Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАТЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
(на примере курсантов высшего танкового
командного училища)
Кафедра психологии личности
Хакимзянов Руслан Наильевич
Слайд 3
Объект исследования – субъективное благополучие личности.
Предмет исследования – психологические детерминанты
субъективного благополучия курсантов.
Гипотеза исследования: эмоциональная, ценностная и коммуникативная сферы личности
детерминируют субъективное благополучие курсантов.
Цель исследования – выявить психологические детерминанты субъективного благополучия курсантов.
Слайд 4В соответствии с целью исследования были подставлены следующие задачи:
Проанализировать существующие
подходы к пониманию и изучению субъективного благополучия.
Теоретический анализ психологических детерминант
субъективного благополучия личности.
Теоретическое обоснование выделения эмоциональной, ценностной и коммуникативной сфер личности как детерминант субъективного благополучия курсантов.
Эмпирическое изучение психологических детеминант, влияющих на субъективное благополучие курсантов.
Слайд 5Организация и проведение эмпирического исследования
Основной задачей исследования являлось эмпирическое исследование
психологических компонентов, влияющих на субъективное благополучие курсантов.
Исследование проводилось на базе
Высшего танкового командного училища. Выборку составили 77 курсантов в возрасте 18-23 лет.
В исследовании использовался следующий диагностический инструментарий:
Оксфордский опросник счастья, М. Аргайл (OHI, Oxford Happiness Inventory; M. Argyle);
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко;
Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
Ценностный опросник Ш. Шварца (2 часть – профиль личности);
Тест ЭмИн (эмоционального интеллекта) Д.В. Люсина.
Методы математической статистики:
Корреляционный анализ (Пирсона)
Сравнение выборок по t-критерию Стьюдента
Регрессионный анализ
Слайд 6Сравнение по t-критерию Стьюдента 1 и 2 групп испытуемых
Слайд 7Сравнение по t-критерию Стьюдента исследуемых показателей
1-группы и 2-группы по
«Методике диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов»
Примечание: НУ –
неумение управлять эмоциями;
ОП – общий показатель.
Слайд 8Сравнение по t-критерию Стьюдента исследуемых показателей
1-группы и 2-группы по
методике «Ценностный опросник» Ш. Шварца
Примечание: К – конформность; Т –
традиции; Д – доброта; У – универсализм; СС – самостоятельность; С – стимуляция; Б – безопасность.
Слайд 9Сравнение по t-критерию Стьюдента исследуемых показателей
1-группы и 2-группы по
методике «Тест эмоционального интеллекта»
Примечание: ПЧЭ – понимание чужих эмоций;
УЧЭ – управление чужими эмоциями; УСЭ – управление своими эмоциями; КЭ – контроль экспрессии; МЭИ – межличностный эмоциональный интеллект; ПЭ – понимание эмоций; ОЭИ – общий эмоциональный интеллект.
Слайд 10Статистическое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента
для 1-группы и 2-группы
Слайд 11Корреляционные связи всей группы испытуемых
Примечание: Сплошная линия - прямая корреляционная
связь (p≤0,001); сплошная средняя линия – прямая корреляционная связь (p≤0,01);
сплошная тонкая линия – прямая корреляционная связь (p≤0,05). Пунктирная линия - обратная корреляционная связь (p≤0,001).
Слайд 12Деструктивное влияние на субъективное благополучие
Слайд 13Позитивное влияние на субъективное благополучие
Слайд 14Выводы:
Неумение управлять эмоциями при установлении эмоциональных контактов оказывает негативное
влияние на субъективное благополучие личности курсантов высшего танкового училища.
На субъективное
благополучие личности курсантов высшего танкового командного училища позитивно влияют такие ценностные приоритеты, как традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция и
На субъективное благополучие личности курсантов высшего танкового командного училища позитивно влияет уровень развития эмоционального интеллекта.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования.
Слайд 15Научная новизна исследования:
Проведена реорганизация теоретического материала по проблематике исследования –
формирование субъективного благополучия личности;
Впервые теоретически доказана необходимость изучения психологических детерминант
субъективного благополучия курсантов;
Впервые для курсантов высшего военного училища эмпирически подтверждено взаимовлияние субъективного благополучия и коммуникативной, эмоциональной и ценностной сфер личности;
Впервые доказана процентная детерминация субъективного благополучия курсантов высшего военного танкового училища рядом психологических составляющих, а именно высоким уровнем эмоционального интеллекта, такими ценностными приоритетами, как традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, неумением управлять эмоциями в процессе коммуникаций.