утрата трудоспособности;
уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов;
снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок;
ухудшение адаптационных возможностей (снижение интереса к инновациям, сопротивление им);
проявления психологического насилия.
Слайд 18Показатели психологического здоровья:
преобладающее хорошее самочувствие;
глубокое понимание и принятие себя;
позитивные гармонизирующие
ориентации на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру,
и т.д.;
высокая удовлетворенность жизнью и профессией - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;
высокий уровень саморегуляции (но не слишком высоком!) своих желаний, эмоций и действий, своих привычек, процессом развития и т.п.
адекватность возрасту:
психологическая гармония.
Слайд 19Профессиональные деструкции -
это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно
сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого
процесса.
Слайд 20Типология профессиональных деструкций:
Профессиональная направленность (выученная беспомощность и профессиональное отчуждение);
Профессиональная компетентность
(консервация опыта);
ПВК (профессиональные деформации);
Психофизиологические свойства (не существенно изменяются в профессиональной
деятельности).
Слайд 21Выученная беспомощность -
снижение уровня профессиональной активности в результате безразличия к
организационным событиям , отсутствие инициативы, избегание ситуаций, сопряженных с неудачей.
Изучали:
М Селигман, Н.А.Батурин, Д.Циринг, И.В.Девятовская.
Слайд 22Факторы развития беспомощности:
Предшествующий опыт влияния неподконтрольного неприятного воздействия;
Формирование уверенности в
том, что контроль над неприятным стимулом зависит только от случая;
Доминирование
внешнего локуса контроля;
Когнитивный диссонанс.
Слайд 23Характеристики выученной беспомощности:
убеждение в неподконтрольности результата;
желание скорее покончить с этой
ситуацией;
желание прекратить все усилия;
потеря самоконтроля;
надежда найти решение;
вера в свою личную
неспособность разрешить ситуацию;
желание убежать от этой ситуации;
гнев на самого себя;
гнев по отношению к внешним объектам.
Слайд 24Профессиональное отчуждение -
потеря идентичности со своей профессиональной ролью и профессиональным
сообществом в целом. Человек не идентифицирует себя с выполняемой деятельностью,
не принимает на себя ответственность за происходящее в организации, не разделяет организационные ценности.
Слайд 25Поведенческие признаки отчуждения:
закрытость в отношениях с коллегами,
агрессивность,
ложь как
неосознанное искажение фактов,
заведомая ложь,
преувеличение своих заслуг,
цинизм.
Слайд 26Детерминанты профессионального отчуждения:
Профессиональная дезадаптация (возникает на всех стадиях проф. развития);
Двойная
мораль;
Подмена профессиональной ментальности обывательской;
Абсолютизация принципа целесообразности;
Деидеологизация или сверхидеологизация
сознания;
Амбициозность специалистов или некомпетентность лиц, принимающих решения;
Одномерность оценок,
Некритичность мышления;
Дефицит профессионально-правового самосознания.
Слайд 27Профессиональная стагнация -
консервация профессионального опыта, избегание инноваций, работа на
уровне устаревших знаний, умений и навыков.
Слайд 28Факторы консервации профессионального опыта:
Особенности профессиональной деятельности;
Стадия организационного развития;
Индивидуально-психологические особенности личности.
Слайд 29Профессиональные деформации
Искажение уровня выраженности профессионально важных качеств личности (В.В.
Бойко, Р.М. Грановская, А.А. Крылов, Е.С. Кузьмин, В.Е. Орел, Е.И.
Рогов).
Деформация личности - это изменение ее качеств и свойств (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение.
Слайд 30Детерминанты профессиональной деформации:
факторы, обусловленные спецификой профессиональной деятельности;
личностные факторы;
факторы социально-психологического характера.
Слайд 31Профессиональные деформации психологов:
Демонстративность – качество личности, проявляющееся в эмоционально
окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя.
Индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей личности.
Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях.
Социальное лицемерие обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания клиентов.