Слайд 1Психологические концепции в педагогике спорта
Лопухова Ольга Геннадьевна,
Доцент кафедры педагогической психологии
КФУ
Слайд 2Педагогика детско-юношеского спорта
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «ребёнок»
→ παιδος «подросток» + ἄγω «веду») — наука о воспитании
и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности.
Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.
Детско-юношеский спорт – система дополнительного образования, соответственно его педагогическая функция имеет ключевое значение.
Слайд 3Педагог, Педагог-психолог, Психолог
в детско-юношеском спорте
Сопровождение развития ребенка, формирования его
личности в детско-юношеском спорте – это психолого-педагогический процесс, который требует
профессионального подхода, и может осуществляться специалистом, имеющим соответствующую квалификационную подготовку.
Решение педагогических вопросов в процессе сопровождения ребенка в системе детско-юношеского спорта невозможно без глубоких, системных знаний психологических механизмов развития личности ребенка.
Основы функционирования психики человека, его реакций и поведения, адаптации в среде, целеполагания и достижения целей, формирования личности отражения в системе психологических концепций
Слайд 4Система и системный подход
Системный подход — направление методологии научного познания,
в основе которого лежит рассмотрение объекта целостного комплекса взаимосвязанных и
взаимодействующих объектов.
Основные принципы системного подхода:
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Слайд 5Основные понятия системного подхода
Система — совокупность элементов, действующих вместе как
целое и выполняющих этим определенную функцию.
Структура — способ взаимодействия элементов
системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).
Процесс — динамическое изменение системы во времени.
Функция — работа элемента в системе.
Состояние — положение системы относительно других её положений.
Системный эффект (эмерджентность) — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей (качественно иным, чем простое суммирование, образованием).
Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.
Слайд 6Аспекты системного подхода
Системный подход — это подход, при котором любая
система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход
(цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
Системно-элементный или системно-комплексный, состоящий в выявлении элементов, составляющих данную систему.
Системно-структурный, заключающийся в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы.
Системно-функциональный, предполагающий выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы.
Системно-целевой, означающий необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой.
Системно-ресурсный, заключающийся в выявлении ресурсов, необходимых для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы.
Системно-интеграционный, состоящий в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность.
Системно-коммуникационный, означающий необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой.
Системно-исторический (генетический), позволяющий выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
Слайд 7Основные психологические направления
в педагогике детско-юношеского спорта
Психоаналитический подход (ортодоксальный,
юнгианский, неопсихоанализ)
Бихевиоральный подход
Когнитивный подход
Деятельностный подход
Культурно-историческая концепция
(см. «Психология спорта»,
с. 40-80)